Маркетинг • 26 сентября 2024 • 5 мин чтения

Как начать вести свой блог с нуля: пошаговая инструкция

Рассказываем, какую площадку выбрать для блога, как его монетизировать и по каким критериям выбирать темы.

Что такое блог и для чего он нужен

Блог — это площадка, где любой человек, публичное лицо, компания или государство могут делиться информацией. Например, блог есть у Федеральной налоговой службы, Сбербанка, Артемия Лебедева, а эта статья размещена в блоге Яндекс Практикума. Блог нужен для разных целей, например:

● Рассказать о себе и своих продуктах, познакомиться с аудиторией.
● Показать свою экспертизу и повысить популярность.
● Информировать людей о новых законах или других событиях.
● Зарабатывать на рекламе чужих продуктов или услуг.

Если хотите заниматься маркетингом, но не выбрали направление, бесплатный курс «Какую профессию в маркетинге выбрать» поможет разобраться, какие профессии сейчас востребованы, чем занимаются разные специалисты и как построить успешную карьеру.

Где лучше вести блог в 2024 году

Площадок для ведения блога много, с некоторыми из них можно ознакомиться в нашей статье. Согласно опросу института общественного мнения «Анкетолог» и PR-агентства Mediacom.Expert, в 2024 году самыми популярными площадками среди российских блогеров оказались «ВКонтакте», Telegram, YouTube, «Дзен» и «Одноклассники». Расскажем, для каких блогов подойдёт каждая из этих площадок.

Одноклассники

Всё, что связано с едой, материнством, спортом и психологией. Подойдут для каналов про рецепты, кулинарные и бытовые лайфхаки, воспитание и образование детей и т. д. В 2024 году русскоязычная аудитория составила 50,9 млн человек. Среди них 63% — женщины возрастной категории от 35 до 64 лет.

Самые популярные темы в «Одноклассниках» — приготовление блюд и материнство. Источник

Telegram

Новости, политика, образование и развлечения. Подойдёт для каналов про политику или нишевые новости — финансы, модные тренды, IT, маркетинг и т. д., детское или профессиональное образование — IT, инвестиции, SMM, психология и т. д. В 2024 году в Telegram зарегистрировано 85,3 млн пользователей из России. 58% аудитории — мужчины 25–34 лет, женщин — 42%, из них больше всего пользователей 25–34 лет.

Исследование интересов пользователей Telegram в 2023 году от компании TGStat. Источник

YouTube

Музыка, развлечения и лекции, обзоры (фильмов, книг, техники, косметики, игр и т. д.). Подойдёт для видеоблогов музыкальных групп или певцов, розничных магазинов или компаний, которые производят товары массового потребления, разработчиков игр, стримеров, лекторов и т. д. Русскоязычная аудитория в 2024 году составила 96,1 млн человек. Несмотря на блокировку монетизации в 2024 году, в YouTube всё ещё можно загружать видеоролики, а также получать доход за счёт прямой рекламы или донатов.

Исследование интересов пользователей YouTube в 2024 году от компании Mediascope. Источник

«Дзен»

Контент про юмор, кино и сериалы, музыку, еду, путешествия и туризм. Подойдёт для каналов про путешествия, рецепты, обзоры сериалов, кино и забавные истории. Аудитория в России в 2024 году составила 80,3 млн человек. Основной возраст пользователей — от 40 лет.

Исследование интересов пользователей «Дзена» в 2024 году от аналитиков площадки. Источник

Вконтакте (VK)

Товары и услуги, одежда и обувь, вакансии, дети и воспитание, красота. Подойдёт для пабликов про детское образование и психологию, для интернет-магазинов (одежда, косметика, товары для дома и т. д.). В VK зарегистрирована в основном русскоязычная аудитория. Среднее месячное количество российских пользователей в первом квартале 2024 года — 89 млн человек.

Исследование интересов пользователей «ВКонтакте» за 2023 год от Brand Analytics. Источник

С чего начать ведение блога

Определите цель. Например, вы хотите показать свою экспертизу, чтобы привлечь клиентов, продавать свои товары или зарабатывать на рекламе продуктов других компаний.

