Что такое продуктовый портфель и как его составить
Что такое продуктовый портфель и как его составить
Рассказываем о структуре продуктового портфеля компании и этапах его формирования. А также объясняем, как грамотно им управлять, и приводим примеры эффективного управления.
Продуктовый портфель (ПП) — это все или часть продуктов, которые производит или продаёт компания. В зависимости от масштабов предприятия оно может иметь один или несколько продуктовых портфелей. Если бизнес крупный, товары, услуги или сервисы объединяются в ПП по определённому критерию, чаще всего по целевой аудитории, географии, ценовому сегменту или отрасли. Допустим, компания, которая производит разные продукты для дома, может объединить в один продуктовый портфель устройства для «умного дома».
Формирование продуктового портфеля позволяет компании достичь нескольких целей:
Разобраться, как использовать продуктовый портфель для развития компании, поможет курс «Продакт-менеджер с нуля», который длится 9 месяцев и охватывает все этапы запуска и развития цифрового продукта. На занятиях можно научиться работать в продуктовой команде, освоить инструменты анализа аудитории, проведения тестирований и управления продуктом.
В рамках продуктового портфеля продукты могут быть распределены по четырём категориям по стадии их развития, значимости для компании и ситуации на рынке:
Многие продакт-менеджеры используют для оценки структуры продуктового портфеля матрицу Бостонской консалтинговой группы (BCG)
Создание продуктового портфеля происходит в несколько этапов.
В основе формирования продуктового портфеля лежит анализ всех товаров или услуг компании. В него входит оценка нескольких критериев:
Кроме того, при формировании продуктового портфеля проводится анализ рынка и конкурентов, который позволяет определить долю компании и каждого продукта на нём.
На основе проведённых исследований продукты разделяются по категориям: перспективные, прибыльные, сомнительные и убыточные.
На этом этапе создаются гипотезы о том, как продукты ПП могут взаимодействовать друг с другом. Возьмём для примера медиасервис, в продуктовый портфель которого входят музыкальный стриминг, онлайн-кинотеатр и сайт по продаже билетов на мероприятия. Аудитория каждого из этих сервисов может заинтересоваться одним из продуктов ПП, что позволит увеличить их прибыль. Допустим, можно предлагать зрителям онлайн-кинотеатра послушать музыку, которая играет в фильме, на стриминге или приобрести билеты на концерт исполнителя.
На этом этапе формирования продуктового портфеля проверяются гипотезы, то есть проводятся эксперименты по «переливу» аудитории из одного продукта в другой (как правило, на небольшой части пользователей). Если тестирование прошло успешно, такое взаимодействие можно включить в стратегию управления продуктовым портфелем.
Результаты неудачных экспериментов также можно использовать в стратегии. К примеру, у продакт-менеджера крупной FinTech-компании была гипотеза, что приложение для трекинга женского цикла можно объединить в один ПП с продуктами для взрослой женской аудитории. Однако тестирование показало, что приложение больше интересует девочек-подростков. Эти данные позволили диверсифицировать портфель и включить приложение в группу сервисов для молодой аудитории.
Управление продуктовым портфелем — это циклический процесс, состоящий из четырёх последовательных этапов:
В зависимости от специфики рынка и ситуации на нём один цикл управления продуктовым портфелем может длиться от нескольких месяцев до года
Рассмотрим, как разные компании эффективно управляют своими продуктовыми портфелями.
ИТ-компания развивает около 30 сервисов для пользователей и около 40 — для бизнеса. Для удобства управления они разделены на продуктовые портфели. К примеру, направление RideTech включает такие продукты, как такси, каршеринг и аренда самокатов.
Хороший пример эффективного управления продуктовым портфелем в зарубежных компаниях — Alibaba Group. У холдинга несколько продуктовых портфелей, которые разделены по целевой аудитории.
Совет эксперта
Читать также: