Стили графического дизайна: от брутализма до готики
Стили графического дизайна: от брутализма до готики
Разбираемся в тонкостях понятия «стиль» и приводим примеры разных стилей графического дизайна.
Дизайн — современное понятие в истории искусства. Дизайн опирается на то, что уже существует, поэтому попытка выделить отдельные стили графического дизайна по сути есть дублирование стилей в искусстве, их перенос с плоскости музейных холстов на более утилитарные носители. Спорный вопрос, насколько корректно говорить, например, о существовании такого стиля графического дизайна, как ар-нуво. Это стиль, который выделяют в истории искусства и который существует сам по себе в архитектуре, полиграфии, изобразительном искусстве и рекламе.
Дизайн как таковой существует не так давно, и огромная его часть — заимствования из других сфер искусства. Стиль в данном контексте — уподобление искусству или эпохе. Говоря о стилях в графическом дизайне, корректнее воспринимать их как набор определённых повторяющихся приёмов и элементов.
Если заказчик просит сделать сайт магазина товаров для пенсионеров в стиле Мемфис, дизайнер должен понимать, что такой стиль вряд ли понравится целевой аудитории, а значит, не сможет решить бизнес-задачу. В идеальном мире дизайнер выбирает стиль исходя из того, насколько хорошо он решает поставленную задачу. Большинство рассчитанных на массовую аудиторию сайтов нейтральны и не имеют какого-то одного ярко выраженного стиля — его могут иметь узконаправленные сайты. Стилизация — это индивидуальный запрос, рассчитанный на довольно небольшую долю аудитории.
Стиль — это всегда некая устоявшаяся общность образной системы, средств и приёмов художественной выразительности. В отличие от стиля, стилизация — это повторение основных приёмов, но не детальное соблюдение всех канонов определённого стиля. Есть универсальные правила композиции, колористики и типографики, которые нужно соблюдать, чтобы макеты воспринимались гармонично. Элементы разных стилей могут пересекаться в дизайне, но в чистом виде определённый стиль воспринимается скорее как высказывание, чем как что-то универсальное.
Научиться работать в разных стилях можно на курсе «Графический дизайнер». Студенты учатся искать и определять хорошие идеи, применяют их и получают обратную связь от практикующих дизайнеров. Помимо учебных проектов можно выполнить настоящий заказ и положить реальный кейс в портфолио.
Построен на строгой геометрии, довольно сложен в работе, особенно для начинающих дизайнеров. Большую роль играет пространство, воздух и умение грамотно ими пользоваться. Именно оно отличает профессионального дизайнера от новичка, который стремится полностью заполнить негативное пространство элементами и в итоге вместо сдержанного швейцарского стиля получает разнородную путаницу.
Многие начинающие дизайнеры думают, что минимализм не требует развитых навыков и умений работать с кистью, иллюстрацией или фотографией. Но если просто скомпоновать несколько графических элементов, стилизация под минимализм не получится. Должна быть выверена каждая композиционная и типографическая деталь, мельчайшие оттенки, каждый элемент должен стоять на своём месте.
Ограничений по цвету в минимализме нет: можно использовать один цвет плюс акцентный, несколько контрастных или аналоговых цветов в зависимости от макета и задачи. То же самое со шрифтом и фигурами: нет строгого указания на использование только определённой формы.
В баухаусе важен постулат о том, что форма не должна превалировать над функцией. Это означает максимальную содержательность, лишённую каких-либо украшательств. Базовые цвета стиля баухауса — жёлтый, синий и красный, на их основе составляется цветовой круг и получаются другие оттенки. В основе стиля лежат простые геометрические формы — квадрат, круг, треугольник. С помощью их комбинаций создаётся узнаваемый дизайн.
Презентация студентки Яндекс Практикума Анастасии Лебедевой. Источник
Дизайнеры, которые работают в стиле баухаус, скорее создают собственную стилизацию под изначальный вариант стиля. Смыслы и формы, которые закладывались в основу баухауса, предстают в виде современных авторских интерпретаций. Часто масса геометрических форм и цветовых пятен на макете выглядит как украшательство, которого подлинный баухаус стремился избежать.
Можно отнести к ретро: в его основе лежит эстетика 1980-х годов. Мемфис — довольно узнаваемый стиль за счёт хорошо сочетающихся цветов. В качестве основы графики в Мемфисе используют простые геометрические фигуры: круги, треугольники, полоски. Их сочетания могут компоноваться без определённой системы и образовывать небольшие узоры, например из волн или из кругов. Это может быть паттерн из геометрических фигур или просто отдельные элементы, разбросанные по макету. Шрифты — без засечек, часто с большой жирностью, малоконтрастные. Мемфис хорошо выглядит как основа для фирменного стиля, подходит для упаковки, полиграфии и дизайна сайтов.
Стиль ощущается как что-то весёлое, позитивное, радостное. Источник
Корни стиля уходят в философию дадаизма, в основе которой — стремление сломать старое и создать из осколков что-то новое. Часто оно рождается в формате коллажа, собранного из разных частей. Для гранжа характерны рукописные шрифты, контрастные цвета, чёрно-белые изображения и яркая типографика. Стилистику гранжа можно обозначить как имитацию подросткового бунта.
Сфера применения гранжа — нечто молодёжное, дерзкое, бунтующее или музыкальное, например, обложки альбомов и постеры. Источник
Часто гранж используют в SMM-дизайне и социальных сетях. Это могут быть отдельные рекламные кампании, интеграции или коллаборации, когда гранж активно вписывают, чтобы на короткое время привлечь точечную аудиторию под конкретную акцию.
Стиль пришёл в графический дизайн из интерфейсов, сейчас чаще используется в иллюстрации. Флэт-дизайн не предполагает использования градиентов, его характерные черты — сплошные заливки и минимум объёма. Флэт-иллюстрации могут иметь тени, но не естественно растушёванные, а чётко очерченные. Ещё флэт-дизайн используют в иконках и фоновой графике, особенно он популярен в корпоративной среде — например, почти все иллюстрации в Практикуме выполнены в этом стиле.
Отсутствие объёмных элементов — характерная черта плоского дизайна. Источник
Название стиля происходит от французского béton brut — необработанный бетон. Это что-то грубоватое, крупное, со словно неотёсанной фактурой. Этот стиль можно назвать вышедшей из конструктивизма и авангарда эстетикой панелек, перенесённой в виртуальный мир. По сути, брутализм — это отражение этих архитектурных стилей в графическом дизайне, воплощённое в смешении минимализма, гранжа и швейцарского стиля.
Брутализм — это всегда нечто вызывающее. Источник
Основная цветовая гамма брутализма — черно-белая, но могут использоваться и акцентные цвета. Брутализм часто использует нестандартные шрифты, крупную типографику и изображения, ломаную сетку. Композиция тоже нетипичная: либо асимметричная, либо, наоборот, нарочито симметричная. Чаще всего брутализм применяют в портфолио, лендингах, сайтах мероприятий, в ивент-сфере. Стилизации под определённую аудиторию могут использоваться в образовательной сфере, продаже авто и недвижимости, интернет-магазинах.
Это ретро, винтаж, а также стили других определённых временных эпох. Ретро ориентируется на стилистику второй половины XX века. Для него характерны приглушённые цвета, ретро-фото, картинки в стиле 60–80-х годов. Винтаж — это стилизация под довоенную эпоху: это может быть как начало XX века, так и викторианская эпоха: что-то с завиточками и вензельками. Девяностые-двухтысячные годы иногда выделяют как отдельный стиль, но, по сути, это тоже ретро, просто разные десятилетия.
Ощущение путешествия в начало XX века создают акварельные иллюстрации в винтажном стиле и приглушённые цвета. Источник
У готического стиля тоже есть исторический налёт, он предаёт атмосферу средневековых узких, мрачных улочек, заканчивающихся громадой острых шпилей темных соборов. Для этого стиля характерны готические шрифты, контрастные антиквы или, наоборот, рукописные шрифты. Иллюстрации могут быть в гравюрном стиле или напоминать стилизованные фотографии. Общее ощущение стиля — что-то несовременное и тёмное. Можно отдельно выделять готический минимализм или готический сюрреализм. Готический стиль часто применяют в плакатах и постерах, обложках музыкальных групп.
Иногда готику можно увидеть в логотипах и визитках. Источник
Абстракционизм как художественный стиль больше проявляется в живописи. Графические элементы могут располагаться беспорядочно, но таким образом, что общее визуальное пятно складывается в гармоничную композицию. Для абстракционизма характерны цветовая экспрессия и использование геометрических форм: треугольников, квадратов, прямых линий и волн. Шрифты тоже геометрические или декоративные: как и другие элементы, они создают определённое настроение.
В ярком постере в стиле абстракционизма каждый зритель найдёт свой смысл. Источник
Авангард, как и абстракционизм, — признанный в истории искусства стиль и культурное явление. В отличие от абстракционизма, авангард более глобален и затрагивает живопись, архитектуру, плакатную графику, книги, графический дизайн и другие сферы.
В авангарде есть порядок, всё подчинено логике. Например, если разные элементы разбросаны на макете, то все они имеют определённые углы наклона и сгруппированы исходя из некой внутренней логики. Для авангарда характерны асимметричная или нестандартная композиция, монохромные или контрастные сочетания цветов, в том числе с яркими акцентами, геометрические или абстрактные элементы.
Эскиз рекламной вывески 1923 года, художник — Александр Родченко, автор текста — Владимир Маяковский. Источник
Логотип с деревом в скандинавском стиле для производителя мебели: много свободного пространства и хорошо читаемый шрифт группы Sans Serif. Источник
Совет эксперта
Читать также: