Маркетинг  •  10 февраля  2023  •  5 мин чтения

Будущее продаж: кто такой менеджер маркетплейсов и чем он занимается

Менеджер маркетплейсов — профессия на стыке предпринимательства, продаж, закупок и маркетинга. Разбираемся, чем занимаются эти специалисты и как стать одним из них.

Кто такой менеджер маркетплейсов

Менеджер маркетплейсов отвечает за результат работы компании на маркетплейсе: анализирует нишу, общается с поставщиками, подбирает ассортимент, создаёт карточки товаров, организует отгрузку и доставку товаров до потребителей. Такой менеджер работает на маркетплейс-площадках типа Ozon, Wildberries, AliExpress, Яндекс Маркет или Lamoda.

Иногда у менеджера маркетплейсов только одна обязанность: настроить рекламу, организовать закупки, логистику или подобрать товары. Задачи зависят от масштабов компании и количества продаваемых позиций. Некоторым бизнесам нужны продвинутые специалисты, которые знают, как масштабировать бренд, укрепить его позиционирование, повысить конверсию, организовать рекламу на сторонних площадках.

Чем занимаются специалисты

Менеджер маркетплейсов — это почти предприниматель, потому что в его обязанности входит ведение полного цикла продаж, начиная от поиска, позиционирования, размещения товара на площадке, рекламы и заканчивая продажей и аналитикой.
Маркетплейс-менеджер следит за циклом продаж, анализирует результаты за прошлые периоды и разрабатывает новые решения, чтобы повысить эффективность работы и увеличить прибыль

Рассмотрим подробно, что делает менеджер маркетплейса:

● Выбирает маркетплейс и регистрирует на нём магазин;

● Оформляет страницу компании и товары;

● Делает конкурентный анализ, чтобы предлагать востребованные товары и убирать непопулярные позиции, устанавливать цены, планировать акции и скидки;

● Формирует гипотезы, как выводить товар на разные маркетплейс-площадки;

● Ищет поставщиков, договаривается о торговых предложениях и закупает товар;

● Организует доставку на склад: ведёт коммуникацию с поставщиками, контролирует логистику, решает форс-мажоры;

● Создаёт карточки с описаниями товаров;

● Настраивает и запускает рекламу;

● Отвечает на вопросы и отзывы покупателей;

● Следит за наличием и поставками товара;

● Считает юнит-экономику и анализирует продажи;

● Ведёт финансовую отчётность для компании и маркетплейса;

● Следит за обновлениями маркетплейса.

Некоторые задачи менеджеры маркетплейсов делегируют — например, создание текста и визуальное оформление карточки товара, рекламу и продвижение. В крупных компаниях они работают совместно с бухгалтером, аналитиком, маркетологом, логистом и другими специалистами. Чем больше бизнес и количество продаваемых товаров, тем больше у менеджера маркетплейсов помощников.

Менеджер по работе с маркетплейсами не занимается маркировкой и упаковкой товара, погрузочными работами, курьерской доставкой, ведением бухгалтерии и формированием отчётных документов для налоговой.

Что должен знать и уметь менеджер по работе с маркетплейсами

Список нужных профессиональных навыков, или хардскилов, можно разделить на экономические, аналитические, редакторские и маркетинговые:

Экономические. У менеджера должны быть знания о юнит-экономике, рынке маркетплейсов и площадках, торговых матрицах, ABC и XYZ анализах, которые помогают отслеживать спрос на товары.

Аналитические. Не обойтись без продвинутого уровня Excel — придётся составлять много сводных таблиц и инфографики. Необязательно обладать продвинутым уровнем, базовых знаний достаточно.

Нужно уметь работать с бухгалтерскими и финансовыми сервисами, сервисами по управлению складами — 1С, SAP, Axapta, «МойСклад» и дополнительными системами аналитики товаров MPSTATS.

Полезно развивать навык стратегического мышления. Менеджер маркетплейсов всегда мыслит наперёд, умеет делать прогнозы и тестировать гипотезы.

Маркетинговые. Чтобы контролировать продажи и продвижение в интернете, нужны навыки работы с рекламными кабинетами маркетплейсов и запуском рекламных кампаний.

Редакторские. Менеджер маркетплейсов должен уметь писать продающие тексты, знать основы SEO-анализа, уметь работать в Figma или Adobe Photoshop.

Главные гибкие навыки, или софтскилы, которые должны быть у менеджера маркетплейсов, — это стрессоустойчивость и клиентоориентированность. В его работе много коммуникации: с поставщиками, потребителями, бизнесменами, подрядчиками на аутсорсе. И со всеми нужно находить взаимопонимание.

Сильный тайм-менеджмент пригодится, чтобы уметь организовать не только свою работу, но и работу подчинённых. У менеджера маркетплейсов должны быть такие качества, как адаптивность, гибкость и толерантность к быстро меняющимся условиям рынка.

Некоторые гибкие навыки менеджера маркетплейсов становятся профессиональными, например, умение работать с большим количеством информации. В магазинах могут быть тысячи товаров и SKU, или артикулов товарной единицы, их нужно уметь структурировать, загружать на маркетплейс и анализировать продажи.

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем принимать решение, стать ли менеджером маркетплейсов, стоит оценить плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Востребованная профессия. Рынок активно растёт и развивается, как и потребительские запросы. У бизнеса есть потребность в квалифицированных специалистах, которые помогут увеличить продажи.

Карьерные перспективы. Профессия сочетает в себе несколько направлений: продажи, закупки, маркетинг и предпринимательство. Поэтому в ней всегда есть возможности для развития.

Быстрое освоение профессии. Несколько месяцев курсов — и можно приступать к работе. Обучение требует практики, опыт придёт только после решения реальных задач.

Возможность работать удалённо. Большая часть вакансий, особенно для начинающих специалистов, ориентирована на удалённую работу. Зарплата штатного и внештатного сотрудника почти не отличается.

Минусы

Большой объём задач. Менеджер постоянно работает с потоком информации и учится управлять данными из разных профессиональных сфер.

Ненормированный график работы. Рабочий день обычно не укладывается строго в 8 часов. И чем выше должность менеджера маркетплейса, тем больше времени сотрудник тратит на работу.

Много рутины. В работе менеджера есть место творчеству и креативу, но большая часть времени уходит на подготовку отчётов, создание карточек товаров и контроль продаж.

Высокая конкуренция на рынке. Менеджеры быстро перенимают практики продвижения друг у друга. Нужно постоянно искать и тестировать новые гипотезы, жизненный цикл которых иногда укладывается всего в несколько дней.

Большой объём задач, принятие решений и работа с крупными суммами денег требуют от менеджера маркетплейсов быть ответственным и надёжным. Преимущество это или недостаток, зависит от амбиций и целей конкретного человека. Кто-то работает постоянно и получает от этого удовольствие, а кто-то хочет соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Сколько зарабатывают менеджеры по маркетплейсам

Как и любая IT-специальность, профессия менеджера маркетплейсов делится на несколько уровней: джун, мидл и сеньор.

Зарплата зависит от специфики компании, должностных обязанностей, графика работы. В некоторых компаниях она формируется из оклада и бонуса, или процента от продаж — это стандартная система для менеджера по продажам.

Джуны выполняют базовые задачи: заполняют карточки товаров, запрашивают торговые предложения у поставщиков, контролируют поставки на склад.

Начинающий менеджер маркетплейсов зарабатывает от 45 до 80 тыс. руб. Источник

От джунов требуются хорошо развитые редакторские навыки. Часто работа ограничивается визуальным оформлением товаров на маркетплейсе. Источник: HeadHunter
Мидлы организуют полный цикл закупки, начиная от поиска поставщика и заканчивая оформлением и доставкой товара потребителю. Они работают с самой площадкой маркетплейса: регистрируют компанию, создают карточки товаров, настраивают рекламные кампании, модерируют отзывы, отслеживают заказы, поставки и продажи. Продвинутые специалисты должны хорошо владеть сервисами аналитики. Обычно у них опыт работы около 1,5 лет и успешные кейсы в портфолио.

Менеджер маркетплейсов уровня мидл может рассчитывать на зарплату 100 тыс. руб. и больше. Источник

У мидлов в приоритете работа с платформой маркетплейса, мониторинг рынка, оформление и доставка заказов. Источник: HeadHunter
Сеньоры хорошо знают маркетплейсы и другие площадки продвижения, умеют привлекать для решения задач дополнительные инструменты, разбираются в маркетинге, управлении командой и продвинутой аналитике, конкурентном анализе, аналитике рекламных кампаний. Менеджер уровня сеньор силён в составлении стратегий, тестировании гипотез, прогнозировании продаж и руководстве отделом.

