Менеджер отдела продаж — это специалист, который помогает компании продавать товары или услуги клиентам. Он может заниматься «холодными» или «тёплыми» продажами. В первом случае менеджер самостоятельно ищет клиентов и завязывает с ними контакт. Во втором — обрабатывает входящие заявки, которые пришли в компанию, например, по телефону или с сайта.
Менеджеры по продажам нужны практически любой организации вне зависимости от масштабов и сферы её деятельности, начиная с небольшой клининговой компании и заканчивая крупным производством.
Разберёмся, чем занимается сейлз менеджер, на примере пяти основных этапов продаж:
1. Установление контакта. Здесь базовая задача менеджера — представиться, кратко объяснить цель звонка и выяснить, насколько клиент готов к диалогу. Это необходимо делать, даже если покупатель оставил заявку на сайте две минуты назад, потому что он уже может быть занят. Также он должен занести данные клиентов в базу в Excel или CRM.
2. Выявление потребностей. На этом этапе специалист по продажам должен узнать, какую задачу клиент хочет решить с помощью продукта. Для этого он задаёт ему три типа вопросов: открытые, альтернативные и закрытые.
Основная задача менеджера по продажам при выявлении потребностей клиента — не говорить, а слушать
Открытые вопросы предполагают развёрнутые ответы, например: «Что для вас важно в услуге?» Альтернативные вопросы предлагают сделать выбор, допустим: «Что для вас важнее: цена или быстрая доставка?» Закрытые вопросы имеют однозначный ответ, к примеру: «Вы работаете с индивидуальными предпринимателями?»
Научиться определять потребности клиентов и разобраться в этапах заключения сделок можно на курсе «Менеджер по продажам». На занятиях студенты разбираются в нюансах работы с разными клиентами и сферами бизнеса, а по итогам курса получают возможность пройти стажировку в Яндекс Маркете.
3. Презентация продукта. Менеджер отдела продаж рассказывает о продукте, делая акцент на важные для клиента преимущества, которые выявили на предыдущем этапе. Например, во время презентации курса по английскому языку специалист должен не только рассказать о его длительности и стоимости, но и упомянуть уникальные торговые предложения: например, удобную платформу с личным кабинетом, где можно отслеживать свой прогресс или практику с носителями языка.
4. Отработка возражений. Этап, на котором менеджеру по продажам важно узнать реальную причину сомнений собеседника. К примеру, клиент может сказать, что цена слишком высокая. В этом случае менеджеру по продажам стоит выяснить, действительно ли покупатель не готов столько платить или не понимает, почему именно этот продукт столько стоит. Если цена кажется необоснованной, нужно рассказать, что в неё входит и какие дополнительные плюсы имеет продукт в сравнении с конкурентами.
При отработке возражений специалист не должен сомневаться в правоте клиента
5. Закрытие сделки. Обязанность менеджера отдела продаж — не просто получить согласие на покупку, а провести клиента по всем этапам её оформления, прописать дальнейшие шаги и обговорить сроки. Например, проговорить, когда необходимо совершить оплату и как клиент получит товар или услугу. Важно сопровождать покупателя вплоть до момента оплаты, потому что он может передумать в последний момент. В результате и бизнес, и менеджер потеряют свои уже почти заработанные деньги.
После закрытия сделки менеджер по продажам фиксирует данные о ней в отчёт по продажам в Excel или CRM.
Таким образом, в обязанности менеджера по продажам входит: обработка заявок, продажи, отчётность и коммуникация с другими отделами.
В обязанности менеджера по продажам входит: обработка заявок, общение с клиентами, продажи, отчётность и коммуникация с другими отделами
Рассмотрим преимущества и недостатки работы менеджером по продажам.
Как правило, зарплата менеджера отдела продаж складывается из двух частей: оклада и премии — процентов от суммы заключённых сделок. По данным сайта Город работ, в среднем по России менеджер по продажам получает около 76 635 рублей в месяц.
Чаще всего в вакансиях встречается зарплата 50 тыс. рублей (модальная). Источник
У менеджера по продажам есть три варианта развития карьеры:
1. Прокачиваться в продажах. Талантливый специалист может набраться опыта и со временем стать руководителем отдела продаж или директором по продажам.
2. Перейти в смежные профессии. Если сотрудник имеет подходящий бэкграунд или пройдёт дополнительное обучение, он может попробовать себя в качестве интернет-маркетолога, проджект-менеджера или даже аналитика данных.
3. Открыть собственное дело. Многие успешные предприниматели начинали с продаж. Например, основатель сети магазинов «Магнит» Сергей Галицкий на заре карьеры продавал косметику, а основатель металлургической компании «Макси-Инвест» Николай Максимов — древесину.
Есть три способа стать менеджером отдела продаж:
1. Высшее образование. Можно окончить бакалавриат, например, в МИТУ на курсе «Управление продажами» или отучиться в Институте международной торговли и устойчивого развития при МГИМО по программе «Цифровая торговля».
2. Онлайн-курсы. Например, пройти курс «Менеджер по продажам» в Практикуме может как начинающий специалист, так и сотрудник из смежных сфер, допустим, маркетолог или проджект-менеджер.
3. Стажировка. Многие крупные компании обучают стажёров и при успешном завершении стажировки приглашают на работу. Например, в Яндексе можно попробовать себя в B2B-секторе, в МТС — в партнёрских продажах, а в «Миэль» — в продаже недвижимости.
4. Самообразование. Изучить разные техники продаж и опыт успешных специалистов можно, прочитав тематические статьи или книги, допустим, «Спин-продажи» Нила Рэкхема и «Мастер звонка» Евгения Жигилия.
Совет эксперта
Читать также: