Нетворкинг в профессиональной среде — это умение находить полезные знакомства, которые могут пригодиться для развития карьеры. С помощью нетворкинга молодой специалист может найти хорошую первую работу, а бизнесмен — привлечь инвестиции в свою компанию. Нетворкинг главным образом строится на вопросе «Чем я могу быть полезен человеку или организации?».
Внутри компании нетворкинг также может работать для налаживания коммуникаций между разными отделами. Хорошие отношения и качественная обратная связь от коллег могут, например, помочь быстрее согласовывать счета или работать с поставщиками. Для фрилансера нетворкинг — это способ продать свои услуги: благодаря «сарафанному радио» к фрилансерам приходят клиенты по рекомендации или после того, как нашли специалиста в социальных сетях.
Рассмотрим, каким бывает нетворкинг и для чего его используют в работе.
У нетворкинга всегда есть определённая цель, от неё зависит, как будет строиться общение
Профессиональный нетворкинг — это не только о знакомствах и обмене визитками, это о создании долгосрочных отношений, которые могут принести пользу в будущем. Чтобы нетворкинг был эффективным, необходимо придерживаться определённых правил при общении в профессиональной среде. Рассмотрим несколько практических советов:
✅ Помнить про цель нетворкинга
Для начала нужно поставить конкретную цель нетворкинга. Затем расписать шаги для достижения этой цели. Например, человек хочет развить личный бренд. Первый шаг — завести соцсети, начать записывать видео и выкладывать их на разные площадки, постепенно набирать аудиторию и двигаться дальше.
✅ Делиться неформальными интересами
Не надо бояться рассказывать о своих хобби и увлечениях — никто не знает, когда они могут пригодиться в профессиональной деятельности. Например, если у сотрудника компании есть хобби — вести мероприятия, его могут пригласить ведущим на корпоратив или форум, а такие ивенты всегда открывают новые возможности. Бывает, что соискатель приходит на собеседование на одну позицию, а берут его на другую, иногда более перспективную, — именно потому, что он рассказал о своих смежных навыках.
✅ Работать над синдромом самозванца
Синдром самозванца — психологическое явление, когда человек считает себя недостаточно хорошим специалистом, не верит в свои силы и не учитывает свои достижения.
✅ Подготовить самопрезентацию
Самопрезентация может быть в формате видео, или устного рассказа, или презентации со слайдами о навыках и ценности своих услуг. Важно, чтобы на вопрос «Чем вы занимаетесь?» был чёткий и точный ответ, — это пригодится при поиске работы через знакомых. Главное — не делать самопрезентацию слишком длинной: идеально, если получится уложиться в две-три минуты.
✅ Проявлять инициативу
Часто контакты, полученные на профессиональных встречах и конференциях, остаются неиспользованными, потому что люди не хотят навязываться. Поэтому для того, чтобы нетворкинг был эффективным, важно самостоятельно начинать и поддерживать общение, например обсуждение темы, которая интересна собеседнику. Люди могут отказываться от встреч и поддержания коммуникации, это их выбор и это нормально. Главное — продолжать проявляться, оставаться открытым и не брать на себя ответственность за решения другого человека.
✅ Записывать информацию о людях, с которыми произошёл обмен контактами
Пометки при записи контакта в телефон или заметки помогают не забыть, где и как произошло знакомство с человеком, подсвечивают контекст взаимодействия и личные детали о собеседнике. Будет проще вспомнить и найти контакты человека, когда они понадобятся.
✅ Практиковать проявление в социуме
Заговорить с человеком в транспорте без каких-то ожиданий или рассказать историю в незнакомой компании — отличные способы набираться уверенности и проявляться без мыслей о том, подумают другие. Важно выключить свои ожидания и просто сделать то, что хочется, — это всегда притягивает людей.
Научиться заниматься нетворкингом, ставить понятные и измеримые задачи, выстраивать коммуникацию внутри команды, давать и получать обратную связь можно на курсе «Инструменты начинающего руководителя».
Пригласить на обед коллег, с которыми нет близких связей | Посещать неформальные мероприятия | Входить в профессиональные сообщества |
---|---|---|
Особенно хорошо этот способ работает в средних и больших коллективах, где можно посмотреть в корпоративный мессенджер и позвать на обед тех, с кем мало взаимодействия. Может быть, этот человек давно был интересен, но повода пообщаться не было. Может показаться, что общих тем для разговора нет, но заинтересованность в общении поменяет ситуацию | В том числе те, которые организует компания: например, книжные клубы, занятия йогой, выезды на природу, тимбилдинги или регулярные спортивные события. Их посещение увеличивает шансы на развитие бизнес-нетворкинга и обоюдную пользу от получения контактов. Те, кто работает на фрилансе, тоже могут участвовать в подобных событиях. Любой выход в свет — повод завести новые знакомства: на выставках, вечеринках, в театре, на кинопремьерах. Для нетворкинга полезно ходить в новые места. | Любое новое знакомство, в том числе на собеседовании, — это нетворкинг. Если собеседование не приводит к приглашению на работу, стоит попробовать принять участие в профессиональных встречах компании, бизнес-завтраках, клубах и форумах специалистов — всё это увеличивает перспективы получения работы в компании мечты. |
Страх проявляться в социуме связан со страхом изгнания: людям тяжело рассказывать о себе, потому что есть риск быть непонятыми и отвергнутыми. Побороть этот страх можно через совершение действий. Разберём основные ошибки, которые не дают нетворкингу работать на максимум:
❌ Не просить более опытных людей поделиться знаниями
Если кажется, что эксперт слишком занят и не готов уделять внимание, можно пригласить его на менторский обед, чашку кофе или встречу онлайн. Можно попросить более опытного коллегу рассказать, как он добился успеха, спросить совета и узнать много важных деталей, которые пригодятся в построении карьеры.
❌ Страх отказа или негатива
Многие боятся получить отказ на собеседовании или откладывают ведение личного блога, потому что не хотят собрать негативные реакции. Можно поставить себе цель: получить 300 отказов от компаний или 100 негативных комментариев на пост. Такой подход добавит юмора и снизит значимость ситуации. При регулярном отслеживании своего состояния окажется, что стресс от негатива и отказов становится меньше.
❌ Страх заговорить
Человек может бояться заговорить в компании или на мероприятии, потому что ему кажется, что ничего интересного он не скажет. Он остаётся слушателем, а затем просто уходит. Бороться с этим можно только одним способом — преодолевать стеснение и высказываться.
❌ Говорить только о себе
Позиция «звезда вечеринки» — это ошибка, которая лишает человека возможности узнать собеседника и создаёт образ того, кому не интересны коллеги и профессиональное сообщество. Получается, что человека интересует только самопрезентация, а не возможность взаимообмена. Чтобы избежать такого впечатления о себе, необходимо прислушаться к собеседнику, задавать уточняющие вопросы и проявлять искренний интерес.
❌ Начинать общение с банальных или неуместных фраз
Например, говорить о погоде, политике, религии и новостях, которые выступят скорее триггерами, чем поводом начать спокойный диалог. Эффективнее начать разговор с увлечений, впечатлений от недавних прожитых событий, или рассказать об ощущениях от конкретного момента и места.
❌ Останавливаться на этапе обмена контактами
Иногда нетворкинг заканчивается прямо на мероприятии. Люди беседуют, хорошо проводят время и даже не обмениваются контактами. А если контакты всё-таки есть, то они остаются на стадии номера в записной книжке. Решение ситуации — проявлять инициативу, определиться с целью на каждый контакт и получить максимум от него.
❌ Неуверенная самопрезентация
Человек, который не верит в себя, не может быть полезен другому человеку или компании. Важно правильно себя преподнести: сформулировать свою уникальность, отличие от других специалистов, добавить интересные факты о своей личности. Можно придерживаться следующей структуры шаблона самопрезентации: сначала дать информацию о личности, затем о деятельности, и завершить пояснением своей пользы для собеседника и потенциального партнёра.
Книга о важности нетворкинга, построения долгосрочных бизнес-связей и умении общаться в любой компании
Книга позволяет разобраться, чему можно научиться у интровертов и как применить эти знания на практике
Читать также: