Кроме того, есть внешние факторы, которые могут повлиять на ценность товара или услуги: например, технологические прорывы или изменения в экономике. Их невозможно контролировать, но нужно отслеживать и учитывать в маркетинговых действиях.
Маркетинговые исследования помогают решать три задачи:
1. Поиск возможностей для открытия бизнеса и оценка потенциала развития. Например, перед запуском нового продукта компания хочет узнать существующую ёмкость рынка. А при масштабировании бизнеса — найти ниши, в которых есть потенциал роста для её продукта.
2. Разработка, уточнение, оценка маркетинговых мероприятий. Например, исследование о том, увеличилась ли узнаваемость бренда после рекламы на ТВ.
3. Совершенствование общего маркетингового процесса. Например, получение информации о том, какие каналы коммуникаций с потребителями используются на новом для компании рынке.
Методы маркетинговых исследований можно разделить на качественные и количественные.
Качественные исследования. Нужны, чтобы изучить и описать ситуацию, понять смысл происходящего, выбрать направление для дальнейших исследований, нащупать новые идеи и разработать гипотезы для проверки. Они основываются на мнениях, взглядах, впечатлениях потребителей и экспертов рынка. Результат — идеи и инсайты, с которыми можно работать.
Количественные исследования. Основываются на сборе и анализе количественных данных. С их помощью выявляют причинно-следственные связи, закономерности изменений, проверяют достоверность гипотез. Для этого используют математическое моделирование и статистику. Результат этого метода исследований — чёткие выводы, основанные на собранных данных.
Качественные исследования помогают понять смысл происходящего, а количественные — собрать чёткие данные
В зависимости от метода маркетинговые исследования могут быть разных видов. Разберем самые популярные:
Анкеты могут быть стандартизированными ― с чёткой последовательностью закрытых вопросов, одинаковых для всех респондентов. Так маркетологи получают количественные данные. Например, о характеристиках аудитории продукта и предпочтениях клиентов.
Нестандартизированные опросы включают открытые вопросы и варианты веток вопросов в зависимости от ответов. С их помощью можно одновременно собирать и количественные, и качественные данные в рамках исследований.
Тогда для тестовой группы покупателей предлагают такую карточку, а для контрольной группы — карточку в неизменном виде. После сравнения результатов станет ясно, верна ли гипотеза. Если верна, можно браться за переделку всех остальных карточек товара.
Маркетинговые исследования проводят в пять этапов:
1. Получить запрос от бизнеса
Нужно выяснить проблему, которую пытается решить бизнес, определить, на какие вопросы нужно ответить в процессе исследования и какую информацию получить по итогу маркетингового исследования.
2. Выбрать подходящий метод исследования
В большинстве случаев сначала с помощью качественных методов выявляют гипотезы о предмете исследования, а затем с помощью количественных методов подтверждают обоснованность и надёжность этих выводов.Но могут быть и другие варианты в зависимости от целей исследования.
3. Определить способ сбора данных
На этом этапе маркетолог принимает решение, какие данные ему лучше использовать для сбора информации: первичные или вторичные.
Первичные данные собирают для целей исследования впервые, например, при общении с потребителями или экспертами рынка. Можно делать это через опрос или интервью либо с помощью наблюдения за участниками.
Вторичные данные — данные, которые собрали ранее не для целей исследования, например, маркетинговое исследование рынка от внешнего агентства или выгрузка из Яндекс Метрики, в которой есть информация об аудитории посетителей сайта компании.
4. Собрать и подготовить данные
Важно, чтобы на выходе были необходимые данные и в той форме, которая будет удобна для анализа. Звучит просто, но здесь есть много подводных камней.
После сбора данные необходимо проверить на пропуски и полноту. Выявить «выбросы» — аномальные показатели, которые сильно выбиваются из ряда.
Например, бизнесмен решил продавать мороженое у входа в парк. Для этого он в течение месяца собирал данные: в том числе, сколько людей в среднем проходит через этот вход. В результате он увидел, что с 5-го по 10-е число месяца проходимость стала в два раза больше, а затем снова снизилась. Оказалось, в это время на соседней улице прорвало трубу, и люди обходили этот участок через парк. Данные о проходимости точки, собранные с 5-го по 10-е число, отклоняются от средних показателей и могут считаться выбросом.
5. Проанализировать и интерпретировать данные
После обработки данных результаты маркетингового исследования необходимо оформить как ответ на основные вопросы.
Маркетинговое исследование начинается с задачи, которую хочет решить бизнес. Результат исследования — способ решения этой задачи
Читать также: