Самопрезентация (от англ. self-presentation) — это процесс, а иногда и конечный результат того, как человек представляет себя другим людям. Цель самопрезентации — акцентировать внимание на качествах, которые формируют первое впечатление у окружающих.
Самопрезентация может быть в формате резюме, портфолио, интервью или питча — короткого представления навыков. Даже соцсети — это инструмент для построения определённой репутации или имиджа: на личной странице можно делиться фото и заметками из путешествий и тем самым завоевать среди друзей статус тревел-эксперта. А на ресурсах для поиска работы можно указать собственные навыки и компании, с которыми удалось поработать, а также — загрузить рекомендательные письма, и благодаря этим действиям получить желаемый оффер.
Самопрезентация выполняет две главные задачи:
1. Подсветить сильные стороны ― указать достижения и качества. Даже если, начинающий дизайнер не может похвастаться работой с крупными брендами, но владеет такими гибкими навыками, как насмотренность и умение договариваться, о них стоит упомянуть в самопрезентации на собеседовании.
2. Установить связь с компанией. Для этого нужно обозначить, чем именно специалист будет полезен и как поможет коллегам решить текущие задачи. Если разработчик в сопроводительном письме укажет, что изучил несколько проектов компании и придумал, как можно улучшить код, его письмо выделится среди сотен других.
Чаще всего специалисты обращаются к двум стратегиям самопрезентации:
«Меня зовут Нелли Лакосина, в сфере HR работаю более 13 лет. Начинала как специалист в больших корпорациях и прошла путь до руководителя подразделения из 39 человек. Есть опыт сотрудничества с федеральными и международными компаниями. Например, работала во французской организации, которая переходила на самоуправление, — там я попробовала себя в качестве проджект-менеджера в области HR. Последние 5 лет работаю в IT-сфере, в стартапах и растущих организациях. Также я ментор на курсе управления командой Яндекс Практикума».
Эту информацию можно представить как сопроводительное письмо или питч на собеседовании.
Структура письма может быть такой:
1. Приветствие, соответствующее культуре компании.
2. Цель — зачем человек пишет это письмо.
3. Мотивация — почему он претендует на эту должность.
4. Ценность специалиста для компании и факты, которые это подтверждают.
В разделе «Task» можно привести пример схожей проблемы, которую специалист уже решал на прошлой работе. Если оформить кейс по этой схеме, кандидат легко докажет, что справится с релевантной задачей в новом проекте. Например, он уже выстраивал все процессы с нуля и автоматизировал работу подразделения:
S — он описывает ситуацию, в которой находилась команда, когда он пришёл в неё работать;
T — определяет приоритетную задачу — например, нужно автоматизировать рекрутмент;
A — составляет критерии подходящей системы рекрутмента, анализирует рынок этих систем, встречается со всеми представителями, определяет сильные и слабые стороны каждой системы для рекрутмента, определяет, какая из них подходит в наибольшей степени для выделенных критериев, согласовывает приобретение с руководством и устанавливает ее;
R — в результате вакансии закрываются быстрее, внутренние заказчики довольны.
Питч (от англ. pitch — «бросок» или «подача») — короткая презентация на 1—5 минут, которая строится в формате сторителлинга. Есть путь героя, и нужно рассказать, из каких этапов он состоит, — где в рамках этого пути находится человек, через какие препятствия ему удалось пройти, за счёт чего он достиг успехов, кто ему в этом помогал, какими будут дальнейшие шаги. В питчинге важно поддерживать идею, что эйчар не знает кандидата и у него очень мало времени, чтобы понять, в чём его преимущества.
Например, разработчику важно не допустить No-code, потому что ему интересно развиваться в области архитектуры. В питчинге он может подчеркнуть, что это входит в его ценности.
Отклики на работу переполнены шаблонными фразами вроде «доброго времени суток», «стрессоустойчивость», «перфекционист». Кандидаты указывают в своих преимуществах способность хорошо управлять своим временем, в то время как людей, действительно владеющих навыком тайм-менджмента, — очень мало. Лучше не гнаться за популярными фразами, а отыскать что-то индивидуальное, например человек умеет быстро наладить контакт с разными людьми, — стоит сказать об этом и подтвердить примерами при презентации себя.
Вот самые распространённые ошибки при профессиональной самопрезентации:
❌Использовать один и тот же шаблон. В различных обстоятельствах требуется применять разные стратегии: самопрезентация перед работодателем — это одно, перед друзьями — другое, перед партнёром — третье. В зависимости от особенностей каждой конкретной ситуации важно тщательно обдумывать речь, поведение и информацию, которую нужно преподнести.
❌Не понимать цели самопрезентации. Без определённой цели речь и действия лишены смысла, так как не имеют чётко заданного вектора. Такой подход может привести к неуклюжим движениям, неудобным паузам и нервозности. Собеседникам неприятно слушать человека, чьи мысли никуда не ведут. Чтобы избежать этого, нужно чётко понимать — каких результатов хочется достичь в ходе самопрезентации.
❌Приукрашивать информацию. Важно, чтобы всё, что специалист рассказывает о себе, отражало реальное положение вещей. Если у начинающего разработчика пока нет опыта работы с React — не нужно добавлять вымышленные детали, как однажды он работал с этой библиотекой на несуществующем проекте. В итоге обман всё равно раскроется. Джуниор нужен для простых задач, он может взять на себя тот пласт работы, который мидл или синьор уже делать не будет. Важно помнить об этой ценности и не стараться понравиться, прикрываясь несуществующими успехами. Если осознавать реальные достоинства, то можно умело их подчёркивать и презентовать себя в портфолио.
Стиль коммуникации должен соответствовать культуре компании. Если в организации все на «ты», обращаться на «вы» к новым сотрудникам коллегам, скорее всего, будет некомфортно. Есть несколько основных рекомендаций, как сделать самопрезентацию правильно:
✅ Быть дружелюбным. Уверенный человек принимает и себя, и другого. Заносчивый — строит рассказ о себе из позиции, чего он не хочет и как не должно быть. Критика организации и обещание «починить всё», как только его возьмут на работу, только оттолкнёт эйчара или руководителя. Также вредно уходить в «нижнюю» позицию: сильно преуменьшать личную значимость и чрезмерно восхищаться компанией.
✅ Следить за темпом разговора. Если собеседник говорит быстро, нужно подстраиваться, иначе неспешный ход разговора может утомить слушателей. Часто время на презентацию ограничено и от того, как презентующему удастся «упаковать» смыслы в пять минут беседы, зависит его успех. Важно слышать вопрос и отвечать чётко, по существу. Если реплика звучит двояко, то лучше сразу уточнить, что именно имел в виду автор, — никто не обязан понимать без слов.
✅ Соблюдать визуальные приличия. На офлайн-встречах приветствуется зрительный контакт с аудиторией. Если его избегать, аудитории может показаться, что спикер не уверен в себе или что-то скрывает. На созвонах лучше всегда включать видео и заранее заботиться, чтобы в кадре было меньше шумов. Если в квартире нет белых стен и полноценного рабочего места, выручат фоновые заставки, с их помощью можно спрятать от собеседников отвлекающие предметы. Чтобы потренироваться говорить убедительно на камеру, достаточно выделить свой визуальный блок и понаблюдать за мимикой и жестикуляцией. Это простой способ узнать, каким человека видят другие люди.
Читать также: