Менеджмент • 15 августа 2024 • 5 мин чтения

Рекрутинг: что это, этапы и инструменты

Рекрутеры находят лучших кандидатов на рынке труда и привлекают их в компанию. Рассказываем, какие инструменты и методы они используют и какие ошибки могут совершать.

Что такое рекрутинг

Рекрутинг — это процесс поиска и подбора персонала для компании. В нём участвуют две стороны: работодатель и соискатель. Работодатель ищет подходящего кандидата на вакансию, а соискатель — работу. Рекрутинг — важный этап в развитии любой компании. Ведь от того, насколько качественно подобраны сотрудники, зависит успех бизнеса.

Поиском персонала занимаются рекрутеры. Они проводят собеседования, проверяют резюме и тестируют кандидатов.

Ульяна Григоренко, руководитель группы массового найма в Яндекс Практикуме
Рекрутер — это чаще всего первый человек, который встречается с кандидатом. Он выступает лицом компании, от него зависит первое впечатление соискателя о команде.

Задачи и необходимые навыки рекрутера зависят от сферы, в которой он работает. Как и где искать IT-специалистов, можно узнать на курсе «IT-рекрутер». Студенты учатся проводить собеседования и общаться с заказчиком, а также проверяют свои знания на вебинарах.

Получите профессию IT-рекрутера за 3 месяца
Разберётесь в сфере IT, научитесь общаться с заказчиками и искать специалистов, которых нет на HH, получите помощь с поиском работы.

Виды и задачи рекрутинга

Существует несколько видов рекрутинга. Они различаются по способам поиска кандидатов и по тому, какого уровня специалисты нужны.

Например, есть внутренний и внешний рекрутинг. В первом случае компания ищет кандидатов на вакансии среди своих сотрудников, во втором — идёт на рынок труда и там привлекает специалистов.

Бывает тёплый рекрутинг — когда кандидат сам откликается на вакансию, и холодный — когда рекрутер приходит к кандидату и предлагает ему работу.

Ещё рекрутинг может быть массовым — для поиска людей на работу, не требующую особой квалификации, и узконаправленным — для поиска редких специалистов. Сюда, например, можно отнести технологию найма топ-менеджеров Executive search.

Основная задача рекрутера — найти самого подходящего на вакансию специалиста. Для этого он:

Определяет потребности нанимающего менеджера. Выясняет, какие позиции необходимо закрыть и какие навыки и опыт требуются для каждой из них.

Ищет и привлекает кандидатов. Задача рекрутинга — подбор специалистов, которые лучше всего подходят под запросы менеджера.

Проводит собеседования. Рекрутеры встречаются с отобранными кандидатами и оценивают, соответствуют ли те требованиям вакансии, будет ли им комфортно в коллективе и атмосфере компании.

Предлагает работу. Рекрутеры представляют кандидатов нанимающему менеджеру и составляют офер.

В некоторых компаниях рекрутер может брать на себя задачи HR-менеджера. Здесь, например, специалисту предстоит заниматься онбордингом новых сотрудников. Источник: hh.ru

Процесс и этапы рекрутинга

Процесс рекрутинга состоит из нескольких этапов. Разберём подробно каждый из них.

1. Оформление заявки от нанимающего менеджера. Нужно подготовить описание вакансии, тестовое задание и портрет кандидата. Чем лучше нанимающий менеджер знает, кто ему нужен, тем проще рекрутеру найти специалиста.

Ульяна Григоренко
Вакансия строится из четырёх блоков. Первый — это вводное слово о компании, позиции. Второй — задачи, которые будет выполнять специалист. Третий — навыки, которые необходимы. Четвёртый — какие условия компания предлагает кандидату. Важно в самом начале чётко проговорить с нанимающим менеджером, чем именно будет заниматься новый человек в команде.

2. Анализ рынка. Если вакансия новая для компании, сначала необходимо изучить рынок кандидатов: посмотреть, много ли специалистов, какую зарплату они просят, где их искать.

Ульяна Григоренко
Бывают ситуации, когда нанимающий менеджер не знает реальной картины на рынке труда. Он хочет универсального специалиста, но готов платить ему максимум 50 тыс. рублей. Анализ рынка в таких ситуациях спасает. Можно принести менеджеру исследование, показать цифры, графики и сказать: «Да, такие специалисты есть, но они просят зарплату в два раза больше. Готовы ли мы повысить ставку?» Это также помогает выстраивать доверительные отношения с руководителями, ведь мы подкрепляем свою экспертизу аналитикой.

3. Выбор каналов поиска. От сферы деятельности специалиста зависят и места, в которых он может искать работу. Например, разработчики обитают на «Хабре» и LinkedIn, менеджеры по продажам, линейный персонал — на HeadHunter. А некоторые кандидаты, например топ-менеджеры, вообще не выкладывают резюме, и искать их нужно на конференциях и корпоративных мероприятиях.

4. Скрининг резюме. В процесс рекрутинга входит изучение резюме: нужно подобрать наиболее подходящие и связаться с кандидатами.

5. Собеседование кандидата с рекрутером. Задача — проверить soft skills специалиста, то есть его гибкие навыки. Понять, сможет ли он влиться в команду и выстроить отношения с коллегами.

6. Тестовое задание или техническое собеседование. Чтобы проверить профессиональные знания кандидата и понять, сможет ли он выполнять рабочие задачи.

Ульяна Григоренко
Важно договариваться о дедлайнах. Я всегда в процессе рекрутинга прошу кандидата обозначить дату сдачи тестового задания. И наоборот, когда мы получаем выполненное задание, говорим специалисту, в какой день вернёмся с решением. Почему это важно? Мы стараемся работать на качество, но здесь скорость тоже играет большую роль. Временные коммиты держат нас в рамках. Кроме того, это показатель бренда. Кандидат видит, что мы ответственные, не пропадаем и сдерживаем обещания по поводу обратной связи.

7. Финальное собеседование с нанимающим менеджером. Когда рекрутер получает тестовое задание, он передаёт его менеджеру. Менеджер оценивает результат и говорит, стоит нанимать специалиста или нет. На финальном собеседовании кандидат и его будущий руководитель ещё раз обсуждают условия работы и задачи.

8. Оформление кандидата на работу. Специалисту высылают офер и помогают адаптироваться в компании.