Как начать вести свой блог с нуля: пошаговая инструкция
Как начать вести свой блог с нуля: пошаговая инструкция
Рассказываем, какую площадку выбрать для блога, как его монетизировать и по каким критериям выбирать темы.
Блог — это площадка, где любой человек, публичное лицо, компания или государство могут делиться информацией. Например, блог есть у Федеральной налоговой службы, Сбербанка, Артемия Лебедева, а эта статья размещена в блоге Яндекс Практикума. Блог нужен для разных целей, например:
● Рассказать о себе и своих продуктах, познакомиться с аудиторией.
● Показать свою экспертизу и повысить популярность.
● Информировать людей о новых законах или других событиях.
● Зарабатывать на рекламе чужих продуктов или услуг.
Если хотите заниматься маркетингом, но не выбрали направление, бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.
Площадок для ведения блога много, с некоторыми из них можно ознакомиться в нашей статье. Согласно опросу института общественного мнения «Анкетолог» и PR-агентства Mediacom.Expert, в 2024 году самыми популярными площадками среди российских блогеров оказались «ВКонтакте», Telegram, YouTube, «Дзен» и «Одноклассники». Расскажем, для каких блогов подойдёт каждая из этих площадок.
Всё, что связано с едой, материнством, спортом и психологией. Подойдут для каналов про рецепты, кулинарные и бытовые лайфхаки, воспитание и образование детей и т. д. В 2024 году русскоязычная аудитория составила 50,9 млн человек. Среди них 63% — женщины возрастной категории от 35 до 64 лет.
Самые популярные темы в «Одноклассниках» — приготовление блюд и материнство. Источник
Новости, политика, образование и развлечения. Подойдёт для каналов про политику или нишевые новости — финансы, модные тренды, IT, маркетинг и т. д., детское или профессиональное образование — IT, инвестиции, SMM, психология и т. д. В 2024 году в Telegram зарегистрировано 85,3 млн пользователей из России. 58% аудитории — мужчины 25–34 лет, женщин — 42%, из них больше всего пользователей 25–34 лет.
Исследование интересов пользователей Telegram в 2023 году от компании TGStat. Источник
Музыка, развлечения и лекции, обзоры (фильмов, книг, техники, косметики, игр и т. д.). Подойдёт для видеоблогов музыкальных групп или певцов, розничных магазинов или компаний, которые производят товары массового потребления, разработчиков игр, стримеров, лекторов и т. д. Русскоязычная аудитория в 2024 году составила 96,1 млн человек. Несмотря на блокировку монетизации в 2024 году, в YouTube всё ещё можно загружать видеоролики, а также получать доход за счёт прямой рекламы или донатов.
Исследование интересов пользователей YouTube в 2024 году от компании Mediascope. Источник
Контент про юмор, кино и сериалы, музыку, еду, путешествия и туризм. Подойдёт для каналов про путешествия, рецепты, обзоры сериалов, кино и забавные истории. Аудитория в России в 2024 году составила 80,3 млн человек. Основной возраст пользователей — от 40 лет.
Исследование интересов пользователей «Дзена» в 2024 году от аналитиков площадки. Источник
Товары и услуги, одежда и обувь, вакансии, дети и воспитание, красота. Подойдёт для пабликов про детское образование и психологию, для интернет-магазинов (одежда, косметика, товары для дома и т. д.). В VK зарегистрирована в основном русскоязычная аудитория. Среднее месячное количество российских пользователей в первом квартале 2024 года — 89 млн человек.
Исследование интересов пользователей «ВКонтакте» за 2023 год от Brand Analytics. Источник
● Определите цель. Например, вы хотите показать свою экспертизу, чтобы привлечь клиентов, продавать свои товары или зарабатывать на рекламе продуктов других компаний.
● Придумайте тему блога. Если вы профессионал в своей сфере, можно публиковать лайфхаки, советы или контент про подводные камни в вашей нише. Если блог нужен для компании, можно публиковать контент, который объясняет, как пользоваться продуктом. Например, сервис по поиску авиабилетов Aviasales рассказывает, какие места посетить в разных городах и что взять с собой в путешествие.
● Проанализируйте аудиторию. Узнайте, кто ваша публика: пол, возраст, город, интересы и предпочтительные платформы. Например, может оказаться, что учиться финансовой грамотности аудитория предпочитает в Telegram, а ландшафтному дизайну — «ВКонтакте».
● Изучите конкурентов. Посмотрите у самых крупных конкурентов, о чём они рассказывают в блоге, на каких платформах это делают, какие темы и форматы чаще всего используют. Может оказаться, что в вашей нише лучше работают видеоролики, чем текст, а из всех соцсетей активность собирает только одна. Эта информация сократит время на запуск блога и деньги на тестирование площадок, контента и рекламы.
Есть пять основных способов продвижения блога.
1. Реклама. Продвигайте блог в поисковиках, соцсетях, на нишевых площадках или через блогеров с помощью платной рекламы. Стоимость рекламы будет зависеть от площадки и ниши. Рассмотрим три вида рекламы:
● Контекстная реклама — это реклама, которая отображается на сайтах или в соцсетях в зависимости от контента, который пользователь просматривает в данный момент. Например, если пользователь читает статью о путешествиях, ему могут показываться объявления о туристических услугах или гостиницах. Подробнее об этом читайте в статье журнала Яндекс Практикум.
● Таргетированная реклама в соцсетях — реклама, которая нацелена на определённые группы пользователей на основе их поведения, интересов, демографических данных и других факторов. В журнале Яндекс Практикума есть подробный гайд по таргетированной рекламе.
● Платная реклама у блогеров. Найдите релевантные тематические блоги, где сидит ваша аудитория, и разместите там рекламу. Например, блогер по криптовалюте может за деньги рекламировать блог про финансовую грамотность.
2. Дистрибуция контента. Создайте профили на популярных платформах и делитесь там ссылками на новые посты из блога. Например, если блог размещён в «Дзене», то контент можно дополнительно публиковать в соцсетях. Плюс этого способа — можно привлечь дополнительный трафик на сайт. Минус — нужны время и деньги, чтобы привлечь аудиторию на дополнительные площадки.
3. Гостевые посты. Публикуйте контент в других нишевых блогах и журналах, чтобы о вас узнало больше людей. Например, эксперты, которые развивают свои блоги для привлечения клиентов, часто публикуются на сторонних площадках.
Блог Unisender опубликовал гостевой пост со ссылкой на статью в канале про нейросети. Источник
4. Бартер. Найдите блогера с похожей аудиторией и договоритесь, что вы опубликуете пост у него, а он — у вас. Таким образом вы обменяетесь аудиторией. Необязательно выбирать блогера с такой же темой, достаточно, чтобы они пересекались. К примеру, блогу про стиль можно сделать бартер с блогом про обзор косметики или одежды.
5. Поисковая оптимизация (SEO). Если блог ведётся на сайте, в «Дзене» или во «ВКонтакте», оптимизируйте контент для поисковых систем. Тогда статьи в блоге с большей вероятностью будут видны при запросах в поисковых системах.
При запросе «как построить дом» поисковые системы отобразили сайты с релевантным контентом. Для того чтобы ваш блог попал в выборку поисковиков, его нужно оптимизировать
Для оптимизации блога важно учитывать требования поисковых систем: семантическое ядро, скорость загрузки страницы и др. В блоге Яндекс Практикума есть гайд по SEO-оптимизации. Прочитайте его, чтобы узнать об этом больше.
Монетизировать блог можно тремя способами.
1. Реклама. Продавайте рекламные интеграции напрямую компаниям или используйте рекламные сети — например, Admitad, Telega.in, «ВКонтакте».
2. Платная подписка. Создайте эксклюзивный контент или чаты с платным доступом. Особенно такой формат хорошо продаётся в очень узких нишах. Люди платят за экспертную информацию и нетворкинг. К примеру, эксперт по инвестициям может создать платный чат, где будет рассказывать о своих покупках или продажах акций.
3. Краудфандинг. Используйте платформы для сбора средств для финансирования специальных проектов или контента — например, Planeta.ru, Boomstarter, Kickstarter.
Восемь популярных сервисов, которыми пользуются блогеры для текстового и видеоконтента:
1. Google Docs — бесплатный аналог Microsoft Word для работы с текстами. Сервис работает офлайн и онлайн, для использования нужно иметь Google-почту. В онлайн-режиме все внесённые данные сохраняются автоматически — даже если вы случайно закрыли документ, ничего не исчезнет. Можно настроить совместный доступ, если над блогом работает несколько человек.
2. etxt.ru — антиплагиат. С его помощью можно проверять статьи на уникальность, ошибки, переспам и другие SEO-параметры. Первые 15 тысяч знаков проверяются бесплатно, если больше — от 300 рублей.
3. Орфограммка — сервис для проверки пунктуации, грамматики и орфографии и SEO-параметров. Сервис платный — от 150 рублей за 100 тысяч знаков.
4. YandexGPT — нейросеть от Яндекса, которая помогает создавать текст, находить идеи для статей и постов, создавать иллюстрации, формировать портрет целевой аудитории и др. Про все возможности этой нейросети мы рассказывали в статье. Чтобы пользоваться YandexGPT, нужно установить браузер Яндекса и зарегистрировать Яндекс-почту.
5. Venngage — бесплатная онлайн-платформа для создания иллюстраций, инфографики и презентаций. Есть шаблоны, которые можно менять под свои задачи.
6. Adobe Premiere Pro — профессиональная программа для видеомонтажа. Подойдёт для редактирования видео, создания эффектов, работы со звуком и цветокоррекции. Adobe Premiere Pro больше подходит профессионалам.
7. Movavi Video Editor — ещё один видеоредактор, но попроще. Подходит для простых видеороликов с минимумом спецэффектов и не требует профессиональных знаний.
8. Weeek — пространство для управления проектами и задачами. В нём можно планировать выпуск статей и постов, записывать идеи, контролировать их реализацию. Для команды до пяти человек сервис бесплатный.
● Не определена цель. Сначала нужно понять, зачем человеку блог: продавать рекламу или услуги, улучшить репутацию, рассказать всему миру о своих кейсах — или же это будет лайфстайл-блог. Прописанная цель поможет определить инструменты и способы продвижения.
● Не определена аудитория. Знать целевую аудиторию нужно, чтобы правильно выбрать формат контента. Например, если блог обучает чему-то новичков, то не стоит делать контент на языке профессионалов: есть риск, что аудитория просто не поймёт, о чём речь.
● Нерегулярные публикации. Если публиковать контент редко, аудитория может о вас забыть. Запланируйте публикации, например, по 2–3 раза в неделю. Если кажется, что обо всех интересных темах уже рассказано и больше нечего публиковать, возьмите старые темы и подайте их в новом формате. Например, одну статью можно перепаковать в посты, карточки, инфографику, кружочки, обсудить голосовым и т. д.
● Некачественный контент. Публикуйте интересный и удобочитаемый контент. Если пользователю станет скучно или контент не будет закрывать его запросы, то он не станет его потреблять. Например, если вы пишете про выбор стройматериалов для дома — расскажите про это. Долгие рассуждения на отвлечённые темы быстро утомят аудиторию.
● Автор не разбирается в теме. Аудитория быстро поймёт, если автор плавает в теме. К тому же производить интересный контент без знаний сложно. Например, нет смысла писать про велосипеды, если вы катаетесь на них раз в месяц. Но если вы их ремонтируете, продаёте или занимаетесь велоспортом, контент будет уникальным и интересным.
Совет для начинающих блогеров
Читать также: