Матрица Эйзенхауэра — это метод тайм-менеджмента, который помогает управлять временем и расставлять приоритеты. Суть метода в том, чтобы разделить все задачи на четыре группы:
● важные и срочные,
● важные, но несрочные,
● срочные, но неважные,
● неважные и несрочные.
Юлия Аравина
Часто начинающие руководители путают оси важности и срочности. Например, видят срочную задачу и сразу же думают, что она важная. На самом деле важная задача — та, которая приведёт к достижению личных целей или целей бизнеса, а в идеале обеих. Срочная задача — та, у которой есть срок выполнения, а не та, которую надо сделать «прямо сейчас».
Юлия Аравина
Ещё один пример важных и срочных дел — вопросы, связанные с демотивацией членов команды. Например, аналитик подаёт заявление об увольнении, а руководитель понимает, что это — ключевой сотрудник. Разобраться в ситуации — важно и срочно. Можно сказать, что важные и срочные дела — это любой «пожар», который может возникнуть в работе: потеря денег, доверия, члена команды.
Если оценивать все задачи как важные и срочные, то внимание и руководителя, и сотрудников расфокусируется. Команда выполняет много заданий, часто в сжатые сроки, из-за этого люди устают и быстро выгорают. Чтобы этого избежать, нужно выписывать задачи на день и стремиться к тому, чтобы задач из квадранта А матрицы приоритетов Эйзенхауэра было не больше трёх, а лучше — одна.
Даже у опытных руководителей не всегда получается расставлять приоритеты. На курсе «Управление командой» студенты учатся планировать время, делегировать задачи, давать сотрудникам грамотную обратную связь. И всё это — не в одиночку, а вместе с наставниками и кураторами, опытными руководителями.
Юлия Аравина
В квадрант В лучше помещать дела, которые связаны с «профилактикой»: развитием руководителя, сотрудников, созданием базы знаний, описанием регламентов. У этих задач нет конкретного срока исполнения, но если убрать их на верхнюю полку, рано или поздно они оттуда свалятся.
Юлия Аравина
Ещё один способ избавиться от срочных и неважных задач — дать делу «отлежаться». Часто бывает так: если не реагировать на задачу сиюминутно, через какое-то время она перестаёт быть актуальной, а значит, она не так уж и важна. Руководителю нужно помнить, что всегда есть время на размышления, даже если это одна минута. Лучше не бросаться на срочное дело, а взять паузу, вернуться к своей системе приоритетов и оценить важность задачи.
Юлия Аравина
Когда поглотителей становится много, руководителю нужно разобраться с тем, сколько дел у него в расписании. Если задач действительно много, то пересмотреть свою нагрузку и найти другие способы отдыха, например, перекусить или прогуляться 15 минут. Так получится действительно переключиться, а не создать иллюзию отдыха.
1. Определить важные дела
Они должны привести к заданным целям и ценностям. Перечень таких задач лучше держать на видном месте: это может быть список целей, перечень задач в любом таск-менеджере, например, Trello, Jira или другие наглядные материалы. Этот список работает как фильтр для всех входящих дел. Прежде чем вписать задачу в матрицу приоритетов, нужно оценить, насколько она важная.
2. Помнить о своих ресурсах.
У руководителя всегда есть два ресурса: время и сотрудники. Например, ему приходит задача, и он понимает, что это дело не вмещается в рабочий день. Тогда руководитель решает, как поступить: сдвинуть сроки, перераспределить задачи или делегировать их сотрудникам. Помнить о ресурсах важно, потому что при работе в сжатые сроки организм находится в стрессе, и человек не может принимать качественные решения.
3. Оценить важность и срочность задачи.
Когда руководитель получает задачу, нужно понять, насколько она приближает его или команду к поставленным целям и насколько она срочная — то есть нужно оценить последствия «неделания». После этого задачу вносят в матрицу и встраивают в текущие дела.
В идеале в матрице приоритетов и расписание сначала нужно вносить важные дела, а потом вписывать срочные в пропорции 60 к 40. Многие руководители возражают: если заполнить всё расписание важными делами, не останется времени на срочные, которые бывают всегда. Но если 8-часовой рабочий день разбить в этой пропорции, получится, что 60% — это почти пять часов для важных дел из квадрантов А и В, а 40% — три с лишним часа на решение текущих и срочных вопросов.
Юлия Аравина
Использование принципов матрицы Эйзенхауэра помогает акцентировать внимание на важном, отказываться от ненужного и верно оценивать срочность задач. Чем раньше руководитель научится планировать время и приоритизировать задачи, тем лучше и спокойнее будет ему и команде.
Читать также: