Композиция — это образная структура изображения или рисунка. Суть композиции заключается в том, чтобы гармонично расположить элементы в иллюстрации и добавить акценты, например, по форме и цвету. Таким образом художник или дизайнер воздействует на зрителя — направляет его взгляд в нужном направлении, передаёт смысл и эмоцию произведения.
Чтобы подчеркнуть главный объект, создать движение или добавить глубину в изображение, художники используют различные композиционные техники. Например, в иллюстрации горного пейзажа можно разделить холст на три части: разместить горы в верхней трети, леса и озеро в средней, а небо — в нижней трети изображения. Эта композиция создаст баланс и гармонию в изображении и передаст настроение местности.
Гармоничные иллюстрации помогают привлечь внимание людей к бренду или продукту. Передают информацию, которую сложно объяснить словами, и создают стиль, опираясь на ценности компании. Научиться создавать такие иллюстрации можно самостоятельно — изучать картины художников, работы иллюстраторов и делать по ним наброски. Минус такого подхода в том, что новичок не всегда видит ошибки композиции, а рядом нет более опытного художника, который подскажет, что в иллюстрации получилось хорошо, а что нужно поправить.
На курсе «Графический дизайнер» начинающим художникам и дизайнерам помогают опытные наставники и ревьюеры. Рассказывают, как устроены иллюстраторские проекты в реальной жизни, дают подробную обратную связь по каждой работе студента. Так получается отработать навыки и понять, как их применить в будущих проектах.
Мозг обрабатывает огромное количество информации и фильтрует её, чтобы сосредоточиться на значимых деталях. Для этого он выделяет акценты или пятна. Они необязательно должны быть большими — глаз может зацепиться за форму или цвет. Например, яркий красный может указывать на опасность или вызывать страсть, а необычная форма приглашает изучить объект.
В композиции акценты называются визуальными доминантами. Часто их строят на основе контраста по цвету, тону, форме, размеру, фактуре — всего, что может выделить объект на общем фоне.
Если на картинке изображён человек, то первой точкой притяжения будет его лицо. Люди сразу считывают себе подобных — в первобытные времена это помогало узнавать сородичей и чужаков. Поэтому в рекламе часто используют фотографии или иллюстрации с людьми — через этот древний паттерн проще получается привлечь внимание.
Для мозга увидеть красоту — значит решить задачу. Эволюционно он привык искать целое и собирать его из разных фрагментов — пятен, точек и других элементов, которые используют для маскировки животные. Когда пазл сложился и получилось распознать условную добычу, срабатывает система вознаграждения и мозг получает удовольствие. На этом процессе основано приятное чувство, которое испытывает человек, разглядывая картины импрессионистов или кадры известных фотографов.
Британский нейробиолог Семир Зеки выяснил, какие участки мозга отвечают за восприятие красивого и эстетичного. Участники его эксперимента смотрели на полотна известных художников — да Винчи, Боттичелли, Моне, Сезанна. Магнитно-резонансная томография показала всплеск дофамина в орбитофронтальной коре испытуемых — она отвечает за удовольствие и желание.
В поддержку эксперимента Семира Зеки можно привести пример и творчества африканских племён. У них не было возможности ходить по музеям и получить такой богатый визуальный опыт, как у жителей больших городов. Тем не менее элементы в этих орнаментах расположены гармонично, и для жителя Парижа или Лондона это тоже будет красиво. Получается, что чувство прекрасного у человека отчасти врождённое.
Доминанта в иллюстрации — это элемент, который привлекает внимание зрителя и определяет главный объект или центральную идею работы. Без доминанты иллюстрация может выглядеть скучно и непонятно — так зритель быстро потеряет интерес.
Чтобы выделить доминанту в композиции, нужно определить основную тему работы, а затем разместить объекты в иллюстрации таким образом, чтобы они привлекали внимание к центру или к главному объекту. Сам объект можно выделить цветом или формой.
Этот принцип — родственник другого известного правила в композиции, золотого сечения. Отличаются они соотношением частей изображения. По золотому сечению картинку делят на две части в пропорции 2:3 или 1:1,618. В случае третей кадр разбивают на три равные части — вертикально и горизонтально. Важные элементы композиции размещают либо вдоль этих линий, либо на пересечении девяти прямоугольников. Так получится сбалансировать композицию и управлять вниманием зрителя. Правило третей проще освоить, чем золотое сечение, поэтому оно больше подходит для новичков.
Ритм — это повторение определённых элементов или форм. Как и в музыке, он делает композицию интереснее. В иллюстрации ритм объединяет основные элементы и ведёт зрителя.
Виды иллюстраций, где нет доминанты, но есть чёткий ритм — это паттерны. Глазу они тоже приятны, потому что элементы в паттернах строятся по правилам композиции. Например, в мандале могут чередоваться кружочки, большие и маленькие лепестки, тёмные и светлые элементы, много маленьких точек и сплошные линии.
Китайское правило гармонии звучит так: чтобы уравновесить объекты, нужно чередовать чётное количество предметов и нечётное или крупные объекты с мелкими. Необязательно всегда следовать этому правилу, но если регулярно замечать его в иллюстрациях, то оно отложится в голове как полезный паттерн.
В современной digital-иллюстрации тоже соблюдают основные правила композиции. Но изображениям для приложений, сайтов и мерча часто не нужен фон, на котором художники обычно помещают дополнительные детали для баланса. Иллюстрация должна хорошо выглядеть как сама по себе, так и в макете — взаимодействовать с текстом, кнопками и прочими элементами дизайна. Поэтому здесь особую роль играет контрформа — пространство вокруг изображения. Оно так же важно, как, например, паузы в музыке. Если не учитывать контрформу в интерфейсе и перегружать его иллюстрациями, пользователю сложно будет фокусироваться на контенте.
Главное правило работы с контрформой — воспринимать её как элемент композиции, а не пустоту. Если белый цвет смущает, можно временно покрасить негативное пространство в серый. Дальше — работать с пропорциями и смотреть, как на этом условном фоне смотрится основная иллюстрация. Лайфхак: она должна «весить» больше контрформы.
Формат современных иллюстраций часто ограничен макетом — классическим 2:3 и 16:9 или нестандартным. Например, иллюстрация может понадобиться для этикетки или длинного баннера — узкого вертикального или горизонтального макета. Для такого формата сложно использовать универсальные правила композиции. Выход — отталкиваться от задачи иллюстрации и подключать насмотренность.
Композиционные структуры бывают статичные и динамичные. Одни дают ощущение покоя и умиротворённости, другие наоборот показывают движение и развитие истории.
Добавлять в иллюстрацию статику и динамику можно, меняя угол, под которым зритель смотрит на объект. Больше вертикалей и горизонталей — больше статики в композиции.
В динамичных композициях недостаточно распределить все элементы по правилам. Здесь задача сложнее, чем в фотографии, где главное — поймать момент — или в кино, где покажут следующий кадр. Важно в одном изображении рассказать историю и намекнуть, как она может развиться. Для этого нужно добавить акценты, которые помогут зрителю понять смысл. Иногда такой акцент — это не конкретный предмет или цвет, а поза героев или направление их взгляда.
Можно смотреть подборки с разными иллюстрациями и отвечать на такие вопросы:
● Как это сделано?
● Почему привлекает внимание?
● Какие эмоции это вызывает?
● Какая задача была у иллюстрации?
● Почему взгляд падает сюда?
● Как подчёркнут сюжет?
Задача этой практики — разобраться, что вызывает в работах интерес, а что отталкивает, какие схемы использовал автор. Необязательно ограничиваться только картинами — подойдут и фотографии с пояснением правил композиции. Например, как в этом видео с советами от фотографа Стива Маккари.
Закрепить визуальный анализ можно с помощью композиционного конспекта — упрощённой версии иллюстрации. Задача такого наброска — передать только основные формы, тона и акценты. Так получается отвлечься от смыслов и отдельных объектов и переключить внимание на композиционную структуру.
Сделать конспект можно вручную — с помощью цветной бумаги или вырезок из газет. Плюс такого подхода — в том, что он подключает мелкую моторику, которая связана с запоминанием. Если нет времени на бумагу и клей, то можно использовать онлайн-инструменты, например Figma. Положить картинку на нижний слой и обрисовать простыми геометрическими формами или силуэтами.
Научиться чувствовать композицию по форме и ритму важно — так получится разобраться, как взаимодействуют объекты и как подобрать для них визуальный вес. Цвет может отвлечь, поэтому вначале лучше работать с чёрно-белой гаммой и подбирать правильные тона для элементов композиции. Если фигура светлая, делать её светло-серой, а тёмную — почти чёрной. Тональность может сильно влиять на вес объекта. Например, маленький, но тёмный может притягивать взгляд намного сильнее, чем большой, но светлый.
Цвет — такой же мощный способ передать доминанту, как и форма, но для него не работают правила, которые используют в работе с чистой формой. Поэтому цвет нужно добавлять постепенно и смотреть, как меняется восприятие, какие появляются акценты.
Начинающему иллюстратору порой сложно работать с цветом — яркие краски отвлекают и мешают оценить тональность объектов. Чтобы проверить, правильно ли получилось подобрать тон для цветов, изображение можно перевести обратно в чёрно-белый профиль. Если соседние объекты будут окрашены в близкие оттенки серого, то какие-то цвета лучше затемнить или осветлить.
После цвета и формы можно перейти к более сложным задачам. Например, добавлять плановость — располагать объекты ближе и дальше.
Алевтина Гринмирис
Часто определить визуальную доминанту мешает смысловое содержание иллюстрации. Есть небольшой лайфхак, который поможет обмануть мозг, — прищуриться. Так получится увидеть только формы и цветовые пятна. Другой вариант этого приёма — размыть изображение в любом графическом редакторе.
Читать также: