Менеджмент • 20 декабря 2024 • 5 мин чтения

Что такое продуктовый портфель и как его составить

Рассказываем о структуре продуктового портфеля компании и этапах его формирования. А также объясняем, как грамотно им управлять, и приводим примеры эффективного управления.

Понятие продуктового портфеля

Продуктовый портфель (ПП) — это все или часть продуктов, которые производит или продаёт компания. В зависимости от масштабов предприятия оно может иметь один или несколько продуктовых портфелей. Если бизнес крупный, товары, услуги или сервисы объединяются в ПП по определённому критерию, чаще всего по целевой аудитории, географии, ценовому сегменту или отрасли. Допустим, компания, которая производит разные продукты для дома, может объединить в один продуктовый портфель устройства для «умного дома». 

Формирование продуктового портфеля позволяет компании достичь нескольких целей: 

  • Удовлетворить потребности клиентов. Грамотное управление ПП помогает закрыть сразу несколько потребностей аудитории с помощью разных продуктов.
  • Диверсифицировать риски. Оценка всех продуктов позволяет понять, какие из них наиболее востребованы, какие — имеют потенциал для роста, а какие — могут быть убыточными.
  • Увеличить доходы. Благодаря анализу продуктового портфеля можно определить дополнительные товары, которые стоит предложить текущим клиентам, тем самым увеличив прибыль компании.
  • Усилить бренд. Объединение услуг компании в одну экосистему поможет закрепить образ бренда в сознании потребителя и сделать его более узнаваемым.
  • Принимать обоснованные решения. При планировании дальнейшего развития продуктов ПП позволяет опираться не на ощущения, а на данные аналитики.
  • Понимать рынок. Продуктовый портфель позволяет увидеть картину рынка целиком и более системно подходить к развитию бизнеса. 

Разобраться, как использовать продуктовый портфель для развития компании, поможет курс «Продакт-менеджер с нуля», который длится 9 месяцев и охватывает все этапы запуска и развития цифрового продукта. На занятиях можно научиться работать в продуктовой команде, освоить инструменты анализа аудитории, проведения тестирований и управления продуктом.

Структура продуктового портфеля

В рамках продуктового портфеля продукты могут быть распределены по четырём категориям по стадии их развития, значимости для компании и ситуации на рынке: 

  1. Перспективные. Имеют шанс завоевать долю на растущем рынке, но требуют вложений.
  2. Сомнительные. Способны занять место на растущем рынке, но развитие несёт в себе серьёзные риски и требует крупных инвестиций.
  3. Прибыльные. Уже занимают большую долю на рынке, не нуждаются в больших вложениях, при этом приносят хороший доход.
  4. Убыточные. Им не нужны инвестиции, но при этом у них низкая прибыль и невысокие шансы на рост, в том числе из-за стагнирующего рынка.

Многие продакт-менеджеры используют для оценки структуры продуктового портфеля матрицу Бостонской консалтинговой группы (BCG)

Формирование продуктового портфеля

Создание продуктового портфеля происходит в несколько этапов.

Анализ

В основе формирования продуктового портфеля лежит анализ всех товаров или услуг компании. В него входит оценка нескольких критериев: 

  • Позиционирование. Определение целевой аудитории, ценового сегмента и образа каждого продукта в сознании потребителей.
  • Жизненный цикл. Это четыре стадии, через которые проходят продукты: внедрение, рост, зрелость и спад. На каждой из них нужны разные стратегии управления, что важно для формирования групп в рамках продуктового портфеля.
  • Взаимосвязь. Здесь подразумеваются связи, которые могут усилить позиции продуктов на рынке. Например, компания может предложить скидки на сопутствующие товары, что стимулирует продажи.
  • Стратегия развития. Она определяет долгосрочные цели предприятия на рынке, приоритеты развития продуктов и распределение ресурсов. Стратегия может быть ориентирована на рост, стабилизацию или сокращение продуктового портфеля. 

Кроме того, при формировании продуктового портфеля проводится анализ рынка и конкурентов, который позволяет определить долю компании и каждого продукта на нём.

Составление структуры

На основе проведённых исследований продукты разделяются по категориям: перспективные, прибыльные, сомнительные и убыточные.

Формирование гипотез

На этом этапе создаются гипотезы о том, как продукты ПП могут взаимодействовать друг с другом. Возьмём для примера медиасервис, в продуктовый портфель которого входят музыкальный стриминг, онлайн-кинотеатр и сайт по продаже билетов на мероприятия. Аудитория каждого из этих сервисов может заинтересоваться одним из продуктов ПП, что позволит увеличить их прибыль. Допустим, можно предлагать зрителям онлайн-кинотеатра послушать музыку, которая играет в фильме, на стриминге или приобрести билеты на концерт исполнителя.

Тестирование

На этом этапе формирования продуктового портфеля проверяются гипотезы, то есть проводятся эксперименты по «переливу» аудитории из одного продукта в другой (как правило, на небольшой части пользователей). Если тестирование прошло успешно, такое взаимодействие можно включить в стратегию управления продуктовым портфелем.

Результаты неудачных экспериментов также можно использовать в стратегии. К примеру, у продакт-менеджера крупной FinTech-компании была гипотеза, что приложение для трекинга женского цикла можно объединить в один ПП с продуктами для взрослой женской аудитории. Однако тестирование показало, что приложение больше интересует девочек-подростков. Эти данные позволили диверсифицировать портфель и включить приложение в группу сервисов для молодой аудитории.

Управление продуктовым портфелем

Управление продуктовым портфелем — это циклический процесс, состоящий из четырёх последовательных этапов: 

  1. Разработка стратегии. Формирование целей развития каждого продукта, которые должны соответствовать глобальным бизнес-целям предприятия, а также распределение ресурсов. К примеру, если компания стремится увеличить долю в конкретном сегменте рынка, стоит акцентировать внимание на развитии продуктов в этой области.
  2. Реализация стратегии. Основной этап управления продуктовым портфелем компании, в который входят конкретные действия по достижению целей. Например, это могут быть обновление функционала продуктов или кросс-маркетинговые активности с другими товарами и услугами организации.
  3. Оценка эффективности управления. Включает сбор данных о результатах реализации стратегии, которые получают с помощью различных исследований и метрик. Например, в рамках оценки конкретного продукта могут учитываться посещаемость сайта, уровень продаж и LTV-клиента. А с точки зрения достижения целей бизнеса — расчёт доли рынка, объёма прибыли и инвестиций.
  4. Анализ продуктового портфеля и стратегии. С учётом результатов реализации стратегии и оценки рынка ПП может быть переформирован, а стратегия — скорректирована.

В зависимости от специфики рынка и ситуации на нём один цикл управления продуктовым портфелем может длиться от нескольких месяцев до года

Примеры успешного управления продуктовым портфелем

Рассмотрим, как разные компании эффективно управляют своими продуктовыми портфелями.

Яндекс

ИТ-компания развивает около 30 сервисов для пользователей и около 40 — для бизнеса. Для удобства управления они разделены на продуктовые портфели. К примеру, направление RideTech включает такие продукты, как такси, каршеринг и аренда самокатов.

Сервисы Яндекса по доставке еды и продуктов собраны в продуктовый портфель FoodTech

Alibaba

Хороший пример эффективного управления продуктовым портфелем в зарубежных компаниях — Alibaba Group. У холдинга несколько продуктовых портфелей, которые разделены по целевой аудитории.

К примеру, портфель международной цифровой торговли включает такие сервисы, как AliExpress, Trenfyol, Lazada и другие

Совет эксперта

Екатерина Меркулова
Ключевые элементы эффективного управления продуктовым портфелем — понимание рынка и целевой аудитории продукта, а также проблем, которые вы с помощью этого портфеля можете решить. Эти знания помогут грамотно построить взаимодействие разных товаров или услуг компании и закрыть сразу несколько потребностей покупателей одним ПП. К примеру, все медиасервисы, в продуктовый портфель которых входят музыкальные и видеосервисы, решают одну проблему аудитории — занять свободное время. Поэтому продакт-менеджеру важно досконально знать продукт, его потребителей и следить за трендами на рынке.
Статью подготовили:
Екатерина Меркулова
МТС
CPO (Chief Product Officer)
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Угадайте, где правда, а где фейк про IT, и получите скидку на курсы Практикума
Tue Feb 11 2025 15:11:05 GMT+0300 (Moscow Standard Time)