Придумайте тему блога. Если вы профессионал в своей сфере, можно публиковать лайфхаки, советы или контент про подводные камни в вашей нише. Если блог нужен для компании, можно публиковать контент, который объясняет, как пользоваться продуктом. Например, сервис по поиску авиабилетов Aviasales рассказывает, какие места посетить в разных городах и что взять с собой в путешествие.

Проанализируйте аудиторию. Узнайте, кто ваша публика: пол, возраст, город, интересы и предпочтительные платформы. Например, может оказаться, что учиться финансовой грамотности аудитория предпочитает в Telegram, а ландшафтному дизайну — «ВКонтакте».

Изучите конкурентов. Посмотрите у самых крупных конкурентов, о чём они рассказывают в блоге, на каких платформах это делают, какие темы и форматы чаще всего используют. Может оказаться, что в вашей нише лучше работают видеоролики, чем текст, а из всех соцсетей активность собирает только одна. Эта информация сократит время на запуск блога и деньги на тестирование площадок, контента и рекламы.

Как продвигать блог

Есть пять основных способов продвижения блога.

1. Реклама. Продвигайте блог в поисковиках, соцсетях, на нишевых площадках или через блогеров с помощью платной рекламы. Стоимость рекламы будет зависеть от площадки и ниши. Рассмотрим три вида рекламы:

● Контекстная реклама — это реклама, которая отображается на сайтах или в соцсетях в зависимости от контента, который пользователь просматривает в данный момент. Например, если пользователь читает статью о путешествиях, ему могут показываться объявления о туристических услугах или гостиницах. Подробнее об этом читайте в статье журнала Яндекс Практикум.
● Таргетированная реклама в соцсетях — реклама, которая нацелена на определённые группы пользователей на основе их поведения, интересов, демографических данных и других факторов. В журнале Яндекс Практикума есть подробный гайд по таргетированной рекламе.
● Платная реклама у блогеров. Найдите релевантные тематические блоги, где сидит ваша аудитория, и разместите там рекламу. Например, блогер по криптовалюте может за деньги рекламировать блог про финансовую грамотность.

2. Дистрибуция контента. Создайте профили на популярных платформах и делитесь там ссылками на новые посты из блога. Например, если блог размещён в «Дзене», то контент можно дополнительно публиковать в соцсетях. Плюс этого способа — можно привлечь дополнительный трафик на сайт. Минус — нужны время и деньги, чтобы привлечь аудиторию на дополнительные площадки.

3. Гостевые посты. Публикуйте контент в других нишевых блогах и журналах, чтобы о вас узнало больше людей. Например, эксперты, которые развивают свои блоги для привлечения клиентов, часто публикуются на сторонних площадках.

Блог Unisender опубликовал гостевой пост со ссылкой на статью в канале про нейросети. Источник

4. Бартер. Найдите блогера с похожей аудиторией и договоритесь, что вы опубликуете пост у него, а он — у вас. Таким образом вы обменяетесь аудиторией. Необязательно выбирать блогера с такой же темой, достаточно, чтобы они пересекались. К примеру, блогу про стиль можно сделать бартер с блогом про обзор косметики или одежды.

5. Поисковая оптимизация (SEO). Если блог ведётся на сайте, в «Дзене» или во «ВКонтакте», оптимизируйте контент для поисковых систем. Тогда статьи в блоге с большей вероятностью будут видны при запросах в поисковых системах.

При запросе «как построить дом» поисковые системы отобразили сайты с релевантным контентом. Для того чтобы ваш блог попал в выборку поисковиков, его нужно оптимизировать

Для оптимизации блога важно учитывать требования поисковых систем: семантическое ядро, скорость загрузки страницы и др. В блоге Яндекс Практикума есть гайд по SEO-оптимизации. Прочитайте его, чтобы узнать об этом больше.

Как монетизировать блог

Монетизировать блог можно тремя способами.

1. Реклама. Продавайте рекламные интеграции напрямую компаниям или используйте рекламные сети — например, Admitad, Telega.in, «ВКонтакте».

2. Платная подписка. Создайте эксклюзивный контент или чаты с платным доступом. Особенно такой формат хорошо продаётся в очень узких нишах. Люди платят за экспертную информацию и нетворкинг. К примеру, эксперт по инвестициям может создать платный чат, где будет рассказывать о своих покупках или продажах акций.

3. Краудфандинг. Используйте платформы для сбора средств для финансирования специальных проектов или контента — например, Planeta.ru, Boomstarter, Kickstarter.

Инструменты для ведения блога

Восемь популярных сервисов, которыми пользуются блогеры для текстового и видеоконтента:

1. Google Docs — бесплатный аналог Microsoft Word для работы с текстами. Сервис работает офлайн и онлайн, для использования нужно иметь Google-почту. В онлайн-режиме все внесённые данные сохраняются автоматически — даже если вы случайно закрыли документ, ничего не исчезнет. Можно настроить совместный доступ, если над блогом работает несколько человек.

2. etxt.ru — антиплагиат. С его помощью можно проверять статьи на уникальность, ошибки, переспам и другие SEO-параметры. Первые 15 тысяч знаков проверяются бесплатно, если больше — от 300 рублей.

3. Орфограммка — сервис для проверки пунктуации, грамматики и орфографии и SEO-параметров. Сервис платный — от 150 рублей за 100 тысяч знаков.

4. YandexGPT — нейросеть от Яндекса, которая помогает создавать текст, находить идеи для статей и постов, создавать иллюстрации, формировать портрет целевой аудитории и др. Про все возможности этой нейросети мы рассказывали в статье. Чтобы пользоваться YandexGPT, нужно установить браузер Яндекса и зарегистрировать Яндекс-почту.

5. Venngage — бесплатная онлайн-платформа для создания иллюстраций, инфографики и презентаций. Есть шаблоны, которые можно менять под свои задачи.

6. Adobe Premiere Pro — профессиональная программа для видеомонтажа. Подойдёт для редактирования видео, создания эффектов, работы со звуком и цветокоррекции. Adobe Premiere Pro больше подходит профессионалам.

7. Movavi Video Editor — ещё один видеоредактор, но попроще. Подходит для простых видеороликов с минимумом спецэффектов и не требует профессиональных знаний.

8. Weeek — пространство для управления проектами и задачами. В нём можно планировать выпуск статей и постов, записывать идеи, контролировать их реализацию. Для команды до пяти человек сервис бесплатный.

Ошибки и подводные камни

Не определена цель. Сначала нужно понять, зачем человеку блог: продавать рекламу или услуги, улучшить репутацию, рассказать всему миру о своих кейсах — или же это будет лайфстайл-блог. Прописанная цель поможет определить инструменты и способы продвижения.

Не определена аудитория. Знать целевую аудиторию нужно, чтобы правильно выбрать формат контента. Например, если блог обучает чему-то новичков, то не стоит делать контент на языке профессионалов: есть риск, что аудитория просто не поймёт, о чём речь.

Нерегулярные публикации. Если публиковать контент редко, аудитория может о вас забыть. Запланируйте публикации, например, по 2–3 раза в неделю. Если кажется, что обо всех интересных темах уже рассказано и больше нечего публиковать, возьмите старые темы и подайте их в новом формате. Например, одну статью можно перепаковать в посты, карточки, инфографику, кружочки, обсудить голосовым и т. д.

Некачественный контент. Публикуйте интересный и удобочитаемый контент. Если пользователю станет скучно или контент не будет закрывать его запросы, то он не станет его потреблять. Например, если вы пишете про выбор стройматериалов для дома — расскажите про это. Долгие рассуждения на отвлечённые темы быстро утомят аудиторию.

Автор не разбирается в теме. Аудитория быстро поймёт, если автор плавает в теме. К тому же производить интересный контент без знаний сложно. Например, нет смысла писать про велосипеды, если вы катаетесь на них раз в месяц. Но если вы их ремонтируете, продаёте или занимаетесь велоспортом, контент будет уникальным и интересным.

Совет для начинающих блогеров

Алексей Рожков
Блог — это ежедневная работа, и надо уделять ей достаточно внимания: создавать контент, привлекать трафик, настраивать его, продумывать продвижение, возможно, нанимать людей. Если блог ведётся не для души, а для какой-то цели, скорее всего, придётся вкладывать деньги в рекламу. Поэтому нужно заранее обдумать стратегию продвижения — и, возможно, поручить это специалистам.
Статью подготовили:
Алексей Рожков
Редакция Рыба
CEO
Валентина Бокова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Sat Oct 12 2024 19:43:31 GMT+0300 (Moscow Standard Time)