Анализ данных  •  27 апреля  2023  •  5 мин чтения

Кто такой бизнес-аналитик и чем он занимается

Рассказываем о профессии на стыке бизнеса и IT, которая понравится тем, кто любит всё анализировать и раскладывать по полочкам.

Кто такой бизнес-аналитик

Бизнес-аналитик собирает, обрабатывает и анализирует информацию, связанную с работой бизнеса: доходы, расходы, продажи, количество задействованных в процессах сотрудников. Бизнес-аналитики нужны не только в IT, но и в компаниях, которые занимаются металлургией, финансами, медициной, строительством. Везде бизнес-аналитик старается сделать так, чтобы область функционировала максимально эффективно.

Специалист работает с крупными компаниями, в которых много сложных процессов с привлечением большого количества людей, материальных или финансовых ресурсов. В малом бизнесе для бизнес-аналитика недостаточно задач.

На русскоязычном рынке труда задачи бизнес- и системных аналитиков зачастую пересекаются, если компания небольшая или нет ресурсов оплачивать обоих специалистов. Поэтому стоит изучать каждую вакансию, а не смотреть только на заголовки.

В IT-компаниях больше ценят «гибридов», которые могут одновременно закрыть задачи и системного, и бизнес-аналитика
Материал по теме:
Системный аналитик: подробно о профессии

Чем занимается бизнес-аналитик в компании

По требованиям, которые компании выдвигают к бизнес-аналитикам, специалистов можно разделить на три группы:

1. Бизнес-аналитик процессов.
Например, региональной продуктовой сети нужно, чтобы товары вовремя доставлялись в каждый город и магазин. Водители фур постоянно теряют накладные на грузы, и когда товары доставляют на склад, непонятно, по каким адресам их отправлять. Приходится ждать, пока менеджер снова сформирует накладную и перешлёт водителю.

Бизнес-аналитик нужен, чтобы разобраться, когда и почему теряются накладные, и предложить решение проблемы. Например, формировать накладные автоматически и отправлять по электронной почте напрямую менеджерам склада.

2. Бизнес-аналитик в продуктовой разработке.
Разрабатывает IT-решения внутри компании, часто в тесной связке с продакт-менеджером. В больших командах, где есть дизайнеры, системные аналитики, тестировщики и другие сотрудники, бизнес-аналитик часто берёт на себя часть функций продакт-менеджера, к примеру постановку задачи и ведение Scrum-ритуалов.

Например, в приложении для учёта личных финансов продакт решил добавить раздел «Копилка», чтобы пользователь мог откладывать деньги на разные цели. Бизнес-аналитик опишет, какие экраны и кнопки должны появиться в приложении, как ими будут пользоваться клиенты, соберёт техзадание для разработчиков и критерии тестирования и приемки. Здесь продакт говорит, что делать, а бизнес-аналитик говорит, как.

3. Проектный бизнес-аналитик.
Это переводчик с языка бизнеса на язык разработчиков. Работает в компаниях, которые предоставляют бизнесу IT-решения. Например, металлургическая компания разрабатывает внутреннюю систему учёта и обращается к компании-разработчику. Бизнес-аналитик вместе будет собирать требования к продукту для разработки решения.

Главная задача бизнес-аналитика в этом случае — понять, в чём «нуждается» бизнес, и оценить, получится ли это реализовать.

Несмотря на то что специалисты работают в разных сферах, основные обязанности у них одинаковые. Вот что относят к задачам бизнес-аналитика:

Описывать бизнес-процессы. Бизнес-аналитик может разбить любой процесс на этапы и оцифровать их. Например, IT-агентство создает единую городскую платформу для записи к бьюти-мастерам. Бизнес-аналитику нужно будет посчитать, сколько времени и ресурсов потребуется для подключения каждого салона и мастера.
Собирать требования. Если бизнес-аналитик находит процессы, которые плохо работают или могут быть улучшены, он описывает проблемы и возможности, декомпозирует их, а потом предлагает варианты доработок.
Прогнозировать результаты. Любое изменение внутри компании влечёт последствия. Бизнес-аналитик просчитывает, какую пользу принесут изменения и сколько денег они заработают для бизнеса в будущем.

Например, если онлайн-магазин мебели планирует автоматизировать закупки древесины, лаков и шурупов, на старте это грозит расходами. Нужно будет потратить деньги на внедрение ПО и обучение сотрудников. Но в перспективе автоматизация поможет сэкономить за счёт уменьшения простоев оборудования.

Ставить задачи команде разработки. Бизнес-аналитик описывает технические и функциональные требования к продукту. Допустим, в интернет-магазине запчастей внедряют контроль бракованных деталей. Если запчасти одного из поставщиков выходят из строя чаще других, контрагент помечается в системе как ненадёжный.

Бизнес-аналитик описывает все условия, после которых будет появляться предупреждение, продумывает, как оно будет выглядеть и как собирать данные о браке.

Прорабатывать пользовательские сценарии. Бизнес-аналитик заранее думает, как пользователи будут работать с новыми функциями. Если специалист создаёт предупреждение о ненадёжности поставщика в интернет-магазине, то сразу думает, кто его будет видеть и когда: модераторы или все пользователи, только на компьютере или в приложении, во время заказа или постоянно.

Попробовать описать бизнес-процессы и разработать пользовательские сценарии можно на курсе «Бизнес-аналитик». Начать обучение можно бесплатно, чтобы понять специфику профессии.

Инструменты бизнес-аналитика

Таск-трекеры, или трекеры задач. Например, Kaiten. Там можно отслеживать прогресс по проектам, следить за сроками и задачами и хранить документацию по проектам.
Kaiten — это канбан-доска. Карточка перемещается между столбцами, и видно, на каком этапе находится задача и как скоро будет закрыта

BI-системы. Это инструменты для комплексной визуализации данных. Их используют, чтобы создавать графики и диаграммы и проводить быстрый срез по собранной информации. К BI-системама относятся, например Yandex DataLense, Qlik Sense, Microsoft Power BI, Tableau.

Так выглядит дашборд в BI-системе Yandex DataLense.
Так выглядит дашборд в BI-системе Yandex DataLense. Здесь есть вся информация, необходимая бизнес-аналитику для работы, но представлена она в удобном для восприятия виде
Системы моделирования бизнес-процессов. Например, Bizagi, Camunda, ELMA. С их помощью бизнес-аналитик визуализирует процессы.
Так выглядит рабочая область в Camunda. Интерфейс на английском языке, но для новичков есть понятные видеоинструкции
Так выглядит рабочая область в Camunda. Интерфейс на английском языке, но для новичков есть понятные видеоинструкции
Редакторы для проектирования пользовательских интерфейсов. Например, FigJam. Он нужен не всем бизнес-аналитикам, а только тем, кто предпочитает самостоятельно делать макеты для сайтов или приложений.
FigJam — популярный дизайнерский инструмент, но бизнес-аналитику будет удобно проектировать здесь Use case
FigJam — популярный дизайнерский инструмент, но бизнес-аналитику будет удобно проектировать здесь Use case
Базы знаний. С марта 2022 для этого используют программы Yandex Wiki и Документерру. В них бизнес-аналитик собирает все данные по проекту, начиная от расшифровок созвонов и заканчивая техническими заданиями для разработчиков.

Бизнес-аналитик использует большой набор инструментов. Trello и Figma новичок может освоить самостоятельно, но разбираться с системами моделирования бизнес-процессов лучше с помощью наставника на курсе «Бизнес-аналитик».

Перспективы профессии

У бизнес-аналитика два возможных варианта карьерного роста: горизонтальный и вертикальный:

Горизонтальный. Можно перемещаться между смежными областями — например, стать системным аналитиком или продакт-менеджером.

Вертикальный. Вырасти до руководителя команды или стать бизнес-консультантом. Ещё один возможный вариант карьерного роста — переход от бизнес-аналитики к моделированию бизнес-процессов с нуля. Специалист, который этим занимается, называется бизнес-архитектором.

