Маркетинг • 04 декабря 2023 • 5 мин чтения

От Wildberries до Авито: обзор крупнейших маркетплейсов России

Разбираемся, с каким маркетплейсом удобнее и выгоднее работать селлерам, какие категории товаров лидируют на разных площадках и у кого больше пунктов выдачи.

Выбрали семь популярных онлайн-площадок от Wildberries до Avito, чтобы на их примере показать особенности работы с селлерами, объёмы продаж и перспективные направления.

Wildberries

Крупнейший маркетплейс и самая популярная площадка онлайн-торговли в России: количество заказов за 2022 год составило 1,5 млрд (+88%), продано 1,9 млрд товаров, выручка — 1,669 трлн рублей. На декабрь 2022 года в России действовало 27 000 пунктов выдачи заказов (ПВЗ) Wildberries. Изначально Wildberries продвигался в фэшн-направлении, и сегодня товары из этой категории продаются на маркетплейсе лучше всего. Также в лидерах товары ежедневного спроса, всё для дома и сада, товары для детей, бытовая техника и электроника.

● Условия работы:
Торговать на маркетплейсе могут ООО, ИП и самозанятые. Стоимость регистрации и открытия личного кабинета для продавцов на данный момент — 10 000 рублей. Комиссия маркетплейса за каждую продажу составляет от 5 до 25% в зависимости от категории товара, в среднем 17%. Самая большая комиссия в 23—25% берётся за продажи в лидирующих категориях — одежда и аксессуары, обувь, бельё.

Аудитория:
Ежедневно Wildberries посещают 20 млн посетителей. При этом у большинства покупателей Wildberries нет опыта регулярных онлайн-покупок: часто клиенты хотят получить тот же уровень сервиса, что и при покупках офлайн в ТЦ. Получив мятую коробку или неотпаренную одежду, такие покупатели разочаровываются и снижают оценку продавцу, хотя объективно его вины в такой ситуации нет.

Особенности:
Wildberries активно развивается в СНГ: уже работает в Армении, Узбекистане и Беларуси, прорабатывает варианты в других странах ближнего зарубежья.

За 2022 год количество пунктов выдачи Wildberries выросло почти на 70%. Источник: ecomhub

Грамотно анализировать аудиторию и подбирать популярные ниши в зависимости от специализации разных онлайн-площадок поможет курс «Менеджер маркетплейсов».
Для старта в профессии достаточно базового владения компьютером.
Учёба занимает 1015 часов в неделю, курс длится 5 месяцев.

Получите профессию менеджера маркетплейсов за 5 месяцев
Научитесь работать c основными маркетплейсами, получите шанс пройти стажировку в Яндекс Маркете, сможете начать работать через 2–3 месяца после старта.

Ozon

Второй в топе крупнейших маркетплейсов на российском рынке: количество заказов за 2022 год составило 465 млн, выручка — 277,1 млрд рублей. На маркетплейсе торгуют более 230 тысяч селлеров. Ozon показывает хороший рост по основным показателям: например, количество заказов за год увеличилось вдвое благодаря росту базы активных покупателей. В лидерах продаж — товары повседневного спроса, продукты питания, одежда, товары для детей, дома и хобби.

● Условия работы:
Стать селлерами на Ozon могут ООО, ИП или самозанятые. Регистрация в качестве продавца, в отличие от Wildberries, бесплатная. Комиссия маркетплейса зависит от категорий и подкатегорий товара и составляет от 0,5 до 23%: например, 9,5% за продажу вещи из категории «Зоокорма», 18% — товаров для спорта, и 19,5% — одежды.

● Аудитория:
Количество активных покупателей Ozon в 2022 году — 35,2 млн человек, данных за 2023 год пока нет. В основном это люди, уже знакомые с маркетплейсами и привыкшие покупать онлайн. Они с пониманием относятся к незначительным переносам сроков доставки и недочётам упаковки.

● Особенности:
Ozon активно развивает фэшн-направление, в том числе с помощью рекламы с участием звёздных амбассадоров, продвижения и низких комиссий для продавцов из этой категории. Если в конце 2022 года всего у Ozon было 16 000 пунктов выдачи, то сейчас уже 25 000 пунктов, оборудованных примерочными.

Покупатели доверяют компании и сами находят продавцов. Источник: seller.ozon

Яндекс Маркет

Тройку лидеров в списке российских маркетплейсов замыкает Яндекс Маркет: по данным на январь 2023 года, на площадке зарегистрировано 43,7 тысячи селлеров. Изначально Яндекс Маркет был агрегатором — размещал товары, которые продавались на других сайтах. Последние пять лет компания развивается как классический маркетплейс. Здесь чаще покупают электронику и бытовую технику, товары повседневного спроса, для строительства, ремонта и дома, автотовары и продукты питания.

● Условия работы:
Стать селлерами могут компании, ИП и самозанятые. Продавцы на Яндекс Маркете регистрируются бесплатно, комиссия маркетплейса за каждую продажу — от 1 до 15% в зависимости от категории товара.

Аудитория:
Количество активных покупателей маркетплейса в конце 2022 года составляло 14 млн человек.

Особенности:
Продавец не создаёт свою карточку товара, а прикрепляется к стандартной, уже существующей на площадке. Например, одно и то же кухонное полотенце продают разные поставщики. На Wildberries у одного продавца это полотенце сфотографировано без инфографики, а у другого в карточке красивая фотография с инфографикой, но цена выше на 150 рублей. На Яндекс Маркете другая система: у полотенца есть стандартно оформленная карточка, в которой покупатель сразу видит, кто и по какой цене продаёт этот товар. А к товару автоматически подтягиваются отзывы на эту же вещь, купленную у других продавцов.

В отличие от Wildberries, Яндекс Маркет прикрепляет продавцов к единой карточке: покупатель сразу видит, у кого покупать дешевле, а у кого быстрее. Источник: market.yandex

СберМегаМаркет

Раньше это был маркетплейс Goods, но в 2021 году его выкупил Сбербанк и сейчас развивает как собственную площадку. Изначальное название — СберМегаМаркет, сейчас сокращено до МегаМаркет. По сравнению с лидерами, продавцов пока на площадке немного: 8 000 на начало 2023 года. МегаМаркет активно развивается во многом благодаря встроенной интеграции с клиентами Сбербанка: в базе есть все пользователи банка. А множество отделений по всей России выступают в качестве пунктов выдачи товара маркетплейса. Всего компания насчитывает более 60 000 ПВЗ и постаматов. Нет проблем и с логистикой — товары доставляются в том числе через также принадлежащий банку сервис «Самокат».

● Условия работы:
Площадка работает с зарегистрированными юридическими лицами, ИП и самозанятыми старше 18 лет. Регистрация бесплатная, комиссия маркетплейса — от 2 до 20% от стоимости товара.

Аудитория:
Активному продвижению МегаМаркета способствует база в 106 млн пользователей Сбербанка, среди которых рекламируется сервис. В месяц маркетплейс посещают 30 млн пользователей.

● Особенности:
Регистрация нового селлера может занимать неделю, изменения в карточке товара модерируются 3—4 дня, техподдержка долго отвечает на запросы.

Клиенты Сбербанка могут войти в личный кабинет по Сбер ID и оплатить бонусами «Спасибо» до 99% стоимости заказа. Источник: megamarket

KazanExpress

Этот маркетплейс родом из Казани представлен в 118 городах, преимущественно в Приволжском федеральном округе, и считается региональной площадкой. Количество заказов в 2022 году достигло 25,2 млн, у онлайн-магазина более 500 пунктов выдачи. KazanExpress позиционируется как маркетплейс, который доставляет товары в пункт выдачи в течение суток. Основные товарные группы — мелкая электроника и мелкогабаритные товары — то, что можно хранить на складах в больших количествах и быстро доставлять.

● Условия работы:
Регистрация на площадке бесплатная, проверка занимает три дня. Продавать могут ООО, ИП и зарегистрированные в России самозанятые. Комиссия маркетплейса — от 3 до 50% и зависит от стоимости товара: чем выше цена, тем ниже комиссия. Например, для товара ценой до 48 рублей комиссия будет 50%, а для товара ценой от 2 999 до 3 989 рублей уже 12%. При цене выше 29 990 рублей комиссия всегда 4%.

Аудитория:
По данным компании, на платформе 3 млн покупателей.

Особенности:
Активация новых селлеров на момент написания статьи ведётся частично из-за ограниченных ресурсов складов. Чтобы понять, прошла активация или нет, селлеру нужно попробовать создать акт на отгрузку.

Принцип «Доставка за 1 день» — базовый для этого маркетплейса. Источник: kazanexpress

Lamoda

Lamoda позиционируется как фэшн-маркетплейс, где можно купить качественную одежду, обувь и аксессуары известных брендов. Прибыль компании от продаж в 2022 году выросла в 5,6 раза и составила 9,4 млрд рублей. Более дорогие товары приводят к высокому среднему чеку: если на Wildberries он составляет около 2 000 рублей, то на Lamoda — 6 000 рублей. Ценовая категория товаров ближе к «средний» ― «средний плюс»: можно найти дорогие брендовые товары.

● Условия работы:
Стать селлером может ООО или ИП. Коммерческое предложение для каждого поставщика делают индивидуально, то есть условия по комиссии у всех разные.

● Аудитория:
Количество покупателей на площадке — 13 млн человек, это 2 млн посещений в день. По сравнению с Wildberries, аудитория Lamoda покупает более дорогие товары. Процент выкупа на этом маркетплейсе также выше.

● Особенности:
Lamoda строго относится к проверке поставщиков: понадобятся сертификаты соответствия, подтверждающие, что предлагаемые товары безопасны. Продавец должен завозить определённый ассортимент: например, малоизвестные или локальные бренды через этот маркетплейс продавать не получится. В целом площадка больше подходит для крупных компаний, стартовать новичкам здесь будет довольно трудно.

Требования к размещению на Lamoda считаются самыми сложными среди маркетплейсов. Источник: lamoda

Авито

Авито часто воспринимают как доску объявлений по продаже подержанных вещей или поиску хозяев для бездомных котят. Однако еще в феврале 2021 года Авито запустил полноценный маркетплейс, который посещают 60,96 млн пользователей в месяц. По данным компании, 62% бизнесов в России продают свои товары на Авито: некоторые компании представлены онлайн только на Авито. Например, онлайн-магазин мебели с собственным производством может торговать только на Авито и быть вполне успешным.

● Условия работы:
Регистрация продавца бесплатная, но нужно разделять личный и бизнес-аккаунты — к каждому аккаунту должен быть привязан отдельный номер телефона, поэтому понадобятся две сим-карты. Комиссия по сравнению с другими маркетплейсами небольшая: до недавнего времени за продажи с доставкой Авито взимал 2%, а с 1 сентября 2023 года — 5%.

● Аудитория:
Среди 60 млн пользователей Авито много тех, кто ищет исключительно новые товары.

● Особенности:
Авито наработали огромную базу активных и платежеспособных покупателей, добавили возможность заводить свой магазин, подключать рекламу и сервис безопасных сделок — это делает продажи доступными и выгодными малым и средним компаниям. В результате люди стали больше покупать товары, причём не только подержанные, но и новые.

Так выглядит витрина магазина туристической одежды и снаряжения на Авито. Источник: avito

Совет эксперта

Альберт Ракипов

Направление онлайн-торговли и торговли на маркетплейсах сейчас очень активно. Это тренд, который будет развиваться ещё долгие годы по всему миру. Несмотря на то что уже есть популярные маркетплейсы, будет появляться всё больше новых площадок.

Важно не научиться работать на Ozon или Wildberries, а выяснить, как в принципе устроен и работает маркетплейс. Если разобраться в базовых принципах торговли хотя бы на примере одной крупной площадки, получится перекладывать эти принципы на остальные. Маркетплейсы регулярно меняют детали работы и обновляют кабинеты селлеров, но принципы остаются одни и те же, поэтому, если их понимать, не составит труда разобраться с нюансами новых площадок.

Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries
Top seller
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Бесплатный вебинар 30 июля: как найти работу после онлайн-курсов
Fri Feb 16 2024 19:01:43 GMT+0300 (Moscow Standard Time)