Менеджмент • 04 марта 2025 • 5 мин чтения

Что такое продуктовый подход в управлении проектами и как его применять

Рассказываем, почему важно всегда думать об улучшении продукта и как связаны постоянные исследования и продуктовый подход в управлении проектами.

Что такое продуктовый подход

Продуктовый подход — это метод управления проектом, при котором на первое место ставятся ориентация на потребности клиента и непрерывное улучшение продукта. Это не набор правил, процедур и инструментов, а определённый способ мышления и создания конкурентоспособного продукта.

Компании массово перешли к продуктовому подходу из-за появления интернета. Оно повлекло за собой сокращение срока жизни продуктов и, как следствие, сокращение жизни бизнеса. Соответственно, сегодня, чтобы поддерживать конкурентоспособность, нужно постоянно что-то менять и улучшать в продукте, иначе он не будет востребован пользователями.

Например, если раньше компания могла выпустить продукт и дальше просто получать прибыль от его продажи, то сейчас с большой долей вероятности такая история — скорее исключение из правил. Если не апгрейдить продукт и не добавлять новые фичи, пользователи быстрой уйдут к конкурентам. Попробуйте вспомнить, когда вы в последний раз заказывали такси через звонок оператору, а не в удобном приложении?

За границей продуктовый подход начали использовать ещё в 1990-е годы. В Россию он пришёл чуть позже, в начале XXI века. Сейчас его можно назвать основным инструментом развития компаний.

Илья Рыжов, руководитель команды IT‑рекрутеров, getmatch

Продуктовый подход — это всегда история про бесконечный поиск точек роста, про исследования и вдумчивое изучение продукта и его пользователей. Но не стоит ожидать, что 90% исследований закончатся успехом — скорее, нужно ориентироваться на 10% успешных. К этому тоже нужно быть готовым.

Продуктовый подход — это не просто ключ от всех дверей, это способ мышления и постоянная исследовательская работа.

Научиться исследовать потребности аудитории, проектировать пользовательский опыт и собирать продуктовую команду поможет курс «Продакт-менеджер с нуля». Освоить новую профессию реально за 9 месяцев. А нужные работодателям навыки, очень много практики, кейс на основе реальных рыночных данных в портфолио и официальный диплом о профессиональной переподготовке сделают поиск работы проще.

Принципы продуктового подхода

Продуктовый подход базируется на четырёх основных принципах.

  • Пользователь в центре внимания. Мы создаём только тот продукт, который действительно нужен пользователю. Во главу угла ставится не сам продукт как таковой, а желания, потребности и боли целевой аудитории.
    Исследования и получение обратной связи от пользователей — неотъемлемые и важные части рабочего процесса, которые позволяют команде лучше понять, что именно требуется пользователям. Компания выпускает и изменяет продукт, чтобы решить какую-то проблему пользователя.
  • Итеративный подход. В случае с продуктовым подходом работа над продуктом никогда не заканчивается. Продукт развивается не за один раз, а итерациями: цикличность позволяет быстрее реагировать на изменения и адаптировать продукт под актуальные требования.
    Итеративный подход базируется на спринтах — определённых промежутках времени, в рамках которых в продукт вносятся некие изменения. Как правило, спринт в среднем длится одну или две недели. За этот промежуток времени продуктовая команда должна привнести какое-то полезное для пользователя изменение в продукт.
    Например, на этой неделе мы добавляем фичу, на следующей устраняем баги, ещё через две недели добавляем AI-функционал, и т. д.
  • Кросс-функциональное взаимодействие. Подразумевает тесную взаимосвязь между командами: например, маркетинг взаимодействует с разработкой для того, чтобы обсудить, как продавать продукт, на чём делать акцент. Разработка, в свою очередь, взаимодействует с бизнесом, обмениваясь информацией с системными аналитиками и проджект-менеджерами. Все участники команды погружены в контекст и понимают, что и зачем они делают.
  • Опора на данные. Все важные изменения в продукте совершаются на основе пользовательского поведения и анализа метрик. Ни одно изменение не вносится в продукт только потому, что участник команды безосновательно решил, что так будет лучше.
Илья Рыжов
Говоря о принципах продуктового подхода, стоит напомнить, что продуктом в широком понимании может быть практически всё что угодно — от приложений маркетплейсов, агрегаторов такси, доставки еды и продажи дешёвых авиабилетов до отдельных услуг, например карьерного консультирования или строительных услуг. Но в любом случае продукт должен быть связан с пользователем, с его болью и с его потребностями.

Этапы работы при продуктовом подходе

По большому счёту в продуктовом менеджменте можно применять перешедший из дизайна метод Double Diamond. В этой концепции вся работа над продуктом состоит из двух частей:

● первый этап — это всегда Discovery, изучение проблемы;
● второй — Delivery, то есть разработка способа решения проблемы и доставка его до пользователя.

На практике команда сначала изучает проблему, общается с пользователями и выясняет их потребности и боли. Затем генерирует пул гипотез по их решению и выбирает наиболее весомую из них. После этого начинается процесс генерации способов решения конкретной проблемы — на уровне дизайна, разработки, девелопмента и т. д. Затем цикл повторяется, и это бесконечный процесс улучшений.

Роли в продуктовой команде

Продуктовая команда играет ключевую роль в реализации продуктового подхода и создании конкурентоспособного продукта с акцентом на потребности пользователей. Разберём подробнее, какие специалисты в неё входят.

  • Разработчики — должны присутствовать обязательно, занимаются непосредственно разработкой продукта и пишут код, на котором он работает. В команде разработки тоже может быть разное соотношение участников в зависимости от бюджетов компании, масштабов продукта, привлечённых ресурсов и т. д.
    Например, могут присутствовать отдельно бэкендеры и отдельно фронтендеры либо работать фулстек-специалисты. В зависимости от масштаба численность команды тоже может варьироваться, но как минимум 1–3 специалиста должны быть в команде.
  • Продакт-менеджер или продукт-оунер — специалист, который целиком отвечает за продукт. Он занимается развитием продукта, общается с пользователями, стейкхолдерами и владельцами бизнеса, работает с аналитикой и продумывает, какие изменения нужно внести в продукт.
    Разработчики и продакт составляют минимальную продуктовую команду. Но крайне желательно дополнить её следующими специалистами:
  • UX-редакторы — пишут интерфейсные тексты, наполняют контентом страницы и отдельные разделы, придумывают и поддерживают tone of voice продукта.
  • UX/UI-дизайнеры — создают человекоориентированные интерфейсы продукта, делают их удобными и понятными пользователю. Дизайнер знает, где разместить кнопку, чтобы человек быстро её нашёл и не перепутал, например, «Заказать» с «Отменить».
  • Тестировщики — специалисты, которые будут тестировать продукт и искать баги. При их отсутствии эта задача ложится на плечи самих пользователей, что не добавляет плюсов продукту.

  • Аналитики — собирают, обрабатывают и анализируют данные о поведении пользователей, а также об изменениях в метриках. Это необходимо, чтобы понимать, что нужно изменить в продукте.
  • Devops-инженеры — специалисты, которые будут раскатывать всю инфраструктуру проекта.
  • Маркетологи — отвечают за продвижение продукта на рынке, тесно взаимодействуют с аналитиками и разработчиками.
  • Скрам-мастер — присутствует в масштабных проектах, помогает организовать работу разветвлённой команды и контролирует своевременное выполнение задач и соблюдение сроков.

Состав продуктовой команды сильно зависит от бюджета компании. При его ограниченности роли могут объединяться: например, хороший разработчик может взять на себя тестирование.

Совет эксперта

Илья Рыжов

Первым делом нужно понять, действительно ли команда или проект нуждаются в продуктовом подходе, какую ценность он принесёт. Не стоит слепо идти за трендами и пытаться применять продуктовый подход просто потому, что, кажется, его используют все другие компании из вашей области.

Если же вы понимаете, что применение продуктового подхода поможет команде решить некие проблемы, но не имеете бэкграунда в организации продуктовой разработки, найдите специалиста, который сможет выступить для вас консультантом.

Важно учитывать, что внедрение продуктового подхода с нуля потребует колоссальных моральных усилий, в том числе связанных с переоценкой ценностей. И к этому нужно будет готовым. Например, если раньше команда была не склонна к исследовательской деятельности, ей придётся вплотную этим заняться.

Статью подготовили:
Илья Рыжов
getmatch
Руководитель команды IT‑рекрутеров
Мария Вихрева
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Thu Mar 20 2025 16:49:45 GMT+0300 (Moscow Standard Time)