Специалист работает с крупными компаниями, в которых много сложных процессов с привлечением большого количества людей, материальных или финансовых ресурсов. В малом бизнесе для бизнес-аналитика недостаточно задач.
На русскоязычном рынке труда задачи бизнес- и системных аналитиков зачастую пересекаются, если компания небольшая или нет ресурсов оплачивать обоих специалистов. Поэтому стоит изучать каждую вакансию, а не смотреть только на заголовки.
По требованиям, которые компании выдвигают к бизнес-аналитикам, специалистов можно разделить на три группы:
1. Бизнес-аналитик процессов.
Например, региональной продуктовой сети нужно, чтобы товары вовремя доставлялись в каждый город и магазин. Водители фур постоянно теряют накладные на грузы, и когда товары доставляют на склад, непонятно, по каким адресам их отправлять. Приходится ждать, пока менеджер снова сформирует накладную и перешлёт водителю.
Бизнес-аналитик нужен, чтобы разобраться, когда и почему теряются накладные, и предложить решение проблемы. Например, формировать накладные автоматически и отправлять по электронной почте напрямую менеджерам склада.
2. Бизнес-аналитик в продуктовой разработке.
Разрабатывает IT-решения внутри компании, часто в тесной связке с продакт-менеджером. В больших командах, где есть дизайнеры, системные аналитики, тестировщики и другие сотрудники, бизнес-аналитик часто берёт на себя часть функций продакт-менеджера, к примеру постановку задачи и ведение Scrum-ритуалов.
Например, в приложении для учёта личных финансов продакт решил добавить раздел «Копилка», чтобы пользователь мог откладывать деньги на разные цели. Бизнес-аналитик опишет, какие экраны и кнопки должны появиться в приложении, как ими будут пользоваться клиенты, соберёт техзадание для разработчиков и критерии тестирования и приемки. Здесь продакт говорит, что делать, а бизнес-аналитик говорит, как.
3. Проектный бизнес-аналитик.
Это переводчик с языка бизнеса на язык разработчиков. Работает в компаниях, которые предоставляют бизнесу IT-решения. Например, металлургическая компания разрабатывает внутреннюю систему учёта и обращается к компании-разработчику. Бизнес-аналитик вместе будет собирать требования к продукту для разработки решения.
Главная задача бизнес-аналитика в этом случае — понять, в чём «нуждается» бизнес, и оценить, получится ли это реализовать.
Несмотря на то что специалисты работают в разных сферах, основные обязанности у них одинаковые. Вот что относят к задачам бизнес-аналитика:
● Описывать бизнес-процессы. Бизнес-аналитик может разбить любой процесс на этапы и оцифровать их. Например, IT-агентство создает единую городскую платформу для записи к бьюти-мастерам. Бизнес-аналитику нужно будет посчитать, сколько времени и ресурсов потребуется для подключения каждого салона и мастера.
● Собирать требования. Если бизнес-аналитик находит процессы, которые плохо работают или могут быть улучшены, он описывает проблемы и возможности, декомпозирует их, а потом предлагает варианты доработок.
● Прогнозировать результаты. Любое изменение внутри компании влечёт последствия. Бизнес-аналитик просчитывает, какую пользу принесут изменения и сколько денег они заработают для бизнеса в будущем.
Например, если онлайн-магазин мебели планирует автоматизировать закупки древесины, лаков и шурупов, на старте это грозит расходами. Нужно будет потратить деньги на внедрение ПО и обучение сотрудников. Но в перспективе автоматизация поможет сэкономить за счёт уменьшения простоев оборудования.
● Ставить задачи команде разработки. Бизнес-аналитик описывает технические и функциональные требования к продукту. Допустим, в интернет-магазине запчастей внедряют контроль бракованных деталей. Если запчасти одного из поставщиков выходят из строя чаще других, контрагент помечается в системе как ненадёжный.
Бизнес-аналитик описывает все условия, после которых будет появляться предупреждение, продумывает, как оно будет выглядеть и как собирать данные о браке.
● Прорабатывать пользовательские сценарии. Бизнес-аналитик заранее думает, как пользователи будут работать с новыми функциями. Если специалист создаёт предупреждение о ненадёжности поставщика в интернет-магазине, то сразу думает, кто его будет видеть и когда: модераторы или все пользователи, только на компьютере или в приложении, во время заказа или постоянно.
Попробовать описать бизнес-процессы и разработать пользовательские сценарии можно на курсе «Бизнес-аналитик». Начать обучение можно бесплатно, чтобы понять специфику профессии.
BI-системы. Это инструменты для комплексной визуализации данных. Их используют, чтобы создавать графики и диаграммы и проводить быстрый срез по собранной информации. К BI-системама относятся, например Yandex DataLense, Qlik Sense, Microsoft Power BI, Tableau.
Бизнес-аналитик использует большой набор инструментов. Trello и Figma новичок может освоить самостоятельно, но разбираться с системами моделирования бизнес-процессов лучше с помощью наставника на курсе «Бизнес-аналитик».
У бизнес-аналитика два возможных варианта карьерного роста: горизонтальный и вертикальный:
● Горизонтальный. Можно перемещаться между смежными областями — например, стать системным аналитиком или продакт-менеджером.
● Вертикальный. Вырасти до руководителя команды или стать бизнес-консультантом. Ещё один возможный вариант карьерного роста — переход от бизнес-аналитики к моделированию бизнес-процессов с нуля. Специалист, который этим занимается, называется бизнес-архитектором.
Зарплата начинающего бизнес-аналитика — примерно 60 000 рублей. На эту сумму может рассчитывать специалист, который разбирается в основных процессах и владеет профессиональной терминологией, но ещё не может обойтись без поддержки опытных коллег.
Мидл-специалисты с опытом работы два-три года получают больше — от 85 000 до 175 000 рублей. Спрос на таких бизнес-аналитиков самый высокий: от них компании ждут полностью самостоятельной работы под руководством тим-лида.
Сеньоры в бизнес-аналитике получают от 200 000 рублей. Это зарплата, на которую могут рассчитывать специалисты с опытом работы больше трёх лет. Кроме базовых навыков в бизнес аналитике от них ждут и некоторых менеджерских способностей — организации команды, ведения деловых переговоров, умения решать конфликтные ситуации.
Тимлиды бизнес-аналитиков и руководители отделов получают больше сеньор-специалистов — от 300 000 до 350 000 рублей. За такую зарплату от них ожидают отличных менеджерских способностей и глубокой экспертизы в той отрасли, в которой им предстоит работать.
Есть случаи, когда бизнес-аналитик получает до 600 000 рублей в месяц. Это редкие специалисты в специфических областях — например, в медицине. Такой бизнес-аналитик сначала был врачом, а потом прошел путь от джуниора до сеньора. Из-за узкой специализации сложнее найти вакансию в подходящей компании.
В профессию бизнес аналитика обычно идут выпускники университета со специальностью «Бизнес-информатика» или факультетов с физико-математическим уклоном. Для бизнес-аналитика в IT плюсом будет соответствующее образование — например, по программам «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность».
Часто в бизнес-аналитику приходят разработчики, которые устают от рутинных задач и хотят иметь большее влияние на процессы в компании. Бывает и наоборот: специалисты, занятые в бизнесе, переходят в аналитику, чтобы заняться автоматизацией процессов и меньше общаться с заказчиками.
Профильное образование или опыт работы в IT — плюсы для будущего бизнес-аналитика, но не обязательные условия для того, чтобы войти в профессию. Вот по какому алгоритму можно двигаться, чтобы получить оффер и начать карьерный путь:
1. Начать с изучения профильной литературы. Например, можно ознакомиться с BABOK — руководством к своду знаний по бизнес-анализу.
2. Пройти курсы. Онлайн-курсы со структурированной теорией помогут разобраться в азах бизнес-анализа и бизнес-аналитики. Хорошо, если на курсе есть наставник или ментор, к которым можно обращаться с вопросами.
3. Помогать действующему бизнес-аналитику. Если в команде уже есть бизнес-аналитик, можно предложить ему помощь в рутинных и несложных задачах.
4. Пройти стажировку на бизнес-аналитика. Крупные компании иногда набирают новичков на оплачиваемые стажировки, а лучшим предлагают продолжить работу.
Максим Ожегов
Навык проводить интервью — самый важный для бизнес-аналитика. Для этого нужны эмпатия, умение вести переговоры и способность докапываться до сути дела.
Научиться брать интервью невозможно по книгам или видео — это как учиться плавать по картинкам в интернете. Новичкам поможет такой приём: зафиксировать вопрос, без ответа на который невозможно закончить интервью. Лучше выписать его на бумагу перед началом встречи и не заканчивать её, пока ответ не найдётся.
Читать также: