Диаграммы последовательности — простой способ управления процессами для аналитиков
текст
Диаграммы последовательности — простой способ управления процессами для аналитиков
Диаграммы последовательности показывают, как взаимодействуют различные объекты системы. Рассказываем, как читать такие диаграммы и как построить свою.
Диаграмма последовательности — sequence diagram — это наглядное представление совокупности разных элементов модели системы, изображение того, как и в каком порядке они взаимодействуют.
Диаграммы подробно описывают, как выполняются разные операции. При этом — исходя из слова «последовательность» — такие диаграммы показывают временной порядок или хронологию: то, когда, как и в какой очереди передаются сообщения.
Диаграмма последовательности банковского сценария: снятие наличных. Источник: Studfiles
Диаграмма на иллюстрации выше показывает, как происходит процесс снятия денег с банковской карты: человек вставляет карту в устройство для чтения, оно считывает её номер, информация отображается на экране, устройство запрашивает код. После его проверки идёт последовательность выполнения транзакции, деньги снимаются со счёта и выдаются клиенту.
Главная информация для аналитиков данных здесь — сама последовательность, или поток действий. Диаграммы удобно использовать при проектировании или проверке архитектуры, логики системы или интерфейса.
Научиться работать с диаграммами последовательности можно на курсе для системных аналитиков. Студенты 9 месяцев изучают рабочие инструменты для анализа, структурируют знания, развивают хард- и софтскилы, которые пригодятся в работе.
Шесть основных видов объектов, из которых состоят диаграммы:
1. Объект. Объекты системы в таких диаграммах всегда представлены прямоугольниками с именами внутри. В прямоугольнике помимо названия объекта указывают его класс. Обе эти части разделяются двоеточием.
Диаграмма последовательности игры в покер. Источник: Online.visual-paradigm.com
Часто название класса или объекта опускают. Если указан только класс, перед ним стоит двоеточие. По принципу построения для более чёткой и понятной диаграммы стоит помещать объекты с более частым взаимодействием ближе друг к другу, а тот объект, который инициализирует активность, — Actor — в левый угол.
2. Линия жизни — Life Line. Временная шкала в диаграмме последовательности идёт сверху вниз. У каждого объекта своя пунктирная линия, их ещё называют линиями жизни, которые обозначают последовательности действий объектов и не пересекаются.
3. Фрагмент выполнения или активация — Activation Bar. Узкий прямоугольник на линии жизни, который показывает начало и завершение действия с участием объекта, его активизации во времени. В начале примера с банковским сценарием клиент предоставляет карточку для чтения, а устройство считывает её номер, причём наглядно можно понять, что эти действия начинаются одновременно, но одно из них заканчивается раньше.
4. Сообщение — Message. Стрелка, которая показывает взаимодействие между разными объектами в момент, когда они посылают сообщения друг другу. Стрелки помогают понять не только смысл взаимодействия, но и то, кто его начал и по отношению к кому. Сообщения могут говорить также о создании или уничтожении участников последовательности.
Если стрелка закрашена, то активация происходит синхронно. Асинхронное сообщение говорит о том, что отправитель сигнала передаёт ход получателю, чтобы тот произвёл некое действие.
Пунктирная стрелка — это возвратное или ответное сообщение. Она говорит о том, что получатель обработал предыдущее сообщение и передаёт ход обратно отправителю. Этот элемент не всегда появляется в диаграммах последовательности, так как автоматически подразумевается при синхронном сообщении. Если минимизировать возвратные сообщения, диаграмма получится более лаконичной.
5. Уничтожение объекта. Знак уничтожения объекта показывает конец его линии жизни в этом взаимодействии — момент, когда объект перестаёт иметь значение в последовательности. Он обозначается диагональным крестом, как, например, на следующей диаграмме.
Диаграмма последовательности обслуживания в ресторане. Источник: Wikipedia
6. Примечание — Note. Это комментарий с информацией для разработчика или аналитика, который можно прикрепить к элементу.
Примечание в диаграмме последовательности — выделено жёлтым. Источник: Yo.yonote.ru
Сначала нужно расписать последовательность действий. Например, упрощённый процесс построения диаграммы последовательности создания онлайн-заказа будет выглядеть так:
☑ Покупатель вводит в систему данные заказа.
☑ Система получает их, обрабатывает и создаёт заказ.
☑ Получателю приходит уведомление о создании заказа.
В последовательности участвуют два объекта: Пользователь и Система. На каждом этапе взаимодействия можно заранее прописать, какими сообщениями они будут обмениваться:
1. Создаём объекты Покупателя и Системы — это можно сделать в бесплатном сервисе по построению диаграмм.
2. Создаём сообщение о вводе данных заказа.
3. Система создаёт заказ.
4. Система отправляет покупателю возвратное сообщение о том, что всё сделано.
По такому же принципу создаются и более сложные диаграммы последовательности. Самые частые ошибки при построении таких диаграмм:
● Большое количество деталей. Лучше не загромождать диаграмму лишними мелкими действиями — это затруднит её чтение.
● Элементы диаграммы меняются вместе с развитием инструмента, и некоторые из них раньше выглядели по-другому. Для того, чтобы диаграмма была всем понятна, нужно, чтобы данные на ней были актуальными.
● Диаграммы не соответствуют интерфейсу или архитектуре проекта. Следует проверять их, чтобы вовремя заменить или усовершенствовать.
● Следует всё проверять при создании диаграммы последовательности: любые, даже самые мелкие изменения означают, что придётся двигать все элементы, — это трата времени.
Последовательность создания учётной записи в библиотеке. Источник: Creately.com
Работа банкомата. Источник: Online.visual-paradigm.com
Ответ фитнес-тренера на заявку клиента. Источник: Worldskills.ru
Процесс создания и подписания заявки. Источник: Livejournal.com
Читать также: