На помощь приходят бренды. Они создают такую «оболочку» товара, которая сообщает, что это за товар, зачем и кому он нужен. Бренд делает продукт узнаваемым и помогает потребителям отличить его от конкурентов.
Например, международный бренд макарон Barilla делает акцент на итальянском колорите.
Реклама бренда Barilla
Бренд — это представление о компании, товаре или услуге в сознании потребителя.
Бренд-менеджер создаёт эти представления, а уже потом закрепляет их в сознании аудитории с помощью разных каналов: соцсетей, рекламных роликов на ТВ, баннеров в интернете.
Задачи бренд-менеджера разнообразны. Он анализирует рынок, потребителей, конкурентов, выбирает каналы для продвижения, оценивает их эффективность. Всё это помогает бренд-менеджеру влиять на продукт, сервис и коммуникации. Так он формирует мнение потребителей и склоняет их к покупке своего продукта, а не конкурентов.
Обобщённо обязанности, которые не входят в работу бренд-менеджера, можно представить так.
Задачи, которыми не занимается бренд-менеджер
Не продаёт напрямую
Бренд-менеджер даёт отделу продаж информацию о позиционировании, уникальных торговых преимуществах продуктов, текущих маркетинговых активностях, но не ведёт переговоры по сделкам и не обсуждает условия с каждым из партнёров. Этим занимаются специалисты по продажам.
Не занимается технической разработкой нового продукта
Бренд-менеджер создаёт идею продукта, а не сам продукт. Он тестирует концепцию продукта, руководит процессом создания упаковки, проверяет, насколько потребителей устраивает готовый продукт. А сам товар производят другие люди — технологи и дизайнеры.
Не занимается закупкой и логистикой
Бренд-менеджер должен понимать, как устроен процесс закупки и логистики продукта. Но вести переговоры по ценам, размещать заказы и настраивать логистику ему не нужно. За это отвечают специалисты по закупке и логистике.
Не создаёт коммуникации и мероприятия
Бренд-менеджер понимает, что важно потребителю, но доносят эти смыслы сотрудники креативных агентств, специалисты на фрилансе или внутри компании.
Эти люди создают веб-сайты и каталоги, ведут соцсети, подбирают реквизит на мероприятия и выполняют другие задачи, связанные с развитием бренда и продвижением продукта. Бренд-менеджер ставит эти задачи и контролирует, чтобы они выполнялись качественно и в срок, а результаты работ отражали общую концепцию бренда.
● аналитика,
● планирование,
● креативность,
● управление.
Разберём каждый из блоков.
Системное мышление — это понимание особенностей ситуации целиком.
Системное мышление позволяет не упускать детали и воспринимать их как взаимосвязанные элементы. Мысля системно, бренд-менеджер понимает, почему его компания достигает или не достигает поставленных целей.
Опираясь на это понимание, бренд-менеджер строит гипотезы.
Гипотеза — это предположение, почему что-то произошло.
Например, в компании, производящей газировку, упали продажи. Бренд-менеджер выдвинул гипотезу, что это произошло из-за оттока аудитории подростков.
Эту гипотезу нужно проверить — самостоятельно или с помощью аналитиков.
Также бренд-менеджеру важно включать критическое мышление — анализировать и ставить под сомнение получаемую информацию.
Предположим, что гипотеза про отток подростков не подтвердилась. Но зато выяснилось, что на рынок вышел новый конкурент с сильной рекламной кампанией. Все подумали, что дело в нём.
Можно было бы закончить исследование, но что-то не давало покоя бренд-менеджеру: падение было слишком быстрым. После беседы со специалистами по продажам и представителями отдела логистики выяснилось, что во всём были виноваты внутренние проблемы с поставками.
Планирование в бренд-менеджменте отличается от других сфер. Бренд строится небыстро, а потому нужно планировать на долгий срок — от двух лет. Часто долгосрочное планирование называют разработкой стратегии.
С другой стороны, у бренд-менеджера есть и тактические задачи — например, разработка промоупаковки к Новому году. Для таких задач требуется среднесрочное и краткосрочное планирование с горизонтом до года.
Находить нестандартные эффективные решения
Нужно уметь предлагать нешаблонные варианты, которые помогут сократить расходы компании.
Обладать вкусом и насмотренностью
Этот навык нужен, чтобы оценивать качество работы креативных подрядчиков. А ещё вкус и насмотренность помогают правильно ставить задачи.
Быть смелым и инициативным
Важно высказывать креативные идеи и брать ответственность за их реализацию. Зачастую бренд-менеджеры — самые инициативные люди в организации.
Задачи бренд-менеджера не всегда можно выполнить самостоятельно. Нужно собирать проектные команды, ставить им задачи, контролировать их, мотивировать и оценивать получившийся результат.
О грейдах и их отличиях расскажем чуть позже. А пока поговорим про другие варианты построения карьеры.
Компетенции бренд-менеджера нужны предпринимателям
По сути, главный бренд-менеджер компании — её основатель. Часто личность предпринимателя — его ценности, характер — становятся прототипом образа бренда. А сторонний бренд-менеджер транслирует этот образ наружу.
Поэтому, освоив навыки бренд-менеджера, можно запускать собственный бизнес и продвигать его без специалиста по брендингу.
Знания по управлению брендом пригодятся на менеджерских позициях
Например, менеджерам по продажам эти знания помогут грамотно доносить ключевые смыслы бренда до потенциальных клиентов.
А ещё навыки бренд-менеджера полезны маркетологам и специалистам по коммуникациям
Обладая этими навыками, такие специалисты смогут глубже понимать потребителя. Они научатся говорить с ним на одном языке, встраивать историю бренда в жизнь конкретного человека и развивать идеи бренда в рекламе и соцсетях.
Доход специалиста зависит от его грейда, количества обязанностей и функций, которые он выполняет.
По данным Кадрового агентства уникальных технологий, джун может рассчитывать минимум на 90 000 ₽, мидл на 170 000 ₽, сеньор на 231 000 ₽
Путь в профессию бывает разный. Например, можно:
● освоить профессию с нуля — пройти онлайн-курсы или программы по профессиональной переподготовке;
● перейти в бренд-менеджмент из смежных областей: маркетинга, управления, коммуникаций, продаж;
● комбинировать варианты — получать знания на курсах и применять их в своей работе, которая не связана с управлением брендом напрямую.
А ещё важно помнить, что бренд-менеджер учится всю жизнь. Рынок постоянно меняется, поэтому специалист по развитию бренда всегда должен улучшать имеющиеся навыки и приобретать новые.