Менеджмент • 24 апреля 2024 • 5 мин чтения

Как принимать управленческие решения: основные методы

Управленческие решения влияют на то, сможет ли компания достичь поставленных бизнес-целей. Рассказываем про этапы, виды и методы принятия таких решений, а также — как оценивать их эффективность.

Что называют управленческим решением

Управленческое решение влияет на бизнес, продукт и сотрудников. Его могут принимать менеджеры разных уровней: владельцы бизнеса, руководители подразделений, проектов, команд. Управленческое решение должно соответствовать нескольким критериям:

● Руководитель должен быть компетентен в области принятия решения.
● Руководитель берёт на себя ответственность за последствия решения.
● Решение не должно противоречить целям бизнеса.

Например, если директор по маркетингу онлайн-школы решает, что компании пора разместить акции на бирже, это не будет управленческим решением: оно не входит в компетенции директора по маркетингу и, возможно, противоречит целям бизнеса. Управленческое решение в рамках этой должности — заказать разработку нового позиционирования бренда: это решение в пределах полномочий директора по маркетингу и соответствует стратегии бизнеса.

Ещё пример управленческого решения: главный UX/UI-дизайнер маркетплейса изучает поведение пользователей мобильного приложения и разрабатывает новый интерфейс, который помогает увеличить продажи.

Воздержаться от какого-то действия тоже будет управленческим решением. Например, главный редактор получает от журналиста статью, в которой слишком мало фактуры и нет мнения экспертов. Он видит риски для бизнеса и не публикует текст.

Принимать эффективные управленческие решения учат на курсе по управлению командой. Студенты учатся управлять большим потоком задач, разрешать конфликты и сохранять авторитет. Программа подойдёт начинающим и опытным руководителям.

Процесс и этапы принятия управленческих решений

Процесс принятия управленческого решения состоит из шести этапов:

1. Формулировка проблемы или цели. Например: «Выручка маркетплейса снижается». Затем задаём вопрос «Почему это происходит?» — и так пока не дойдём до истинной причины:

● Почему снижается выручка? Клиенты стали покупать меньше товаров.
● Почему стали покупать меньше товаров? Клиенты не видят рекламу маркетплейса.
● Почему клиенты не видят рекламу маркетплейса? В этом месяце рекламу не запустили.
● Почему не запустили рекламу? На кампанию не выделили бюджет.
● Почему не выделили бюджет? Маркетолог забыл заложить расходы на кампанию в план продвижения.

Вывод: главная причина — в сотруднике, который плохо выполнил свои обязанности.

Каждому новому ответу нужно задать вопрос «Почему?». Так удастся добраться до первопричины проблемы

2. Анализ. SWOT-анализ поможет разобраться в текущем состоянии компании или отдельного продукта. Это исследование по направлениям:

● Сильные стороны: например, известный бренд, качество выпускаемой продукции.
● Слабые стороны: например, высокая текучка кадров, слабое позиционирование.
● Угрозы: санкции, новые законы.
● Возможности: тренд на импортозамещение.

Юлия Аравина, коуч IT-руководителей и команд, психолог

В SWOT-анализе важно оценить вес всех описанных факторов, чтобы понять, какие из них больше всего влияют на проблему.

3. Сбор информации и поиск решений. Для этого можно использовать метод бенчмаркинга — изучение опыта конкурентов и лучших практик в отрасли. Альтернативные варианты решения проблемы стоит сравнить по критериям, например: какие нужны ресурсы и инструменты, есть ли риски, насколько успешным может быть результат.

Юлия Аравина

Чем больше альтернатив, тем сложнее из них выбирать. Лучше остановиться на двух-трёх вариантах. Чтобы облегчить выбор, нужно вспомнить про изначальную цель и критерии её достижения. Также руководителю важно продумать последствия решений в среднесрочной и долгосрочной перспективе, оценить риски и возможности, понять, кто будет нести ответственность за ошибки, которые могут случиться в каждом из вариантов.

4. Выбор оптимального варианта. После анализа и сравнения всех вариантов управленческих решений необходимо определить тот, который принесёт самые благоприятные последствия с наименьшими рисками и затратами.

Например, московская компания выходит на рынок Перми. Собственник думает, как лучше поступить: открыть офис и нанять местных специалистов или взять столичных на удалённую работу. После анализа становится ясно, что первый вариант — менее затратный: расходы на аренду помещения и зарплаты пермских специалистов будут ниже, чем расходы на зарплаты московских.

Юлия Аравина

Менеджер может принимать управленческое решение самостоятельно или привлечь к этому экспертов рынка, аналитиков, коллег-руководителей, команду. Окончательный вариант необходимо согласовать со всеми заинтересованными лицами внутри компании и с теми, кто выделяет ресурсы.

5. Подготовка и реализация управленческого решения. Необходимо составить план действий и назначить ответственных за его выполнение. Важно также установить срок, распределить бюджет и определить метрики, по которым будут оценивать результат: например, выручка, количество новых клиентов, длительность пребывания пользователя на сайте, коэффициент узнаваемости бренда.

6. Оценка результата. Нужно измерить, как изменились метрики. Например, компания решила запустить рекламу на телевидении, чтобы повысить узнаваемость бренда. До медиапродвижения этот показатель был на уровне 10%, а после вырос до 30%. При этом целью были 20%, значит, компания перевыполнила план, а решение о запуске рекламы оказалось эффективным.

Виды управленческих решений

Разберём основные виды принятия управленческих решений, которые эксперт в этой области Сэм Кейнер выделил в книге «Руководство фасилитатора».


Директивное решение


Собственник или менеджер даёт распоряжение, и сотрудники выполняют его без обсуждения. В этом случае человек, который принял решение, берёт на себя ответственность за все последствия. Он может рисковать репутацией, бизнесом или, например, своей должностью в компании.

Решение с обсуждением

Совет директоров или топ-менеджер выслушивает предложения стейкхолдеров — людей, которые заинтересованы в развитии проекта. Они вовлечены в обсуждение, а значит, менеджер частично разделяет с коллегами ответственность за результат.

Компромисс

Также основывается на коллективном обсуждении, а его итог — взаимоприемлемое решение, которое либо будет нейтральным, либо удовлетворит всех участников. Плюс — все договариваются. Минус — обсуждение может затянуться, ведь необходимо выслушать каждого.

Решение с консенсусом

Участники включены в обсуждение и заинтересованы в результате. Результат один — решение, которое удовлетворяет всех.

Юлия Аравина

Выбор вида управленческого решения зависит от того, как быстро нужно принять решение, какие могут быть последствия и насколько руководителю важна поддержка этого решения. Если оно несущественное, руководитель может принять его сам. Если существенное, влияет на ключевые показатели бизнеса и касается многих сотрудников — можно идти к коллегам и вовлекать их в обсуждение.

Какие есть методы принятия управленческих решений

Выбор метода принятия управленческих решений зависит от стиля работы менеджера:

Экспертный метод. Менеджер обращается к одному или нескольким экспертам — профессионалам в области, в которой нужно принять решение. Они помогают чётко сформулировать проблему и определить цели, спрогнозировать результат, разработать сценарии и альтернативные варианты управленческих решений.

Например, фабрика сладостей хочет занять новую нишу, но руководитель не знает, в каком направлении двигаться. Он приглашает специалистов по консалтингу, которые изучают структуру рынка, тенденции и предлагают идею: начать производство сувенирной продукции.

Мозговой штурм. Подходит, когда для принятия решения необходим разносторонний взгляд на проблему. Менеджер может собрать специалистов своего отдела или других руководителей и обсудить с ними идеи. Один из вариантов мозгового штурма — это стратегическая сессия.

Например, у HR-отдела есть цель — повысить лояльность сотрудников. Директор по персоналу собирает команду и предлагает каждому высказаться. Все идеи записывают и обсуждают, а в конце составляют финальный список решений, из которых коллективно выбирают лучшее.

Индивидуальное принятие решений. Суть этого метода в том, что руководитель принимает решение на основе собственного опыта. Такой вариант подходит человеку, который давно управляет компанией и хорошо разбирается в сфере. Он может запрашивать отчёты разных отделов, анализировать комментарии экспертов, изучать кейсы других компаний. Но окончательный выбор делает, полагаясь на свои знания и интуицию.

У каждого руководителя свой подход к принятию решений. Иногда можно использовать сразу несколько: например обсудить с коллегами и посоветоваться с внешними экспертами

Оценка эффективности управленческих решений

Чаще всего руководители принимают решения в атмосфере неопределённости. Сложно предугадать со стопроцентной точностью, какими будут последствия. Поэтому эффективность оценивают уже после получения результата с помощью метрик, которые нужно определить ещё на этапе формирования решения. Вот, например, какие показатели сравнивают «до» и «после»:

Финансовые метрики. Сколько денег бизнес тратит на создание и продвижение продукта, а также сколько зарабатывает. Например, revenue — выручка, или EBITDA — разница между оборотом и расходом до вычета налогов и сборов.
Клиентские метрики. Показывают, как компании удаётся решать задачи клиентов. Например, Engagement rate — коэффициент вовлечённости — насколько активно люди пользуются продуктом: переходят по ссылкам, оставляют комментарии, лайкают.
Внутренние метрики. Как компания управляет процессами и сотрудниками. Например, Decision-making speed — скорость принятия решений.

Юлия Аравина

Показатели вытекают из целей и критериев, по которым измеряют достижение целей. Например, компания хочет увеличить выручку. Путей достижения много: увеличение лояльности и количества повторных покупок у текущих клиентов, поиск новых клиентов, увеличение стоимости услуг, расширение портфеля продуктов.

Совет эксперта

Юлия Аравина

Не стоит бояться принимать решения. Это навык, с которым не рождаются, его можно тренировать только на практике. Для того, чтобы облегчить принятие решений, важно анализировать метрики. А ещё, пока сложно делать выбор самому, — вовлекать команду в обсуждение и быть открытым к критике, спрашивать советы у коллег-менеджеров, вышестоящего руководства, ментора. Главное — не оставаться один на один с принятием решения и не бояться просить помощи.
Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Коуч IT-руководителей и команд, психолог
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Aug 21 2024 15:48:37 GMT+0300 (Moscow Standard Time)