Компания MAXIMUM Education провела опрос среди одиннадцатиклассников и выяснила, что 67% выпускников не определились с будущей профессией. Возможно, это связано с тем, что подростки не уверены в себе, боятся ошибиться и выбрать не то направление, не понимают, как «устроена» профессия и чем реально придётся заниматься на работе.
Чтобы понять, на кого пойти учиться после 11 класса, можно действовать по алгоритму:
1. Пройти тест по профориентации
Конечно, одно тестирование не даст точного ответа на вопрос «Какую профессию выбрать после 11 класса?». Но оно поможет расставить приоритеты в интересах и понять свои сильные стороны. Например, после профориентационного тестирования школьник поймёт, кем ему может понравиться работать, а за что браться не стоит.
На сайте МГТУ им. Н.Э. Баумана информация о карьерных перспективах есть в описании к каждой программе
При выборе профессии после 11 класса лучше ориентироваться не на те специальности, что популярны сейчас, а смотреть в будущее. Например, в Атласе новых профессий собрано больше 350 специальностей, спрос на которые будет расти в ближайшие 10―15 лет. А ещё точно будут востребованы IT-специальности. Это связано с развитием технологий искусственного интеллекта и отечественного программного обеспечения, высокими рисками в сфере информационной безопасности.
3. Найти учебные заведения, которые готовят по выбранным специальностям
Получить востребованную профессию после 11 класса можно в вузах или колледжах. В вузе на программе бакалавриата или специалитета учатся 4 и 5 лет. Профессионалов, которые смогут работать в IT-сфере, готовят многие технические вузы, например МГТУ им. Н.Э. Баумана, Санкт-Петербургский политехнический университет, Новосибирский государственный технический университет, МИСИС.
Срок обучения в колледже — 2 года 10 месяцев. Можно выбрать обычное учебное заведение или при вузе, например колледж программирования и кибербезопасности при РТУ МИРЭА.
В зависимости от выбранной профессии нужно определиться с предметами, которые придётся сдавать после 11 класса. Например, чтобы поступить в МГТУ им. Н.Э. Баумана на программу «Прикладная математика и информатика», понадобится ЕГЭ по русскому языку, профильной математике и на выбор — физике или информатике. А для поступления в колледж важен средний балл аттестата, а не результаты ЕГЭ.
Чтобы одиннадцатиклассникам было проще ориентироваться в IT-специальностях, составили список профессий, которые можно получить после 11 класса.
Создаёт программное обеспечение для сайтов, игр, мобильных приложений, систем управления предприятиями. Разработчики востребованы во всех сферах, где нужно программное обеспечение: IT, производство, банки и финансы, розничная торговля, здравоохранение, образование. В зависимости от того, чем именно занимается разработчик, есть несколько направлений:
● Фронтенд-разработчик — занимается той частью ПО, которую видит и использует клиент, например настраивает блоки на сайте, добавляет интерактивные кнопки.
● Бэкенд-разработчик — отвечает за хранение и обновление данных, обработку запросов, то есть за то, как сайт или приложение будет реагировать на действия пользователей.
● Фулстек-разработчик — универсальный специалист, который разбирается и во внутренней, и во внешней части ПО и может с нуля создать сайт или приложение.
Получить профессию разработчика можно в вузе, где есть программы по информационной и вычислительной технологии, информатике, например в РТУ МИРЭА, Московском техническом университете связи и информатики, МГУ им. М.В. Ломоносова.
Зарплата разработчика зависит от специализации, опыта, региона работы. Например, веб-разработчик уровня джуниор получает в среднем 60 тыс. рублей, а начинающий специалист в бэкенде может рассчитывать на 88 тыс. рублей.
Собирает, обрабатывает и анализирует большие массивы данных, которые помогают принимать решения в различных сферах: бизнесе, медицине, науке. Аналитики нужны в банках, компаниях розничной торговли, крупных рекламных агентствах. Специалист может развиваться в следующих направлениях:
● Продуктовый аналитик — собирает и анализирует информацию о том, как пользователи воспринимают продукт, с какими проблемами сталкиваются, и предлагает решения по его улучшению.
● Маркетинговый аналитик — анализирует поведение пользователей и на основе полученных данных даёт рекомендации по изменению маркетинговой стратегии или распределению рекламного бюджета.
● Бизнес-аналитик — собирает и анализирует данные, которые связаны с деятельностью бизнеса: доходами и расходами, количеством продаж, числом занятых сотрудников. Специалист описывает бизнес-процессы, выявляет проблемы, прогнозирует результаты изменений.
● BI-аналитик — отвечает за сбор и хранение всех данных, которые есть у компании, и представляет их в наглядной форме. BI-аналитик помогает бизнесу принимать решения и зарабатывать.
Получить профессию аналитика можно в вузах, где есть программы по прикладному машинному обучению, анализу или инженерии данных.
В зависимости от направления аналитик в среднем получает от 130 тыс. рублей в месяц. Источник: «Хабр Карьера»
Проверяет качество работы программного обеспечения: находит ошибки и сбои, фиксирует их и передаёт их разработчикам. Специалисты тестируют сайты или мобильные приложения и востребованы в IT-компаниях, студиях веб-разработки.
Чтобы стать тестировщиком, не обязательно получать высшее образование в сфере программирования. Учиться можно на любой специальности в вузе, а на онлайн-курсах освоить ещё одну профессию.
Тестирование — самый простой способ попасть в IT-сферу. Зарплата начинающего специалиста по ручному тестированию — около 66 тыс. рублей, а инженера по автоматизации тестирования — 88 тыс. рублей. Но между джунами высокая конкуренция, и не каждый готов ждать 3–4 года, чтобы повысить уровень компетенций и дохода.
Создаёт визуальную оболочку для любых онлайн- и офлайн-продуктов: сайтов, приложений, рекламных баннеров, вывесок, упаковки, печатных материалов. Дизайнер может работать в агентстве и вести сразу несколько проектов или устроиться в компанию и разрабатывать продукты только для неё.
В зависимости от интересов и сферы деятельности специалист может развиваться в следующих направлениях:
● Графический дизайнер — создаёт любые визуальные материалы, которые доносят до пользователей смысл бренда или продукта: логотипы, рекламные макеты, обложки, упаковку.
● Продуктовый дизайнер — работает в команде, которая создаёт цифровой продукт, например раздел мобильного приложения или сайт интернет-магазина. Специалист знает всё о продукте и его проблемах, проводит тестирования и помогает команде улучшать сервис, сайт или приложение.
● UX/UI-дизайнер — создаёт интерфейсы для цифровых продуктов, чтобы пользователям было удобно заказывать продукты в интернет-магазине или изучать иностранный язык в мобильном приложении.
Получить профессию можно в вузах, например: в ВШЭ, РГУ им. А.Н. Косыгина, Государственном университете просвещения. Дизайнеров готовят и в колледжах, например в Московском техникуме креативных индустрий им. Л.Б. Красина, Московском издательско-полиграфическом колледже имени Ивана Фёдорова.
В институте дизайна РГУ им. А.Н. Косыгина можно получить высшее образование по разным направлениям
Зарплата дизайнера зависит от специализации и его опыта работы. Например, минимальная зарплата графического дизайнера — 35 тыс. рублей, а продуктового — 80 тыс. рублей.
Отвечает за продвижение компании в интернете и делает так, чтобы прибыль бизнеса и число клиентов увеличивалось. Интернет-маркетолог анализирует целевую аудиторию, исследует рынок и конкурентов, использует разные каналы онлайн-рекламы, повышает узнаваемость бренда.
Получить профессию маркетолога можно в вузах, где есть соответствующие программы, например в РАНХиГС, Инженерно-экономическом институте НИУ «МЭИ», Высшей школе экономики. Обычно вузовские программы рассчитаны на изучение классического — офлайн-маркетинга. Освоить инструменты онлайн-продвижения можно самостоятельно — по книгам и бесплатным видео — или на онлайн-курсах.
Специалисты по интернет-маркетингу нужны и крупному бизнесу, и молодым компаниям. На уровень зарплаты влияют сфера деятельности компании, опыт работы специалиста. Медианная зарплата интернет-маркетолога — 140 тыс. рублей, а максимальная может достигать 300 тыс. рублей.
Зарплата интернет-маркетолога зависит от опыта: начинающему готовы платить от 20 000 рублей
Делает так, чтобы любой IT-продукт — сайт интернет-магазина, приложение банка или сервис с подкастами — дошел до пользователя. Специалист отвечает за весь проект: собирает команду, планирует сроки, распределяет бюджет, отчитывается перед заказчиком. Чтобы запустить проект вовремя, в задуманном наполнении и уложиться в бюджет, проджект-менеджеру важно уметь выстраивать взаимоотношения с клиентом и членами команды, решать конфликтные ситуации, обладать сильными навыками тайм-менеджмента и управления. Проджект-менеджеры нужны в компаниях, которые занимаются разработкой сайтов, мобильных приложений, программного обеспечения для клиентов или создают проекты для себя, например запускают новый продукт.
Получить профессию можно в вузах, где есть программы по менеджменту цифровых продуктов, управлению проектами, например в РАНХиГС, РГУ им. А.Н. Косыгина.
В РАНХиГС 20 программ, на которых можно получить профессию менеджера проектов, например: «Менеджмент в сфере цифровых продуктов», «Управление бизнесом: цифровые продукты, аналитика и экосистемы»
Начинающий менеджер проектов может рассчитывать на зарплату в 88 тыс. рублей. Опытные специалисты получают от 200 тыс. рублей.
Читать также: