Рекрутинг: что это, этапы и инструменты
Рекрутинг: что это, этапы и инструменты
Рекрутеры находят лучших кандидатов на рынке труда и привлекают их в компанию. Рассказываем, какие инструменты и методы они используют и какие ошибки могут совершать.
Рекрутинг — это процесс поиска и подбора персонала для компании. В нём участвуют две стороны: работодатель и соискатель. Работодатель ищет подходящего кандидата на вакансию, а соискатель — работу. Рекрутинг — важный этап в развитии любой компании. Ведь от того, насколько качественно подобраны сотрудники, зависит успех бизнеса.
Поиском персонала занимаются рекрутеры. Они проводят собеседования, проверяют резюме и тестируют кандидатов.
Задачи и необходимые навыки рекрутера зависят от сферы, в которой он работает. Как и где искать IT-специалистов, можно узнать на курсе «IT-рекрутер». Студенты учатся проводить собеседования и общаться с заказчиком, а также проверяют свои знания на вебинарах.
Существует несколько видов рекрутинга. Они различаются по способам поиска кандидатов и по тому, какого уровня специалисты нужны.
Например, есть внутренний и внешний рекрутинг. В первом случае компания ищет кандидатов на вакансии среди своих сотрудников, во втором — идёт на рынок труда и там привлекает специалистов.
Бывает тёплый рекрутинг — когда кандидат сам откликается на вакансию, и холодный — когда рекрутер приходит к кандидату и предлагает ему работу.
Ещё рекрутинг может быть массовым — для поиска людей на работу, не требующую особой квалификации, и узконаправленным — для поиска редких специалистов. Сюда, например, можно отнести технологию найма топ-менеджеров Executive search.
Основная задача рекрутера — найти самого подходящего на вакансию специалиста. Для этого он:
● Определяет потребности нанимающего менеджера. Выясняет, какие позиции необходимо закрыть и какие навыки и опыт требуются для каждой из них.
● Ищет и привлекает кандидатов. Задача рекрутинга — подбор специалистов, которые лучше всего подходят под запросы менеджера.
● Проводит собеседования. Рекрутеры встречаются с отобранными кандидатами и оценивают, соответствуют ли те требованиям вакансии, будет ли им комфортно в коллективе и атмосфере компании.
● Предлагает работу. Рекрутеры представляют кандидатов нанимающему менеджеру и составляют офер.
В некоторых компаниях рекрутер может брать на себя задачи HR-менеджера. Здесь, например, специалисту предстоит заниматься онбордингом новых сотрудников. Источник: hh.ru
Процесс рекрутинга состоит из нескольких этапов. Разберём подробно каждый из них.
1. Оформление заявки от нанимающего менеджера. Нужно подготовить описание вакансии, тестовое задание и портрет кандидата. Чем лучше нанимающий менеджер знает, кто ему нужен, тем проще рекрутеру найти специалиста.
2. Анализ рынка. Если вакансия новая для компании, сначала необходимо изучить рынок кандидатов: посмотреть, много ли специалистов, какую зарплату они просят, где их искать.
3. Выбор каналов поиска. От сферы деятельности специалиста зависят и места, в которых он может искать работу. Например, разработчики обитают на «Хабре» и LinkedIn, менеджеры по продажам, линейный персонал — на HeadHunter. А некоторые кандидаты, например топ-менеджеры, вообще не выкладывают резюме, и искать их нужно на конференциях и корпоративных мероприятиях.
4. Скрининг резюме. В процесс рекрутинга входит изучение резюме: нужно подобрать наиболее подходящие и связаться с кандидатами.
5. Собеседование кандидата с рекрутером. Задача — проверить soft skills специалиста, то есть его гибкие навыки. Понять, сможет ли он влиться в команду и выстроить отношения с коллегами.
6. Тестовое задание или техническое собеседование. Чтобы проверить профессиональные знания кандидата и понять, сможет ли он выполнять рабочие задачи.
7. Финальное собеседование с нанимающим менеджером. Когда рекрутер получает тестовое задание, он передаёт его менеджеру. Менеджер оценивает результат и говорит, стоит нанимать специалиста или нет. На финальном собеседовании кандидат и его будущий руководитель ещё раз обсуждают условия работы и задачи.
8. Оформление кандидата на работу. Специалисту высылают офер и помогают адаптироваться в компании.