Мотива́ция (от лат. movēre «двигать») — то, что заставляет человека идти к поставленной цели. Например, девять месяцев читать теорию и писать код, чтобы стать программистом.
В основе обучения могут быть два вида мотивации:
1. Внешняя мотивация — направлена на соответствие ожиданиям других людей, зависит от их оценки, поощрений и наказаний. Например, сотрудник проходит курс потому, что начальник обещал повысить зарплату.
2. Внутренняя мотивация — основывается на личном интересе человека, его желаниях и мало зависит от одобрения окружающих. Ученик занимает активную позицию и преодолевает трудности.
Елена Смирнова, окончила курс «Дизайнер интерфейсов»
Мне всегда нравилось рисовать, я окончила художественную школу и хотела стать архитектором, но не поступила. Стала учителем русского языка и литературы, а после трёх лет работы очнулась. Подумала: что я здесь делаю, если хотела совсем другого? И пошла учиться на дизайнера.
Уставала сильно. До трёх часов дня в школе, потом дома до семи вечера проверяла тетради и готовилась к урокам. Немного отдыхала и занималась до полуночи, а вставала в шесть утра. Я никак себя не поощряла. Мне настолько хотелось этим заниматься, что лучшей наградой была похвала ревьюера. Если её не было — просто работала дальше. Так проучилась девять месяцев и получила диплом.
Бывает, люди не чувствуют потребности приобретать новые навыки или бросают курс на середине. Так происходит из-за того, что им не хватает мотивации к профессиональному обучению. На это есть четыре причины:
1. Нет понятной цели. Обучение имеет смысл, когда оно помогает решить какие-то задачи. Допустим, женщина хочет получить новую профессию в декрете и зарабатывать удалённо, таргетолог — освоить Figma и рисовать креативы для рекламы и так повысить свой доход. Если уроки не несут ощутимой выгоды, то и желания заниматься не будет.
2. Не хватает ресурсов. Если сотрудник болеет, выгорел на работе или у него проблемы в семье — на развитие может не хватить сил. Вся энергия уходит на то, чтобы выполнять текущие обязанности. Нет желания изучать что-то новое, ему может казаться, что он ни на что не способен.
3. Страх неудачи. Человек заранее уверен, что у него ничего не получится, поэтому и начинать не стоит. Страх маскируется за объяснениями: нет времени, курс дорогой, возраст не тот, будет трудно найти работу.
4. Не подходит курс. Для взрослых главное для мотивации — практика и поддержка во время обучения. Если теории много и её нельзя сразу применить, непонятно, зачем заниматься. Опускаются руки, когда человек остаётся с трудностями один на один, без наставников, которые бы объяснили сложные моменты. Или не подходит подача материала, например кому-то удобнее смотреть видео, а не читать текст. Если есть встречи онлайн, важно, чтобы совпадали часовые пояса.
На одном преодолении себя далеко не уедешь, рано или поздно захочется всё бросить. Есть пять способов, которые помогут повысить мотивацию к обучению. Не обязательно применять все и сразу. Лучше найти причину, которая больше мешает, например недостаток ресурсов, и «лечить» именно это место.
1. Определить цель.
Перед обучением специалисту нужно подумать: где он хочет быть через год, пять лет, какую должность занимать. Провести ревизию знаний и понять, каких навыков не хватает. Сформулировать цель по методу SMART — она должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени. Например, стать разработчиком C++ и через три месяца после курсов устроиться на работу с зарплатой от 80 000 ₽.
Цель «настоящая», если человек хотел бы этим заниматься даже без финансовых обязательств и одобрения окружающих. Когда мотивация падает, нужно вспоминать о цели и рисовать картину будущего — интересные обязанности, радость от успехов, возможно, путешествия и покупки. Полезно разбить цель на мелкие задачи, а затем отслеживать их выполнение. Так проще приступить к занятиям, увидеть прогресс и дойти до конца, не потеряв мотивацию.
Начинающий начальник отдела записался на курс «Управление командой», чтобы освоить навыки эффективного руководителя. Для этого нужно пройти 5 модулей курса. Так может выглядеть чек-лист по первому модулю. Задача решена, когда он отработал навык в своей компании, на практическом задании или воркшопе
2. Правильно организовать обучение.
Вначале нужно подумать, сколько времени займут занятия и какие могут возникнуть проблемы. Возможно, заранее что-то сделать на работе или перенести курс на время отпуска. Поговорить с семьёй и объяснить, что будут периоды, когда потребуется поддержка и помощь с домашними делами. При смене профессии подготовить финансовую подушку, чтобы спокойно учиться без дедлайна по поиску работы.
Во время учёбы, чтобы заниматься быстро и эффективно, нужно учесть несколько моментов:
● Выбрать время, когда выше работоспособность. Жаворонкам подойдёт первая половина дня, совам ― вечер.
● Делать больше слоты на учёбу. Лучше заниматься 60 минут подряд, чем 6 раз по 10 минут, — меньше времени уходит на переключение.
● Распределить нагрузку и составить расписание на неделю. Можно использовать Яндекс Календарь, гугл-доки или блокнот — главное, чтобы было удобно.
● Если трудно сосредоточиться — начинать с более простых заданий, использовать программы-блокировщики, например Freedom, или сервисы, где можно завести таймер, допустим Pomidorko.
Станислав Вдовидский, окончил курс «IT-рекрутер»
Через месяц с начала обучения устроился рекрутером в агентство. Работал до шести, в семь вечера приходил домой, много читал — сфера новая, и надо было закрывать разные вакансии: от разработчиков C++ до инженеров. Три раза в неделю занимался спортом. Учился по вечерам в понедельник, вторник и в выходные. Планировал объём задач на неделю, чтобы на следующей не было проблем. Всё успевать помогал Яндекс Календарь, в него записывал дела и поощрения за выполненную работу.
3. Обращаться за помощью.
Поддержка нужна с домашними делами и учебой: няня, доставка готовых блюд и продуктов освобождают время для уроков. Если сложно разрешить себе тратить деньги на помощников, можно подумать о том, что эти вложения окупятся после обучения. Для занятий важно найти «группу поддержки»: однокурсников, ментора или знакомых специалистов. Этот способ мотивации к обучению часто недооценивают и стараются все делать самостоятельно. В итоге — уходит больше сил и времени. Иногда из-за трудностей, с которыми можно было справиться вместе с преподавателем, бросают курс.
Яна Бубнова, окончила курс «Python-разработчик»
Не нужно стесняться просить помощи. Я иногда писала ревьюеру в личку, чтобы он что-то объяснил, хотя он не обязан. Обращалась к знакомым, например два дня не могла установить Git-репозиторий, мне помогала однокурсница. Это не стыдно, если человеку неудобно, он откажет.
Середина курса было непонятное время ― тратила много энергии на учёбу, но не знала, оправдаются ли эти усилия, смогу ли найти работу. Поговорила с наставницей, и она меня вдохновила, сказала, видит, что у меня всё получается.
У меня были активные однокурсники, мы общались в чате, помогали: кто-то одну тему лучше знает, кто-то другую. Создали чатик, где раз в неделю созванивались и ныли, что у нас ничего не получается. Через него во время обучения нашла работу. До сих пор в нём общаемся и друг друга поддерживаем.
4. Применять знания.
Единственный способ чему-то научиться — применять знания, ошибаться, затем исправлять ошибки и делать лучше. Реальные проекты добавляют в портфолио, они дают дополнительные баллы при устройстве на работу и показывают интерес к профессии. Часто перейти к практике мешает синдром самозванца — студенты недооценивают свои знания и считают, что пока ни на что не способны. Многие боятся получить неприятную обратную связь. Справиться с проблемой можно, если поставить себе простую задачу:
● выполнить небольшой заказ для знакомых или на биржах фриланса, например Kwork, Weblancer.
● сделать pet-проект или сотрудничать с НКО, допустим Dobro.ru, ProCharity.
● участвовать в профессиональном конкурсе Хакатоны.рф, Хакатоны ||.
Можно развить навыки и мотивацию к обучению, если заниматься с теми, у кого меньше знаний.
Елена Смирнова, окончила курс «Дизайнер интерфейсов»
Когда изучали Figma, я тренировалась в школе: делала презентации к урокам и учила детей рисовать. С пятым классом создали майнд-карту по героям повести «Хроники Нарнии». Ребята собрали информацию, нарисовали персонажей и связи между ними, а я добавила анимацию. Коллеги заинтересовались, и я выступала на конференции, рассказывала, как работать в Figma. Программу даже включили в список рекомендованных для обучения в нашей гимназии. Я поверила в свои силы, а умение делать презентации и майнд-карты пригодилось в работе с заказчиками.
Повысить мотивацию к обучению можно, если есть ресурсы. Усталость накапливается незаметно, её признаки — раздражительность, сонливость, нежелание общаться, потеря интереса к учёбе и любимым делам. Чтобы не доводить до такого состояния, нужно соблюдать режим сна и отдыха. А свободное время тратить на занятия, которые наполняют энергией. Если сложно определиться, можно заполнить простую табличку.
Яна Бубнова, окончила курс «Python-разработчик»
Мне помогало несколько вещей. Первое — заботиться о теле. Я старалась высыпаться и нормально есть. Если что-то беспокоило, не откладывала и ходила к врачу. От сидения за компьютером устаёшь, но я не люблю спорт, поэтому просто гуляла.
Второе — разгрузить мозг. Иногда появлялось отвращение к коду. Я прекращала учиться на пару дней, читала художественную литературу и всё проходило. Кому-то помогают переключиться встречи с друзьями, длительный сон или маленькие путешествия. Если совсем тяжело — сделать перерыв в учёбе. В конце курса я так и поступила. Меня пригласили на работу, как джуну приходилось узнавать много нового. Не было желания бросить курс, но я не успевала идти в ногу с ребятами. Доучилась, когда немного адаптировалась на работе.
Читать также: