Подход к наставничеству отличается на разных этапах развития сотрудника в компании:
● Новичкам, которые только погрузились в профессию, нужно дать максимум знаний. В этом случае наставники действуют больше как преподаватели и рассказывают о технологических особенностях компании, дают готовые советы. Работать с учеником в этом случае можно один на один, группой наставников или, наоборот, назначить наставника для группы подопечных.
● Наставники для мидлов, которые растут в сеньоров, больше похожи на коучей. Дают знания, но не готовые советы. Проясняют, в чём проблема, как человек пришёл к этой ситуации, и стараются сделать так, чтобы он сам мог прийти к решениям.
● Если руководителю повезло и у него есть наставник, он будет действовать как ментор — на стыке коучинга и консалтинга. Их общение будет уже на уровне мировоззрения и подходов. Понятия правильного направления в таком наставничестве не будет — останется только то, которое подойдёт для конкретного подопечного и контекста. Роль наставника в этом случае может играть человек со схожей должностью.
Наставник часто ассоциируется с мастером, к которому приходит ученик, чтобы научиться мудрости жизни, секретам единоборств и в итоге самому стать мастером. Как правило, они много лично общаются, и подопечный чувствует поддержку.
В онлайн-образовании главный герой — студент. И порой сложно почувствовать поддержку в учёбе, глядя в экран ноутбука. Это может повлиять на мотивацию и результаты.
Задача наставника в онлайн-образовании — изучить потребности студента, помочь ему определиться с целями и поддерживать на пути к ним.
Каким может быть наставничество онлайн:
● Онлайн-тьюторы — дают индивидуальные уроки, объясняют материал, отвечают на вопросы и направляют студента. Тьютор адаптирует подход к каждому ученику, учитывая его особенности и уровень знаний.
● Онлайн-менторы — практикующие эксперты, которые делятся опытом с новичками. Помогают студентам определить карьерные цели, выбрать подходящие курсы и развивать необходимые навыки.
● Коллаборативное обучение. Студенты работают над учебным проектом небольшими командами и общаются с наставниками в общем чате. В таком формате поддержка идёт не только от наставника, но и от одногруппников.
Наставники помогают студентам всех курсов: объясняют непонятные моменты в ревью по домашним заданиям, отвечают на вопросы в чате, проводят тематические вебинары, где делятся опытом из своих проектов. Обращаться к наставнику в образовании можно на протяжении всего обучения. На некоторых курсах, например по управлению проектами, наставники проводят для студентов индивидуальные консультации каждые две недели. Так получается разобрать специфические вопросы, которые сложно обсудить в переписке в чате, или обсудить карьерные запросы.
Иногда наставник не подходит студенту из-за личных качеств, например стиля общения. Вот чек-лист, который поможет понять, что с наставником стоит, или наоборот, не стоит работать.
Читать также: