Метод Сократа в обучении
Метод Сократа в обучении
Разбираемся, как по примеру древнегреческого философа найти истину в диалоге и каким образом можно использовать этот приём для эффективного общения, познания мира и обучения.
Более двух тысяч лет назад древнегреческий мыслитель искал истину не в вине и не в философских трудах, а в диалоге. Общение в формате вопросов и ответов между учителем и учеником и, шире, между мудрецом и несведущим позволяло отбросить ложные утверждения, развить навыки критического мышления и активного слушания и в конце концов найти истину — или просто передать знания.
Сегодня придуманная Сократом техника активно применяется в обучении детей и взрослых, в наставничестве и в терапии. Диалоговое обучение практикуют на традиционных уроках в школе и в онлайн-форматах. Оно позволяет избежать стандартного заучивания и добиться глубинного понимания вопроса. Это не трансляция готовых знаний свыше, а стимуляция самостоятельного поиска ответов на непростые вопросы, активное включение обучающегося в процесс и осмысление им обсуждаемых тем.
Часто бывает сложно найти не только истину в диалоге, но и своё предназначение. Определиться с будущей профессией поможет профориентационный тест, разработанный методистами МГУ и Практикума. Прохождение займёт полчаса, а получить результаты можно бесплатно.
Сократ предпочитал не делиться с окружающими готовой истиной, а с помощью ряда наводящих вопросов формировать истину в ходе активной дискуссии, заставляя ученика прикладывать усилия и самостоятельно приходить к верному ответу. Мать Сократа Фенерата была повитухой, а сам Сократ говорил, что он «занимается тем же самым искусством», помогая родить на свет знания, сокрытые в людях. Поэтому сократовский метод называют «майевтикой» — на древнегреческом это слово означает «повивальное искусство».
Основа сократовского диалога — открытые и закрытые вопросы и ответы на них. В ходе диалога часто открываются противоречия, конфликтующие с первоначальным утверждением. Продуманная система вопросов приводит к тому, что ученик не просто запоминает транслируемые тезисы, а анализирует их и свои убеждения, критически оценивает с разных точек зрения и таким образом рождает истину. При этом важно, что, отвечая на провокационные вопросы, можно не обнаружить истину, а столкнуться с чередой противоречий, в конце концов обнаружить банальное незнание предмета — и понять, что «я знаю, что я ничего не знаю».
Метод Сократа — это способ мышления, который может привести к истине и помочь глубже разобраться в предмете. На пути к истине ученик развивает способности к критическому мышлению, что, несомненно, пригодится ему и в других жизненных ситуациях.
Сократ считал, что полученные в ходе активного диалога знания будут более устойчивыми и осмысленными, чем просто выученные наизусть тезисы. С этим сложно не согласиться: вспомните, как вы с друзьями бурно обсуждали преимущества одной модели смартфона перед другими. Наверняка такой диалог и его результат надёжнее сохранятся в памяти, чем вычитанный у топового блогера тезис: «Samsung Galaxy A54 — лучший в своём классе».
Метод Сократа включает несколько ключевых этапов.
Задаём тему обсуждения, основной тезис или конкретный вопрос. Например, Платон в сочинении «Лахет» описывает дискуссию между Сократом и его учениками на тему «Мужество — это стойкость души».
Включает открытые и закрытые вопросы, в том числе те, на которые нельзя дать однозначный ответ. Ответы порождают следующие вопросы — словно по ступенькам, участники дискуссии всё глубже уходят в тему, обнаруживая противоречия между изначально заявленным тезисом и собственными рассуждениями. Например, Сократ спрашивает, следует ли назвать твёрдость хорошей, когда она зловредна и дурна.
Профессор юридического факультета Техасского университета Уорд Фарнсворт, автор труда «Метод Сократа. Искусство задавать вопросы о мире и о себе», сравнивает сократический диалог с перекрёстным допросом с его формулировками «Согласны ли вы с утверждением А?».
Включает эленхос — этот греческий термин означает «опровержение». Подразумевается такая ситуация в диалоге, когда его участник вынужден отказаться от первоначально поддерживаемого им утверждения под напором аргументов и примеров оппонента.
Подведение итогов диалога и формулирование выводов на основе всех обсуждений. Напомним, что иногда истина может не родиться, собеседники остаются в тупиковой ситуации «я знаю, что я ничего не знаю». «Лахет» заканчивается так: Сократ признает, что «мы не нашли, что такое мужество».
Большинство из нас познакомились с методом Сократа в обучении ещё в школе на уроках литературы, истории и обществознания. Обсуждения по типу «герой поступает так, потому что…» или «они были вынуждены вступить в войну, чтобы…» ведутся методом сократовского диалога. Учитель и класс или разделённые на две группы ученики вовлекаются в дискуссию, обнаруживая противоречия в утверждениях друг друга и путём рассуждений докапываясь до истины или её отсутствия. При этом важно модерировать дискуссию, не позволяя участникам отойти в сторону от темы или перейти на личности.
Аналогично метод сократического диалога применяют в высших учебных заведениях и в последующем образовании. Это могут быть как онлайн-курсы, так и групповые или индивидуальные сессии с наставниками и менторами. Типичный запрос и изначальный тезис в этом случае может выглядеть так: «Я плохой редактор, потому что не могу поднять уровень дохода». В результате диалога и уточняющих вопросов может родиться истина: «Я хороший редактор, но растрачиваю своё время на нерегулярные заказы с низкой стоимостью и из-за этого не расту в доходе».
Пьер Франческо Мола. «Сократ учит молодых людей знаниям». Источник: finestresullarte
✅ Помогает развивать критическое мышление и учит ставить предлагаемые тезисы и утверждения под сомнение.
✅ Способствует активизации коммуникативных и социальных навыков.
✅ Приводит к более глубокому изучению и постижению материала.
✅ Стимулирует интерес к обучению за счёт динамической формы и ощущения себя как активного и вовлечённого участника процесса.
✅ Сократический диалог предполагает отношения равных, более комфортные для взрослых, состоявшихся людей. Истина не директивно спускается сверху, а рождается в ходе диалога. Такой подход комфортен для коучей, менторов и других наставников, которые работают с начинающими или уже состоявшимися специалистами.
Читать также: