Позиционирование компании — это маркетинговая стратегия, которая направлена на то, чтобы выделить бренд среди конкурентов и сделать его запоминающимся для потребителей.
Алевтина Золотарёва
Позиционирование бренда — это, с одной стороны, определение его рыночной позиции, отстройка от конкурентов, а с другой — определение его места в сознании потребителей. Прежде чем оказаться в корзине покупателя, сначала нужно оказаться у него голове.
Маркетинговое позиционирование бренда или компании может со временем меняться, когда появляются новые конкуренты, меняется целевая аудитория и её потребности. Например, сеть пиццерий Domino's Pizza в 2020 году уточнила своё позиционирование на российском рынке. К уникальному торговому предложению о доставке пиццы за 30 минут компания добавила эмоциональную выгоду: «Есть чему удивиться!» Теперь кроме быстрой доставки покупатели могут удивиться новым вкусам, ценам и акциям.
Если у компании и её продуктов нет яркого позиционирования, скорее всего, потребитель пройдёт мимо, выберет другой товар или услугу с понятным позиционированием. Если компания не выстраивает своё позиционирование сознательно, оно будет складываться стихийно, а значит, этот процесс станет неуправляемым. Такое может привести к падению спроса или вытеснению с рынка конкурентами. Вот ещё несколько причин, почему позиционирование важно:
● Помогает отстроиться от конкурентов, заявить об уникальных характеристиках продукта, которых ни у кого нет. Например, Банк Точка позиционирует себя как «Банк для предпринимателей и предприятий» и не работает с физическими лицами.
● Подчёркивает преимущества продукта и акцентирует внимание клиентов на уникальных характеристиках продукта. Например, бренд Morfeus позиционирует себя как «Постельное бельё для тех, кто не любит заправлять одеяло», и продаёт «сверходеяльники». Например, одна из моделей расстёгивается по контуру и одеяло вкладывается туда, как в коробку от пиццы.
● Повышает ценность продукта для целевой аудитории, помогает решить проблему конкретной группы потребителей. Например, сеть салонов-парикмахерских «Так и ходи» ориентирована на узкую целевую аудиторию — людей с кудрявыми волосами.
Алевтина Золотарёва
Позиционирование лежит в основе любых маркетинговых коммуникаций. Когда компания выходит на рынок или планирует расширяться, её владельцы или маркетологи часто совершают ошибку: начинают продвижение с выбора площадки или думают о том, что писать в текстах и рекламных слоганах. По-хорошему, компания сначала должна ответить на вопрос «Кто мы?» и понять, как донести эту идею до потребителя. Затем нужно определить позиционирование, выстроить образ бренда и только потом задумываться о каналах коммуникации.
Когда маркетологи разрабатывают позиционирование бренда, они опираются на четыре главных составляющих: точки отстройки от конкурентов, определение незакрытых потребностей целевой аудитории, выявление трендов рынка и сильных сторон продукта или услуги.
● По конкурентам. Маркетологи бренда анализируют сильные и слабые стороны конкурентов, чтобы подчеркнуть собственные уникальные характеристики и отстроиться от других компаний. Например, так поступили в Tele2, когда меняли фирменный стиль и слоган. Вместо «Честно дешевле» появился слоган «Другие правила». Сделали акцент не на дешевизне, а на предпочтениях абонентов и ввели новую на рынке услугу: перенос неиспользованных минут и гигабайтов на следующий период.
● По аудитории. Такую стратегию применяют, если у бренда или продукта узкая группа потребителей. Это может быть очень дорогой продукт, например фен Dyson, или рассчитанный только на одну целевую аудиторию, например слинги — для мам с малышами.
● По условиям использования. Эта стратегия подходит для продуктов, которые ассоциируются с каким-то поводом или событием. Позиционирование по условиям использования часто встречается у кондитерских брендов. Например, Snickers нужен, «когда голоден», конфеты Merci — для подарка, а KitKat — когда «есть перерыв».
● По выгоде. Основано на пользе, которую получит клиент в процессе применения продукта. Выгода может быть рациональной, для экономии или безопасности. Например, маркетологи компании, которая производит средство для мытья посуды, подчёркивают рациональную выгоду — в 2 раза больше чистой посуды.
Эмоциональная выгода подчёркивает те чувства, которые получит потребитель во время использования продукта. Например, эмоциональная выгода подчёркивается в рекламе майонеза, который сделает праздничные блюда вкуснее, или мороженого, которое «порадует вкусовые сосочки».
Позиционирование по выгоде — самый простой вариант стратегии, потому что выгоды есть у любого продукта. В нишах с высокой конкуренцией выгоды быстро теряют актуальность и копируются другими брендами.
1. Подготовка.
Позиционирование разрабатывают и для новых, и для уже существующих брендов или продуктов.
Алевтина Золотарёва
Бывает так, что компания переросла своё позиционирование, поэтому нужно разработать новое. Или бизнес развивался интуитивно и в какой-то момент владельцы поняли, что нужно подчеркнуть сильные стороны продукта и рассказать о них потребителям.
После постановки цели решают, кто будет работать над позиционированием. Можно привлечь агентство, сделать всё силами компании или использовать гибридный формат. Например, агентство берёт на себя только исследовательскую часть, а анализ данных, упаковку бренда и внедрение позиционирования проводят маркетологи компании.
2. Исследование бренда.
На этом этапе маркетологи и бренд-менеджеры оценивают текущее положение бренда на рынке, отношение к нему потребителей, позиции и коммуникации конкурентов. В ходе исследования обязательно изучают собственные продукты, их сильные и слабые стороны.
Чтобы понять, какое место занимает бренд в умах клиентов, проводят опросы. Допустим, покупателей можно спросить, какие товары или услуги им нравятся больше всего, что они думают о бренде, какие эмоции вызывает название компании. Если взгляд со стороны отличается от того, как собственники бренда видят себя, возможно, нужно пересмотреть цели или изменить продуктовую линейку.
3. Анализ данных, генерация идей.
Данные, которые получили во время исследования, анализируют и выделяют ключевые моменты. После этого маркетологи определяют стратегии позиционирования, выдвигают гипотезы итоговых формулировок, тестируют их и отбирают лучшие.
В результате формулируется позиционное утверждение, которое строится по формуле: «Мы (компания или продукт) с такими сильными сторонами (перечисление) предлагаем (целевой аудитории) получить вот такую выгоду или решить вот такую проблему в отличие от конкурентов, которые не могут этого предложить, в таких-то условиях рынка».
Алевтина Золотарёва
Теперь всё это нужно упаковать в образную оболочку и разработать название, слоган, систему визуальной идентификации: фирменные цвета, логотип, шрифты, стиль фото и иллюстраций.
Чтобы убедиться, что позиционирование разработано верно, его нужно проверить по нескольким критериям:
● Желаемая позиция. Это значит, что позиционирование отражает ту позицию компании на рынке, которую она стремится занимать. Если потребители действительно думают о бренде так, как было запланировано, значит, позиционирование выбрано верно. Например, компания Sony в 1979 году выпустила портативные плееры Walkman и рассчитывала, что такой продукт будет интересен подросткам. Оказалось, что эта целевая аудитория предпочитает полноценные магнитофоны. Маркетологи были разочарованы, но позже выяснилось, что компактные плееры востребованы среди «белых воротничков», потому что легко помещались в кармане делового костюма.
● Однозначность. Если в разных каналах коммуникации бренд транслирует одинаковые ценности, использует один tone of voice, у потребителя будет складываться правильное восприятие компании. Например, в сети ресторанов «Теремок» принято обращаться к покупателям «судари и сударыни». Такое же обращение бренд использует и в соцсетях.
● Значимость для потребителей. Позиционирование должно отражать реальную выгоду, которую получит клиент, если будет использовать продукт бренда. Например, компания позиционирует себя как производителя столов с самой гладкой поверхностью. Но для покупателя это не выгода и не преимущество, а критерий, который должен быть по умолчанию.
● Конкурентоспособность. Бренд и его продукты не должны быть копией конкурентов. Если у компании нет сильных преимуществ, выстроить позиционирование и завоевать доверие потребителей не получится.
● Долгосрочность. Позиционирование может меняться со временем, главное, чтобы это не происходило слишком часто, иначе потребители перестанут отличать бренд от конкурентов.
Алевтина Золотарёва
Во время работы над позиционированием бренда нужно просить потребителей рассказать о компании или продукте своими словами, как если бы они рассказывали своим друзьям или знакомым. В ответах будет фактическое позиционирование: как воспринимают компанию и за что ценят на самом деле. Если ответы удивили, стоит задуматься. Возможно, бренд недостаточно чётко доносит свои идеи до рынка или не видит преимуществ, которые помогут зазвучать громче и выглядеть ярче.
Читать также: