Маркетинг • 25 марта 2024 • 5 мин чтения

Как разработать маркетинговый план: инструкция

Маркетинговый план — часть стратегии продвижения. Он помогает бизнесу достигать целей: выходить на рынок, запускать кампании и т. д. Рассказываем, как его создать.

Что такое маркетинговый план и планирование

Маркетинговая стратегия составляется после определения общей стратегии бизнеса. А маркетинговый план — это продолжение маркетинговой стратегии, её пошаговая реализация на ближайший год. Это документ, в котором описана поэтапная программа достижения целей компании или проекта. Он включает список мероприятий, сроки, бюджет, а также KPI — показатели, которые помогают оценить эффективность проделанной работы. План могут составлять в целом для бизнеса или для отдельного направления, например для развития корпоративного бренда.

Представим, что кондитерская фабрика хочет вывести на рынок новый продукт — натуральный мармелад. Чтобы составить план маркетинга, необходимо найти ответы на вопросы:

● Под каким брендом и для какой аудитории будут продавать мармелад?
● Как будет выглядеть продукт?
● По какой цене будут его продавать?
● Где продавать: в эколавках, в супермаркетах, на маркетплейсах?
● Как продвигать: в соцсетях, с помощью наружной рекламы или другими способами?
● Сколько денег и времени потребуется для запуска продукта?

Ирина Загребина, маркетолог-стратег бюро позиционирования SPIKA
План маркетинга должен быть привязан к плану бизнеса. Например, у компании есть задача — выйти на новый рынок. Маркетинг предлагает что-то для достижения этой цели: например, выпуск нового продукта и продвижение через разные рекламные каналы.

Всё начинается с бизнес-стратегии, а план маркетинга помогает её реализовать

План маркетинга иногда называют медиапланом, но между ними есть разница:

● Маркетинговый план — более широкое понятие: в нём описывают, что продавать, по какой цене, где и для какой аудитории и т. д.

Медиаплан — это часть маркетингового плана, программа продвижения по каналам: какие виды рекламы и где запускать, какой бюджет на это потребуется. Некоторые компании — например, небольшие районные клиники, цветочные магазины или кофейни формата «у дома» — ограничиваются только медиапланом — всё зависит от целей и бюджета.

Составлять медиаплан и план маркетинга учат на курсе «Трафик-менеджер». А ещё рассказывают, как проводить прибыльные рекламные кампании в Яндекс Директе, VK Рекламе и Google Ads. Уже через 3–4 месяца после старта обучения студенты смогут начать работать с реальными проектами.

Виды маркетинговых планов

Строгого разделения на виды маркетинговых планов не существует. Компании сами решают, какой использовать. Например, составляют план по комплексу маркетинга или используют модель SOSTAC.

План по комплексу маркетинга

Комплекс маркетинга — это совокупность факторов, которые компания использует для создания преимуществ на рынке и продвижения продуктов. Модель, на которой строится комплекс маркетинга, базово состоит из четырёх элементов — 4P:

1. Product — товары. Продукты и услуги, которые компания предлагает рынку.
2. Price — цена. Сумма, которую потребители должны заплатить за получение услуги или продукта.
3. Place — каналы распределения. Как товар поступает к потребителю, где продаётся.
4. Promotion — продвижение. Как компания рассказывает о достоинствах своих товаров и услуг.

Иногда к ним добавляют ещё три элемента:

1. People — люди. Все, кто имеет отношение к продаже товара и услуги.
2. Process — процесс. Как человек выбирает и покупает продукт.
3. Physical evidence — физический атрибут. Что окружает человека в момент выбора и покупки продукта.

Каждый из этих элементов нужно проанализировать по вопросам: кто, что, где, когда, как. Например, что за продукт или услугу выводить на рынок, где и за какую цену продавать, для какой аудитории и через какие каналы запускать рекламу. Из ответов формируется маркетинговый план.

Работа над этими вопросами позволяет лучше понять продукт и поведение пользователей. Выводы ложатся в основу маркетингового плана. Они помогают определить цели, задачи, срок, ответственных, бюджет и KPI

План маркетинга как медиаплан

Подход к маркетинговому планированию в компаниях может быть разным — всё зависит от стандартов в данной отрасли или конкретном бизнесе. Где-то составляется и маркетинговый план, и календарь мероприятий, и медиаплан. А где-то маркетинговый план состоит только из медиаплана.

Возьмём, например, небольшую клинику в спальном районе, которая работает на аудиторию в радиусе 5–10 километров. У неё может не быть масштабного плана, разбитого по комплексу маркетинга, а только план продвижения с конкретными каналами: размещение на онлайн-картах, на сайтах отзывов, таргетинг.

А у оптовых компаний, наоборот, может быть только маркетинговый план без медиаплана. Так как им не нужно масштабное продвижение, баннерная или ТВ-реклама — они продают товары через свой отдел продаж или партнёров и полностью сконцентрированы на сбыте. Максимум, что они делают, — это размещают информацию о себе в специализированных справочниках, выступают на конференциях и выставках, проводят собственные вебинары.

Медиаплан включает только подробности по размещению рекламы: от постановки целей до запуска кампаний и оценки их результатов. Оформляют его тоже в виде таблицы, например в Excel, куда вносят:

● вид рекламного размещения: баннеры, статьи, посты в соцсетях;
● канал продвижения: например, SEO, контекстная реклама;
● сроки продвижения;
● охват — сколько пользователей увидят рекламу;
● прогноз конверсий — процент пользователей, которые совершили целевое действие: например, купили продукт;
● бюджет на продвижение;
● предполагаемую прибыль.

План по модели SOSTAC

Ещё одна разновидность — маркетинговое планирование по модели SOSTAC, такой план обычно оформляют в виде таблицы. SOSTAC — это аббревиатура, которая состоит из шести элементов:

1. Situation Analysis — анализ текущей ситуации. Необходимо исследовать положение компании на рынке, её конкурентов, угрозы и возможности.

2. Objectives — постановка целей. Компания определяет и описывает в плане цели.

3. Strategy — стратегия. Разрабатывают план достижения целей.

4. Tactics — тактики. Указывают инструменты, которые помогут достичь целей. Например, контекстная реклама, поисковая оптимизация, email-рассылка и т. д.

5. Action — действия. На этом этапе нужно подробно расписать календарный план мероприятий по шагам и определить бюджет для каждого направления.

6. Control — контроль. Здесь прописывают метрики, которые помогут проанализировать эффективность кампаний. А ещё важно указать сотрудников, которые будут отвечать за разные направления.

Структура маркетингового плана

Каждая компания сама выбирает, что включать в маркетинговое планирование. Но существуют обязательные разделы, из которых состоит структура плана:

Анализ. Маркетологи проводят SWOT-анализ — исследование сильных и слабых сторон компании, возможностей и угрозы для производства и продвижения товаров и услуг, а также изучают конкурентов.

Цели. Как их достичь, какие задачи и за какой период необходимо для этого решить.

Тактика. Это календарный план с описанием всех действий, которые приведут к достижению цели: запуск рекламных кампаний, офлайн-мероприятия, смена позиционирования. Для каждого направления назначают сотрудника, который будет отвечать за результат.

Бюджет. Сколько денег нужно для реализации плана. Бюджет обычно расписывают по статьям расходов и временным периодам.

Оценка исполнения. В плане важно обозначить метрики, по которым будут оценивать результаты. Например, охваты, прибыль, узнаваемость бренда. А ещё решить, с какой периодичностью проводить корректировку задач.

Ирина Загребина

Часто маркетологи не понимают, какие метрики закладывать в план и как оценивать их эффективность. Например, узнаваемость бренда была 20%, а после реализации плана — 25%. Это соответствует задачам? Плохо или хорошо? Нужно заранее договориться, что и как измерять во время рекламного продвижения. Если маркетолог видит, что какой-то канал не работает, можно менять его на другой. План должен быть гибким: хотя бы раз в полгода важно смотреть промежуточные результаты, перераспределять бюджеты.

Разработка маркетингового плана

Маркетинговый план можно разработать по следующему алгоритму:

1. Анализ текущего состояния компании. Для этого нужно изучить:

● финансовые показатели. Например, выручка или доля рынка, которую занимает компания;
● все возможности и угрозы, которые могут повлиять на компанию. Например, новые законы, повышение ключевой ставки, субсидии для бизнеса;
● конкуренты: кто они, в чём сильнее, а в чём слабее;
● портрет клиента: пол, возраст, регион проживания, доход, увлечения и т. д.

2. Постановка целей. Важно определить, чего компания хочет добиться с помощью маркетинговой стратегии и плана. Например, повысить узнаваемость бренда, занять новую нишу на рынке, увеличить выручку или аудиторию.

3. Изучение пути пользователя. После общего анализа и постановки целей можно переходить к изучению пути пользователя — этапов, которые человек проходит до того, как покупает товар или услугу. Его ещё называют Customer Journey Map (CJM). У каждой компании CJM свой. Например, клиент магазина мебели, которому нужно обставить кухню, может пройти через следующие этапы:

● Поиск информации. Клиент вдохновляется картинками из соцсетей, фотографиями блогеров — дизайнеров интерьеров. Читает про разные бренды мебели, спрашивает отзывы у знакомых.

● Поиск вариантов, где купить. Клиенту важно потрогать товар, увидеть его цвет не на фото, а вживую, поэтому он ищет офлайн-магазин.

● Посещение магазина. Клиент изучает товар, присматривается, ищет альтернативы.

● Покупка. Клиент доволен выбором и приобретает товар.

4. Поиск точек контакта. Следующий шаг в разработке маркетингового плана — расписать точки контакта с пользователем на каждом этапе его пути. Это ситуации, места и интерфейсы соприкосновения клиента с компанией или брендом, например:

● офис, склад, магазин, аккаунты в соцсетях, мобильное приложение, магазин на маркетплейсе и т. д.;
● технологии: сайт, блог, автоответчик, номер телефона;
● общение с сотрудниками компании: например, операторами колл-центра или продавцами-консультантами в магазине;
● рекламные материалы: например, статьи в блоге, ролики на радио или ТВ;
● каналы коммуникации: через поисковые системы, соцсети, поп-апы, промоакции, выставки и т.д.

На каждом этапе можно найти точки соприкосновения с пользователем и рассказать ему о продукте

5. Определение сроков, бюджета и метрик. До составления подробного плана мероприятий важно заранее определить, по каким показателям будет оцениваться эффективность мероприятий. А ещё определить общий срок кампаний и бюджет. Это поможет отсечь задачи, на которые требуется слишком много времени и денег.

6. Составление пошагового плана действий. По каждой точке контакта на пути пользователя необходимо расписать, что конкретно сделать, на какие метрики влиять, за какой срок и сколько денег на это выделить. Например, как привести трафик на посадочную страницу продукта, что разместить на ней, чтобы клиент заинтересовался, сколько это будет стоить и какие показатели отслеживать. В результате должен получиться календарный план активностей и медиаплан с разбивкой по каналам продвижения.

Ирина Загребина

По каналам продвижения важно установить метрики и KPI и регулярно их отслеживать. Некоторые можно корректировать каждый месяц, другие — раз в три месяца: например, запуск контекстной рекламы. А если рекламная кампания более масштабная, например на полгода, а её цель — увеличить охват аудитории и узнаваемость, то логично провести анализ результатов после окончания.

Примеры

Чаще всего компании составляют маркетинговые планы в виде таблиц. Приведём примеры планов двух компаний — отеля и фирмы по производству окон:

1. Маркетинговый план отеля. Вот как выглядит маркетинговый план одного из отелей в Тольятти. Первый лист в Excel посвящён календарному плану на год. Компания расписала, как будет поздравлять клиентов в Международный женский день, День матери или День всех влюблённых. На второй странице плана — бюджет на продвижение. Указаны траты в каждом месяце по разным каналам: контекстной рекламе, партнёрским интернет-сайтам, радио, печатных СМИ.

Компания на весь год расписала расходы на маркетинговое продвижение

2. Маркетинговый план компании по производству окон. В календаре бренда указаны стратегические шаги: разработка слогана и уникального товарного предложения. Есть разделение по каналам продаж: сайты-агрегаторы, промоакции, консультанты в торговых центрах. Распланирована работа с интернет-коммуникациями: размещение информации об акциях на сайте, продвижение групп в соцсетях, публикация положительных отзывов на форумах. Также расписан бюджет на три месяца.

Обычно маркетинговый план составляют на год, но всё зависит от масштабов кампании: можно ограничиться и тремя месяцами

Совет эксперта

Ирина Загребина

Важно не просто составить план маркетинга, но и определить сотрудника компании, который будет контролировать проведение всех мероприятий, синхронизировать команды, отслеживать результаты. Маркетинговый план — это руководство к действию, у которого должен быть ответственный, а также промежуточные этапы для корректировки.
Статью подготовили:
Ирина Загребина
Бюро позиционирования SPIKA
Маркетолог-стратег
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Sep 24 2024 18:10:40 GMT+0300 (Moscow Standard Time)