Менеджмент • 15 августа 2024 • 5 мин чтения

Рекрутинг: что это, этапы и инструменты

Рекрутеры находят лучших кандидатов на рынке труда и привлекают их в компанию. Рассказываем, какие инструменты и методы они используют и какие ошибки могут совершать.

Что такое рекрутинг

Рекрутинг — это процесс поиска и подбора персонала для компании. В нём участвуют две стороны: работодатель и соискатель. Работодатель ищет подходящего кандидата на вакансию, а соискатель — работу. Рекрутинг — важный этап в развитии любой компании. Ведь от того, насколько качественно подобраны сотрудники, зависит успех бизнеса.

Поиском персонала занимаются рекрутеры. Они проводят собеседования, проверяют резюме и тестируют кандидатов.

Ульяна Григоренко, руководитель группы массового найма в Яндекс Практикуме
Рекрутер — это чаще всего первый человек, который встречается с кандидатом. Он выступает лицом компании, от него зависит первое впечатление соискателя о команде.

Задачи и необходимые навыки рекрутера зависят от сферы, в которой он работает. Как и где искать IT-специалистов, можно узнать на курсе «IT-рекрутер». Студенты учатся проводить собеседования и общаться с заказчиком, а также проверяют свои знания на вебинарах.

Виды и задачи рекрутинга

Существует несколько видов рекрутинга. Они различаются по способам поиска кандидатов и по тому, какого уровня специалисты нужны.

Например, есть внутренний и внешний рекрутинг. В первом случае компания ищет кандидатов на вакансии среди своих сотрудников, во втором — идёт на рынок труда и там привлекает специалистов.

Бывает тёплый рекрутинг — когда кандидат сам откликается на вакансию, и холодный — когда рекрутер приходит к кандидату и предлагает ему работу.

Ещё рекрутинг может быть массовым — для поиска людей на работу, не требующую особой квалификации, и узконаправленным — для поиска редких специалистов. Сюда, например, можно отнести технологию найма топ-менеджеров Executive search.

Основная задача рекрутера — найти самого подходящего на вакансию специалиста. Для этого он:

Определяет потребности нанимающего менеджера. Выясняет, какие позиции необходимо закрыть и какие навыки и опыт требуются для каждой из них.

Ищет и привлекает кандидатов. Задача рекрутинга — подбор специалистов, которые лучше всего подходят под запросы менеджера.

Проводит собеседования. Рекрутеры встречаются с отобранными кандидатами и оценивают, соответствуют ли те требованиям вакансии, будет ли им комфортно в коллективе и атмосфере компании.

Предлагает работу. Рекрутеры представляют кандидатов нанимающему менеджеру и составляют офер.

В некоторых компаниях рекрутер может брать на себя задачи HR-менеджера. Здесь, например, специалисту предстоит заниматься онбордингом новых сотрудников. Источник: hh.ru

Процесс и этапы рекрутинга

Процесс рекрутинга состоит из нескольких этапов. Разберём подробно каждый из них.

1. Оформление заявки от нанимающего менеджера. Нужно подготовить описание вакансии, тестовое задание и портрет кандидата. Чем лучше нанимающий менеджер знает, кто ему нужен, тем проще рекрутеру найти специалиста.

Ульяна Григоренко
Вакансия строится из четырёх блоков. Первый — это вводное слово о компании, позиции. Второй — задачи, которые будет выполнять специалист. Третий — навыки, которые необходимы. Четвёртый — какие условия компания предлагает кандидату. Важно в самом начале чётко проговорить с нанимающим менеджером, чем именно будет заниматься новый человек в команде.

2. Анализ рынка. Если вакансия новая для компании, сначала необходимо изучить рынок кандидатов: посмотреть, много ли специалистов, какую зарплату они просят, где их искать.

Ульяна Григоренко
Бывают ситуации, когда нанимающий менеджер не знает реальной картины на рынке труда. Он хочет универсального специалиста, но готов платить ему максимум 50 тыс. рублей. Анализ рынка в таких ситуациях спасает. Можно принести менеджеру исследование, показать цифры, графики и сказать: «Да, такие специалисты есть, но они просят зарплату в два раза больше. Готовы ли мы повысить ставку?» Это также помогает выстраивать доверительные отношения с руководителями, ведь мы подкрепляем свою экспертизу аналитикой.

3. Выбор каналов поиска. От сферы деятельности специалиста зависят и места, в которых он может искать работу. Например, разработчики обитают на «Хабре» и LinkedIn, менеджеры по продажам, линейный персонал — на HeadHunter. А некоторые кандидаты, например топ-менеджеры, вообще не выкладывают резюме, и искать их нужно на конференциях и корпоративных мероприятиях.

4. Скрининг резюме. В процесс рекрутинга входит изучение резюме: нужно подобрать наиболее подходящие и связаться с кандидатами.

5. Собеседование кандидата с рекрутером. Задача — проверить soft skills специалиста, то есть его гибкие навыки. Понять, сможет ли он влиться в команду и выстроить отношения с коллегами.

6. Тестовое задание или техническое собеседование. Чтобы проверить профессиональные знания кандидата и понять, сможет ли он выполнять рабочие задачи.

Ульяна Григоренко
Важно договариваться о дедлайнах. Я всегда в процессе рекрутинга прошу кандидата обозначить дату сдачи тестового задания. И наоборот, когда мы получаем выполненное задание, говорим специалисту, в какой день вернёмся с решением. Почему это важно? Мы стараемся работать на качество, но здесь скорость тоже играет большую роль. Временные коммиты держат нас в рамках. Кроме того, это показатель бренда. Кандидат видит, что мы ответственные, не пропадаем и сдерживаем обещания по поводу обратной связи.

7. Финальное собеседование с нанимающим менеджером. Когда рекрутер получает тестовое задание, он передаёт его менеджеру. Менеджер оценивает результат и говорит, стоит нанимать специалиста или нет. На финальном собеседовании кандидат и его будущий руководитель ещё раз обсуждают условия работы и задачи.

8. Оформление кандидата на работу. Специалисту высылают офер и помогают адаптироваться в компании.

Ульяна Григоренко
В процессе рекрутинга важно помнить, что не только компания выбирает человека, но и человек — компанию. Это двусторонняя история. Более того, компания заинтересована в том, чтобы найти человека на долгий срок. Грустно, когда специалист уходит, потому что его ожидания не совпали с реальностью. Чтобы таких ситуаций было меньше, на этапе собеседований нужно не приукрашивать действительность и, конечно, проверять самого кандидата на соответствие принципам команды. В моей практике был пример: взяли человека, который привык общаться на «вы», а у нас в компании общаются на «ты». Он ушёл через пару месяцев, потому что ему было некомфортно. Не смог перестроиться. Наша ошибка было в том, что мы не придали этому значения.

Этапов рекрутинга может быть больше или они могут меняться местами — всё зависит от внутренних правил компании

Используемые инструменты и методы

Вот несколько инструментов рекрутинга, которые помогают находить, отбирать и привлекать специалистов в команду.

HRM-система. Это инструмент рекрутинга для автоматизации управления персоналом. С его помощью можно заводить карточки сотрудников, вести учёт рабочего времени, рассчитывать заработную плату. Рекрутеру система помогает собирать, анализировать и сравнивать резюме.

Ресурсы для поиска работы. Например, HeadHunter, работа.ру, «Хабр», LinkedIn, профильные Телеграм-каналы. Они подходят и для тёплого, и для холодного рекрутинга.

Сервисы для анализа вакансий и резюме. Например, Amazing Hiring. Они ищут вакансии из множества источников в интернете, оценивают квалификацию по заданным параметрам и подбирают наиболее подходящих специалистов.

Искусственный интеллект. ИИ может быть помощником в рекрутинге. Например, ChatGPT помогает составлять описания вакансий.

Сервисы для отслеживания задач. Например, Jira, Notion, Kaiten, Trello помогают зафиксировать договорённости с нанимающим менеджером и следить за ходом выполнения задачи.

Выбор метода рекрутинга зависит от типа и уровня вакансии. Вот какие методы существуют:


Программа рекомендаций (реферальная программа)


Действующие сотрудники компании сами предлагают кандидатов на открытую вакансию. Это могут быть их бывшие коллеги, знакомые, друзья. Если такой кандидат успешно проходит испытательный срок, сотруднику, который его рекомендовал, выплачивают бонус

Прямая реклама
Метод рекрутинга, при котором вакансии размещают на сайтах по поиску работы
Поиск в базах данных
Часто резюме кандидатов, которые не прошли отбор, сохраняют в базе. Её можно использовать для поиска специалистов на новые вакансии
Поиск на внешних ресурсах и мероприятиях
Метод рекрутинга, при котором можно искать кандидатов на сайтах по поиску работы, в социальных сетях, на бирже труда или на профессиональных конференциях
Стажировки
Компания может приглашать на стажировку студентов или начинающих специалистов. Тем, кто успешно её прошёл, предлагают работу
Поиск внутри компании
Компании проводят для действующих сотрудников конкурсы на открытые вакансии

Советы для эффективного рекрутинга

Процесс рекрутинга пройдёт успешно, если к нему подготовиться. Вот несколько советов от эксперта Практикума.

Изучите рынок и определитесь с каналами поиска. Лучше потратить время на анализ — это позволит не тратить ресурс на площадки, с которых будет меньше всего откликов, и сразу пойти в зону, где их будет больше всего.

Соблюдайте дедлайны. Заранее обговаривайте с кандидатом, когда он вернётся с тестовым заданием или решением о трудоустройстве. Кроме того, сами устанавливайте дедлайны для своей обратной связи и соблюдайте их. Нарушение рекрутером договорённостей влияет на бренд компании и лояльность экспертов.

Используйте инструменты автоматизации — например, HRM, ChatGPT или task-трекеры. Они освобождают время от рутинной работы в процессе рекрутинга.

Подготовьте шаблоны ответов. Это помогает экономить время. Хорошо, если шаблоны будут на все случаи: для первого холодного письма, первого тёплого письма, для тестового задания. Важно также подготовить шаблоны для отказов — так, чтобы они не выглядели бездушными.

Ульяна Григоренко
Шаблонный отказ тоже можно сделать человечным. Не просто «Привет, мы выбрали другого кандидата, всего хорошего». Нужно поблагодарить специалиста за уделённое время, сказать, что во многом его опыт подошёл, но не хватило определённых навыков. И упомянуть, что сохранили его резюме в базе, готовы вернуться к нему, когда появятся подходящие вакансии.

Ошибки в рекрутинге

Во время рекрутинга можно совершить ошибки на разных этапах поиска и отбора кандидатов. Расскажем подробнее о некоторых из них.

Пропадать, если кандидат не подошёл. Рекрутер — это лицо компании, и по его поведению судят о работодателе и команде. Важно давать обратную связь — положительную или отрицательную, а не пропадать, не удалять чаты и не блокировать кандидата в соцсетях.

Ульяна Григоренко
Надо уметь правильно расставаться с экспертами, не плодить отрицательную обратную связь. Ведь, возможно, через год они подтянут свои hard skills и будут готовы работать в компании.

Искать не там, где нужно. Это одна из самых частых ошибок рекрутинга. Например, публикуют вакансию архитектора программного обеспечения на HeadHunter и получают наименьший отклик. А могли бы обратиться на «Хабр» и быстро найти специалиста там. Чтобы избежать такой ошибки, важно заранее исследовать рынок и узнавать, где чаще всего кандидаты ищут работу.

Не предупреждать кандидата о том, кто будет на собеседовании. Если специалист ожидает только рекрутера и нанимающего менеджера, а кроме них на встречу приходят ещё пятеро коллег, это может его оттолкнуть.

Ульяна Григоренко
Мы заранее пишем кандидату, кто будет на собеседовании и какую должность этот человек занимает в компании. И часто просим нанимающую команду, чтобы на встрече не было больше двух-трёх человек, которые по очереди зададут вопросы.

Задавать на собеседовании личные вопросы. «Какой у вас знак зодиака?», «Почему вы развелись?», «Почему вы до сих пор не родили?» — эти вопросы не уместны в рекрутинге. Более того, они могут затрагивать чувствительные темы, обижать человека.

Отвечать негативом на негатив. Кандидаты разные: могут и нагрубить, и добавить в чёрный список. Важно не реагировать на это, сохранять нейтральный или положительный настрой.

Совет эксперта

Ульяна Григоренко

Рекрутер — это профессия, в которой с самого начала понятен карьерный трек. Можно выстроить перспективу на ближайшие несколько лет. Сначала работать как сорсер — просто искать подходящие резюме. Затем перейти в рекрутинг — анализировать рынок, проводить собеседования с кандидатами. Дальше можно развиваться в HR — заниматься действующими сотрудниками или HR-брендом компании. И так дорасти до HR-директора.

Прокачивать свои навыки можно с помощью онлайн-курсов, как у Практикума. Я сама проходила эту учебную программу и знаю, что она даёт все необходимые знания для развития в профессии. Можно изучать профильные Телеграм-каналы, смотреть выступления спикеров на HR-конференциях, читать литературу. Моя любимая книга — «Кто» Джеффа Смарта и Рэнди Стрита. Интересно описывает сложные кейсы о том, как проходит процесс рекрутинга на американском рынке.

Статью подготовили:
Ульяна Григоренко
Яндекс Практикум
Руководитель группы массового найма
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Nov 12 2024 13:03:53 GMT+0300 (Moscow Standard Time)