Менеджер маркетплейсов уровня сеньор может зарабатывать от 150 тыс. руб. Источник

Для сеньоров акцент делается на менеджменте и углублённой аналитике. Источник: HeadHunter

Перспективы карьерного роста

Карьерный рост зависит от способностей и желаний. В среднем за 3–5 лет реально выйти на позицию сеньор специалиста. Можно дорасти до руководителя отдела или направления, совмещать эту должность с должностью директора по маркетингу, быть заместителем директора по трейд-маркетингу и другие варианты. Точки роста менеджера маркетплейсов зависят от специфики и масштабов компании.
Так как профессия маркетплейс-менеджера стоит на стыке закупок, продаж, маркетинга, аналитики, всегда найдётся направление топ-менеджмента, в котором можно расти

Как стать менеджером по работе с маркетплейсами

Для начала можно изучить базы знаний, которые предлагают сами маркетплейсы. Они дадут первичное представление о работе и познакомят с торговой площадкой. Но эти материалы не дают практики, только теорию. В работе менеджера именно решение реальных торговых задач играет ключевое значение.

Поэтому, для того чтобы стать профессиональным менеджером маркетплейсов, после изучения общей информации, нужно выбрать курс. На что важно обратить внимание:

Содержание программы и доля практики в учебном процессе. Практика во время обучения профессии менеджер маркетплейсов в приоритете. Только так можно освоить особенности и алгоритм онлайн-продаж.

Количество отведённого времени на обучение и то, насколько оно совпадает с личным свободным временем. Это не академическая дисциплина, на обучение которой тратятся годы. Спустя несколько месяцев учёбы можно откликаться на позиции ассистентов и начинающих менеджеров.

Экспертность наставников. Хорошо, если преподаватели курса — практикующие специалисты, которые знают об актуальных обновлениях маркетплейсов и могут поделиться профессиональными секретами.

Сертификат после прохождения курса и лицензия компании на ведение образовательной деятельности. Эти документы подтверждают квалификацию специалиста. Благодаря им быстрее приходит ответ с отклика на вакансию.

Отзывы о курсе или отзывы с похожих дисциплин, если курс новый и запускается впервые. Отзывы дают представление о качестве учебного материала, экспертности наставников и профессиональных перспективах после прохождения курса.

Ограничений для освоения профессии менеджера маркетплейсов нет. Но нужно быть готовым к тому, что это непростая работа, которая потребует времени, усилий и высокой концентрации внимания во время обучения.

Переход из смежных направлений тоже возможен. У таких студентов будут преимущества в освоении профессии. Например, у редактора или контент-менеджера уйдёт меньше времени, чтобы научиться писать карточки товаров и оформлять рекламные материалы; бухгалтер уже знаком с ведением отчётности и работе в Excel и 1C; маркетолог знает основные механики продвижения товаров, создания креативов и запуска рекламных кампаний. Им нужно только больше узнать про специфику работы маркетплейсов, адаптировать знания для площадки и получить новые, из других областей.

Курсы по работе с маркетплейсами могут быть полезны предпринимателям и интернет-маркетологам, которые решили масштабироваться и выходить на новые площадки продвижения. Прежде чем нанимать для этого менеджера, собственник бизнеса должен разобраться, в чём суть работы такого специалиста.

Совет эксперта

Юлия Лазарева
Ниша электронной торговли — одна из перспективных сейчас. Каждый месяц на Ozon растёт количество новых продавцов, которым нужны менеджеры для развития их бизнеса. Главный совет — не бойтесь осваивать новую профессию. Работать менеджером маркетплейсов сложно, но интересно. Профессия сочетает в себе творчество и аналитику. На этой должности лучше всего чувствуется работа с физическим миром и реальной экономикой. Приятно осознавать, что делаешь заметными товары, которые сделают жизнь людей проще и комфортнее.

Статью подготовили:

Юлия Лазарева
Яндекс Практикум
Наставник на курсе
«Трафик-менеджер», директор по развитию бизнеса Ozon
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Sep 04 2024 11:58:33 GMT+0300 (Moscow Standard Time)