Матрица принятия решений в менеджменте и для управленческих задач
Матрица принятия решений в менеджменте и для управленческих задач
Рассказываем о матрице принятия решений, её плюсах и минусах. Объясняем, как и в каких случаях метод используют в менеджменте, и приводим примеры.
Матрица принятия решений — это метод поиска управленческих решений в сложных, неоднозначных ситуациях. Иногда её также называют методом или концепцией Пью — по фамилии британского дизайнера, который её изобрёл. Такую матрицу используют в менеджменте для сравнения различных вариантов решения проблемы. Также она подходит для выбора наилучшего варианта из нескольких альтернатив. Например, с помощью метода часто выбирают подрядчиков, победителей тендеров или программы, у которых на рынке много аналогов.
Суть матрицы Пью состоит в том, что она позволяет выделить критерии, влияющие на принятие решения, и оценить по каждому из них возможные варианты. При этом метод основан на данных: альтернативные решения оцениваются по каждому критерию путём присвоения баллов или процентов. В итоге вариант, набравший максимальное количество баллов, считается наиболее выгодным.
Матрица принятия управленческих решений может быть полезна не только в менеджменте, но и в обычной жизни. К примеру, с её помощью можно выбрать отель для путешествий, сравнив разные варианты по стоимости, уровню сервиса и близости к важным достопримечательностям. Кроме того, метод частично используется в разных сервисах. Допустим, при сравнении товаров на Яндекс Маркете пользователь сразу видит различные параметры продукта. Для принятия решения остаётся только определить их приоритет исходя из собственных предпочтений и подсчитать сумму баллов.
Разобраться, как применять матрицу принятия решений и другие управленческие методы в работе, поможет курс «Управление командой». Занятия позволят получить навыки постановки и делегирования задач, научиться расставлять приоритеты, настраивать процессы, мотивировать команду и разрешать конфликты.
Метод Пью используется в различных направлениях менеджмента. Например, матрица часто используется при выборе вендоров и других подрядчиков.
Также её применяют в разработке, когда нужно выбрать метод реализации функции продукта. Кроме того, метод полезен для принятия стратегических решений — допустим, когда стоит задача выбрать, в каком районе города открыть новую точку продаж.
Рассмотрим ситуации, когда в менеджменте пригодится матрица принятия решений:
Важно задокументировать решение. Матрица Пью даёт возможность зафиксировать процесс выбора и критерии оценки, что бывает полезно, когда у заказчиков или членов команды возникают вопросы по принятому решению.
Разберём применение матрицы Пью по шагам на примере выбора подрядчика, который будет заниматься продвижением сайта.
На первом этапе определяются аспекты, которые влияют на принятие решения. При выборе подрядчика критериями могут быть, например, стоимость услуг, их объём и срок оказания, возможность постоплаты.
На следующем этапе необходимо присвоить каждому критерию степень важности. Допустим, команда оценила параметры по пятибалльной шкале так:
● стоимость услуг — 4 балла;
● объём услуг — 3 балла;
● срок оказания услуг — 5 баллов;
● возможность постоплаты — 2 балла.
Всем подрядчикам присваиваются баллы по каждому из выбранных критериев исходя из того, насколько они соответствуют тому, что хочет получить команда. Возьмём для этого также пятибалльную шкалу. Все оценки записываются в таблицу.
Чтобы выявить наиболее оптимальный вариант, необходимо умножить оценки каждого подрядчика на вес соответствующих критериев. Следом нужно сложить сумму набранных баллов по всем критериям для каждого подрядчика и добавить к таблице колонку с итоговыми значениями. Согласно методу, выбрать нужно того, кто наберёт максимальное количество баллов.
Методы оценки критериев и вариантов решения в матрице Пью могут отличаться в зависимости от их количества. В примере выше использованы пятибалльные шкалы, потому что критериев и подрядчиков немного. Однако чем больше параметров и вариантов, тем подробнее шкалы оценки. Некоторые управленцы оценивают влияние критериев на принятие решения по шкале от 0 до 1, где 0,1 — незначительное влияние, а 1 — очень важный фактор.
Рассмотрим преимущества и недостатки матрицы принятия управленческих решений в менеджменте.
Возьмём для примера ситуацию, когда продакт-менеджеру необходимо принять решение о том, в каком виде реализовать использование сайта компании на мобильных устройствах. Есть три альтернативы: приложение, мобильная версия сайта или PWA (Progressive Web App) — сайт, который при открытии на мобильном устройстве выглядит как приложение. Каждый вариант можно оценить с помощью метода Пью, добавив баллы в таблицу. Допустим, для команды важнее всего сделать работу быстро, чтобы у владельцев мобильных устройств была хоть какая-то возможность пользоваться услугами компании. При этом хотелось бы это сделать с минимальным бюджетом, при небольших затратах.
Ещё один пример использования матрицы принятия управленческих решений в менеджменте — выбор бухгалтерской программы. Допустим, финансовый директор составил шорт-лист из трёх программ, а шести основным критериям присвоил степень важность в процентах. Наиболее значимый из них — стоимость (40%), а наименее значимый — наличие тестового периода (5%). Получится такая таблица:
Совет эксперта
Читать также: