Дизайн • 08 сентября 2025 • 5 мин чтения

Что такое полигональная сетка и как она формирует 3D-изображения

Разбираемся, что общего между садовыми фигурами из газона и полигональной сеткой, из чего она состоит и что важно учитывать при её создании.

Что такое полигональная сетка и зачем она нужна

3D-графика — это история не только про красивые модели и впечатляющие визуальные эффекты, которые пользователи видят на экране, но и про структуру. В основе любого трёхмерного объекта лежит каркас — это и есть полигональная сетка.

В качестве визуального примера представим садовую фигуру кролика, которую сделали из искусственного газона. Чтобы её получить, нужно выстроить каркас из проволоки — она позволяет задать геометрию будущей фигуры.

Слева — проволочный каркас фигуры, справа — он же, обтянутый рулонным газоном. Источник: aif

В случае с 3D-объектами процесс аналогичен: дизайнеру нужно создать скелет, обтянуть его мышцами и после накинуть сверху текстуру, например шерсть, кожу, одежду и т. д. Так формируется геометрия объекта: например, при создании 3D-изображения персонажа в игре дизайнер с помощью полигональной сетки проектирует изгиб носа, выемку под глаза, форму губ персонажа и другие детали.

После того как будет сформирован каркас, сверху на него накладывается визуальная составляющая объекта. Это может быть одежда персонажа, его доспехи или любой другой вариант.

Полигональная сетка выполняет следующие задачи:
● служит базой для создания 3D-объектов и задаёт их геометрию;
● определяет, как на объекте будут отображаться текстуры и свет;
● позволяет редактировать форму, деформировать и анимировать 3D-объект;
● участвует в процессе рендеринга.

В нашем примере с персонажем сетка позволяет дизайнеру не выгибать локоть человека под несвойственным ему углом, например в обратную сторону.

Анастасия Никанова, Яндекс Практикум, ментор и ревьюер, моушен‑дизайнер, проектный арт‑директор, спикер

Полигональная сетка — это скелет абсолютно любой 3D-модели. Она придаёт ей форму, определяет поведение при анимации и влияет на качество изображения. Понимание того, как строятся сетки, — это ключевой навык для любого 3D-дизайнера, 3D-художника, гейм-дизайнера и специалистов, которые занимаются спецэффектами в киноиндустрии.

Научиться создавать трёхмерную графику и ловко управляться с полигональной сеткой можно даже без опыта на курсе «3D-дизайнер». Уметь рисовать тоже не обязательно: отсутствие этого навыка не мешает нашим студентам за время обучения выполнить больше восьми разноплановых проектов. Пройти первые уроки можно бесплатно.

Как формируется полигональная сетка

Полигональная сетка состоит из множества соединённых между собой полигонов. Чаще всего полигоны — это либо четырёхугольники, либо треугольники. Таким образом, основные элементы сетки — это сами полигоны, их вершины и рёбра. Именно полигоны определяют форму объекта. Плотность сетки, то есть количество в ней полигонов, задаёт уровень детализации объекта. Чем меньше полигонов используется в структуре модели, тем более угловатой она получается. Чтобы сделать объект более детализированным, плавным и сглаженным, нужно использовать большее число полигонов.

Более высокое разрешение означает лучшую детализацию. Источник: архив эксперта

Создать полигональную сетку можно несколькими способами. 

  • Моделирование сетки вручную

Самый распространённый способ, когда дизайнер сам выстраивает вершины и соединяет их в полигоны, например в Cinema 4D, Blender, 3D Max, Maya и других специальных программах. 

  • Моделирование через примитивы

Примитивами называют базовые формы — это куб, сфера, цилиндр и другие простые объекты.

Полигональная сетка формируется путём соединения примитивов. Источник: 3dstudio

  • Скульптинг

Так называемый обратный способ создания полигональной сетки. В этом случае дизайнер сначала создаёт модель, а потом автоматически или вручную переводит её в сетку для удобства работы.

Здесь сначала была создана модель, а после автоматически выстроена сетка — такой процесс называется ретопологией. Источник: архив эксперта

Анастасия Никанова

Полигональная сетка — это фундамент, без которого трёхмерный объект не может существовать. Она задаёт объем и форму, определяет, как на объект будут ложиться текстуры, и влияет на реалистичность анимации. И, конечно же, сетка влияет на скорость рендера. Чем детализированнее будет сетка, тем больше в ней будет полигонов и, соответственно, больше времени займёт рендер.

Преимущества и недостатки полигонального моделирования

Преимущества

Позволяет дизайнеру обеспечить высокую гибкость объекта: можно создать практически любую модель.

✅ Можно контролировать детализацию объекта с помощью регуляции количества полигонов.

✅ Созданные с помощью полигональной сетки объекты легко масштабировать.

✅ Позволяет оптимизировать 3D-объекты под разные задачи и сферы: игры, кино, VR, архитектуру и т. д.

Недостатки

❌ При слишком высокой детализации супервысокополигональная модель становится «тяжёлой» и сложной для обработки.

❌ Построение полигональной сетки требует времени и навыков, особенно при ручном моделировании.

❌ Сложные формы удобнее сначала создавать, а потом уже переводить в полигоны — это помогает сэкономить время.

❌ Рендер моделей high-poly занимает много времени

Примеры применения

Полигональная сетка применяется во всех областях, где используют 3D:
● компьютерные и видеоигры — для создания моделей, окружения, атрибутов, оружия, пейзажей и т. д.;
● кино и анимация — различные спецэффекты, анимационные персонажи, отдельные 3D-сцены и целые миры;
● архитектура и дизайн — визуализация зданий и интерьеров, создание рум-туров;
● VR и AR — для создания виртуальных объектов и миров;
● индустриальный дизайн — создание прототипов и визуализация продукции.

Полигональная сетка позволяет детально проработать облик персонажей игр. Источник: room8studio

Этот прототип кронштейна для одежды создан с использованием полигональной сетки. Источник: siteapi

Советы эксперта

Анастасия Никанова

● Старайтесь делать сетку аккуратной
Пусть ваши полигоны будут похожи на квадратики, а не на странные многоугольники. Помните: чем ровнее сетка, тем проще будет работать дальше.
● Следите за формой
Линии сетки должны повторять изгибы объекта, например вокруг глаз или коленей. Так модель будет выглядеть естественнее и лучше «двигаться» в анимации.
● Изначально не перегружайте макет деталями
Начните с простой формы (low-poly), а потом добавляйте мелкие детали. Это сэкономит время и силы.
● Проверяйте сглаживание
Включайте режим сглаживания, чтобы увидеть, как модель выглядит «вживую». Если что-то ломается или искажается — поправьте сетку.
● Учитесь на примерах
Смотрите чужие модели на сайтах вроде ArtStation или Sketchfab. Замечайте, как у других построены сетки, и пробуйте повторять.
● Не забывайте про развёртку (UV)
Это «шкурка», на которую ложатся текстуры. Чем аккуратнее она сделана, тем лучше будут выглядеть материалы на модели.

Статью подготовили:
Анастасия Никанова
Яндекс Практикум
Ментор и ревьюер, моушен‑дизайнер, проектный арт‑директор, спикер
Мария Вихрева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Подпишитесь на наш ежемесячный дайджест статей —
а мы подарим вам полезную книгу про обучение!

Поделиться
Пройдите бесплатную часть курса до 30 сентября и получите скидку 15% на обучение.
Mon Sep 08 2025 14:37:09 GMT+0300 (Moscow Standard Time)