Бизнес-аналитик может стать продакт-менеджером, если хочет заняться стратегическим развитием конкретного продукта.
Бизнес-аналитик может стать продакт-менеджером, если хочет заняться стратегическим развитием конкретного продукта. Работать системными аналитиками идут те, кто устаёт от постоянного общения с заказчиками

Сколько зарабатывают бизнес-аналитики

Зарплата начинающего бизнес-аналитика — примерно 90 тыс. рублей, по данным калькулятора «Хабр Карьеры». На эту сумму может рассчитывать специалист, который разбирается в основных процессах и владеет профессиональной терминологией, но ещё не может обойтись без поддержки опытных коллег.

Мидл-специалисты с опытом работы два-три года получают больше — от 125 до 223 тыс. рублей. Спрос на таких бизнес-аналитиков самый высокий: от них компании ждут полностью самостоятельной работы под руководством тимлида.

Сеньоры в бизнес-аналитике получают в среднем 250 тыс. рублей. Это зарплата, на которую могут рассчитывать специалисты с опытом работы больше трёх лет. Кроме базовых навыков в бизнес аналитике, от них ждут и некоторых менеджерских способностей — организации команды, ведения деловых переговоров, умения разрешать конфликтные ситуации.

Тимлиды бизнес-аналитиков и руководители отделов получают больше сеньор-специалистов — от 300 до 360 тыс. рублей. За такую зарплату от них ожидают отличных менеджерских способностей и глубокой экспертизы в той отрасли, в которой им предстоит работать.

Есть случаи, когда бизнес-аналитик получает до 600 тыс. рублей в месяц. Это редкие специалисты в специфических областях — например, в медицине. Такой бизнес-аналитик сначала был врачом, а потом прошёл путь от джуниора до сеньора. Из-за узкой специализации сложнее найти вакансию в подходящей компании.

Например, сервис hh.ru в ноябре 2022 года предлагает почти 4500 вакансий для бизнес-аналитиков. На новичков самый большой спрос

Средняя зарплата бизнес-аналитика в России — 168 тыс. рублей, согласно данным зарплатного калькулятора «Хабр Карьеры»

Как стать бизнес-аналитиком

В профессию бизнес аналитика обычно идут выпускники университета со специальностью «Бизнес-информатика» или факультетов с физико-математическим уклоном. Для бизнес-аналитика в IT плюсом будет соответствующее образование — например, по программам «Компьютерные и информационные науки», «Информатика и вычислительная техника», «Информационная безопасность».

Часто в бизнес-аналитику приходят разработчики, которые устают от рутинных задач и хотят иметь большее влияние на процессы в компании. Бывает и наоборот: специалисты, занятые в бизнесе, переходят в аналитику, чтобы заняться автоматизацией процессов и меньше общаться с заказчиками.

Профильное образование или опыт работы в IT — плюсы для будущего бизнес-аналитика, но не обязательные условия для того, чтобы войти в профессию. Вот по какому алгоритму можно двигаться, чтобы получить оффер и начать карьерный путь:

1. Начать с изучения профильной литературы. Например, можно ознакомиться с BABOK — руководством к своду знаний по бизнес-анализу.

2. Пройти курсы. Онлайн-курсы со структурированной теорией помогут разобраться в азах бизнес-анализа и бизнес-аналитики. Хорошо, если на курсе есть наставник или ментор, к которым можно обращаться с вопросами.

3. Помогать действующему бизнес-аналитику. Если в команде уже есть бизнес-аналитик, можно предложить ему помощь в рутинных и несложных задачах.

4. Пройти стажировку на бизнес-аналитика. Крупные компании иногда набирают новичков на оплачиваемые стажировки, а лучшим предлагают продолжить работу.

Совет эксперта

Максим Ожегов

Навык проводить интервью — самый важный для бизнес-аналитика. Для этого нужны эмпатия, умение вести переговоры и способность докапываться до сути дела.

Научиться брать интервью невозможно по книгам или видео — это как учиться плавать по картинкам в интернете. Новичкам поможет такой приём: зафиксировать вопрос, без ответа на который невозможно закончить интервью. Лучше выписать его на бумагу перед началом встречи и не заканчивать её, пока ответ не найдётся.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться
Идеи новогодних подарков от нейросети + промокоды на курсы Практикума и акции от партнеров
Thu Dec 12 2024 14:13:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)