Маркетинг  •  30 марта  2023  •  5 мин чтения

Сервисы аналитики для маркетплейсов: зачем нужны и какой выбрать

Разбираемся, как сервисы аналитики маркетплейсов помогают управлять продажами и какой из них выбрать начинающему и профессиональному специалисту.

Зачем нужны сервисы аналитики маркетплейсов

Главное отличие маркетплейса от интернет-магазина — количество продавцов, или селлеров (от англ. to sell — «продавать»). В интернет-магазине продавец один, на маркетплейсе их могут быть сотни.
Категории селлеров на маркетплейсах по данным опроса 2022 года: доля производителей меньше 40%

Маркетплейс упрощает предпринимателям и производителям выход на рынок: разрабатывает сайт и мобильное приложение, отвечает за склад и логистику, продвигает товары и делится базовой аналитикой по продажам.

Прежде чем начать продавать свои товары на маркетплейсе, селлеру нужно изучить конкурентов, спрос и предложение. Чтобы узнать максимальную и минимальную стоимость товара, лидеров ниши, динамику продаж и сезонность для конкретных позиций, потребуется глубокая аналитика. Собирать эти данные можно с помощью сервисов аналитики маркетплейсов.

Так выглядит личный кабинет в одном из сервисов аналитики: при первом входе новый пользователь сразу видит, какие данные может узнать

Сервисы аналитики помогают начинающим и опытным продавцам:

Выбрать нишу, сократить расходы и избежать ошибок на старте. Аналитика помогает начинающим продавцам понять, есть ли спрос на товар, как действуют конкуренты, сколько продают. Например, селлер хочет продавать коврики для хомячков. Идея кажется интересной, но надо смотреть на конкурентов: если их 3–4 и они продают 6 ковриков за месяц, на товаре вряд ли получится заработать.

У этого товара нет ни одного отзыва и вопроса, несмотря на невысокую цену: стоит задуматься, будет ли он приносить прибыль
Другой пример: предприниматель хочет продавать на маркетплейсе носки. Если конкуренты продают на сотни миллионов рублей, а у него нет такого объёма товара, конкурировать с ними не получится.
Перед выходом на маркетплейс с конкретным товаром или брендом нужно проверить, сколько конкурентов уже присутствуют на площадке и с каким успехом. Судя по количеству поставщиков, некоторые ниши уже перегреты

Продавать больше. С помощью сервисов аналитики опытные продавцы оценивают объём продаж и динамику по выручке, чтобы корректировать свою ценовую политику.

Один из важных инструментов внешней аналитики — детальный анализ конкурентов

Если работать, не используя сервис аналитики маркетплейсов, стоимость ошибки будет высокой. Например, если без анализа ниши и конкурентов начать к лету продавать зелёные купальники, может оказаться, что в этом сезоне они непопулярны, а конкуренты предлагают более ходовые товары. Но этой ситуации можно избежать, если заранее изучить потребности пользователей.

В узком смысле сервис аналитики продаж на маркетплейсах помогает понять важные детали: где и по какой цене продавать товар, что выйдет в топ, а что станет аутсайдером, какую нишу легче занять, где меньше конкуренция и где больше вероятность получить максимальную прибыль.

Если смотреть шире, сервисы аналитики маркетплейсов предоставляют необходимые для принятия управленческих решений данные, помогают успешнее вести бизнес и повышать доход.

Научиться анализировать конкурентов, находить популярные ниши и подбирать позиции помогут наставники курса «Менеджер маркетплейсов». Практика проходит на реальных кейсах, а начать можно с бесплатной вводной части.

Внешняя аналитика

Внешняя аналитика — анализ конкурентов и рынка с помощью данных, полученных из открытых источников, с нескольких площадок и с использованием автоматизированных сервисов. Внешняя аналитика очень важна, когда селлер только заходит на маркетплейс: она поможет правильно выбрать товар, если его ещё нет, узнать, в какой нише легче будет стартовать, где на рынке нехватка товаров, а где — избыток.
Сервис SellerFox позволяет анализировать данные основных маркетплейсов и визуализировать их на одном графике. Это упрощает выбор подходящей для бизнеса торговой площадки

Данные, которые помогает собрать внешняя аналитика:

● популярность ниш, минимум и максимум конкурентов;
● оборот конкурирующих брендов в нише;
● ценовая сегментация и топ продаж;
● объёмы продаж конкретных товаров;
● самые активные и неактивные категории товаров;
● самые быстрорастущие категории;
● лучшие сезонные товары.

Эта и более узкая информация — например, данные по продажам и динамика стоимости конкретного товара — доступна всем без ограничений, но нужно уметь собрать массив данных и проанализировать его.

Анализ товарной карточки на популярном маркетплейсе — пример простейшей внешней аналитики. Можно узнать стоимость товара, оценку покупателей, много или мало его на складах — например, доставка на следующий день говорит о том, что запасов этого товара достаточно
Вручную собрать информацию по сотням карточек на нескольких площадках практически нереально, особенно с учётом постоянных изменений. Частично эти данные представлены в личном кабинете селлера на маркетплейсе, но сервисы аналитики собирают более подробную информацию. Автоматизация позволяет сервису за несколько минут проанализировать тысячи карточек на разных площадках и дать представление о ситуации на рынке.
Поиск товара по артикулу на одном из сервисов аналитики мгновенно выдаёт информацию о количестве запросов, проценте выкупа товара, комиссии маркетплейса и марже

Внутренняя аналитика

Внутренняя аналитика — это набор инструментов, которые позволяют селлерам собирать данные по их товарам и детально анализировать продажи: найти убыточные и прибыльные позиции, вовремя запланировать закупки и поставки. Эту информацию видят только сами продавцы, другим она недоступна.

Внутренняя аналитика более профессиональная, её цель — глубокое изучение своего товара и конкурентов, анализ своих продаж и оптимизация расходов.

Аналитика в личном кабинете селлера на популярном маркетплейсе. На графике можно сравнить показатели за последние две недели. Сразу видно, что происходило с продажами: упали, выросли или остались на том же уровне
Базовая внутренняя аналитика собрана в личном кабинете продавца на площадке: данные о товарах, продажах, выручке и перемещениях поступают напрямую от маркетплейса.
Многие маркетплейсы предоставляют обучающие материалы, которые помогают начинающим предпринимателям стартовать, а опытным продавцам — продвигать товар и увеличивать продажи

Главные задачи внутренней аналитики:

● увеличение продаж и сокращение расходов;
● экономия денег на платном хранении;
● оптимизация товарных запасов;
● экономия времени.

Весомый плюс сервисов в том, что они систематизируют разрозненную информацию. Результаты — графики, отчёты, диаграммы — помогают вести бизнес, в том числе планировать ценообразование и поставки товара, например убирать непопулярные товары и вовремя пополнять запас лидеров продаж.

Данные, которые можно получить с помощью внутренней аналитики:

● статистика продаж;
● позиции товаров;
● количество запущенных позиций;
● детализация товара;
● заказы в разных статусах;
● возвраты;
● распределение остатков по складам;
● география заказов.

Благодаря сервисам внутренней аналитики селлерам проще следить за развитием бизнеса, планировать объёмы продаж и будущие поставки, выявлять топовые и неликвидные товары.

Обзор сервисов аналитики маркетплейсов

Основные инструменты и функции сервисов совпадают, но есть различия в деталях:

● количество маркетплейсов, с которыми работает сервис;
● период сбора информации;
● количество товара, которое способен проанализировать сервис;
● наличие бесплатного тестового периода;
● тарифы;
● дополнительные опции: возможность выгрузить данные в виде графика, чат-бот, расширения для браузера и другие.

Сравним топ сервисов аналитики маркетплейсов.

Один из лучших сервисов: много функций и метрик для сравнения, точная аналитика. Данные представлены с 1 февраля 2020 года.

Маркетплейсы: Wildberries, Ozon.
Бесплатный доступ: месяц, но позволяет отследить только собственные продажи на Wildberries.
Плюсы: есть SEO-оптимизация, инструменты для автоматизированной работы с отзывами и массового изменения наименований карточек, управление рекламными кампаниями и прогнозы искусственного интеллекта, основанные на инструментах big data.
Минусы: меньшее число метрик для Ozon по сравнению с Wildberries. Высокая цена у профессиональных тарифов.
Стоимость: от 4800 ₽ до 80 000 ₽ в месяц.

Прогнозы ИИ доступны только в тарифах «Профессиональный» за 30 000 ₽ в месяц и «Корпоративный» — за 80 000 ₽ в месяц

Лучший бесплатный сервис с простым интерфейсом, идеально подходит для начинающих селлеров. Собирает данные с 2020 года.

Маркетплейсы: Wildberries, Ozon.
Бесплатный доступ: месяц, данные предоставляются только за 30 дней с ограничениями — недоступны анализ по брендам и продавцам, конкурентный анализ по поисковым запросам, финансовая и товарная аналитика и продвижение.
Плюсы: на бесплатном тарифе можно анализировать собственные продажи на Wildberries. На платном тарифе доступна аналитика собственных продаж на Ozon, мониторинг позиций и цен конкурентов, SEO, товарная аналитика.
Минусы: бесплатная версия не работает с Ozon.
Стоимость: тариф «Бизнес» — от 4349 ₽ в месяц, «Премиум» — от 8719 ₽ в месяц.

Расширение для браузера работает в том числе на бесплатном тарифе и позволяет получить сжатые данные о продажах товара сразу на сайте маркетплейса. Подробная статистика показана в личном кабинете сервиса

Бесплатный сервис, собирает данные с 2020 года. Удобен тем, что можно быстро посмотреть количество продаж по товару.

Маркетплейсы: Wildberries, Ozon.
Бесплатный доступ: безлимитный.
Плюсы: можно подключить личный кабинет маркетплейса и посмотреть данные за последние 3–6 месяцев. Есть расширение для браузера и бот с ежедневными сводками по продажам.
Минусы: подходит только для анализа товаров с хорошими продажами — нет информации по позициям с нулевыми или минимальными продажами.
Стоимость: полностью бесплатный сервис.

В подробной сводке можно посмотреть географию продаж и выяснить, где товар продаётся лучше

Профессиональный сервис, который собирает данные с шести маркетплейсов.

Маркетплейсы: Ozon, Wildberries, AliExpress Russia, СберМегаМаркет, Яндекс Маркет и KazanExpress.
Бесплатный доступ: до семи дней.
Плюсы: есть инструменты для SEO-оптимизации, плагин для браузера и аналитика магазина по API.
Минусы: на минимальном тарифе внешняя аналитика доступна только для трёх маркетплейсов из шести. Высокая стоимость.
Стоимость: минимальный тариф — 15 390 ₽ в месяц, Premium — 21 990 ₽, Professional — 98 890 ₽.

По данным сервиса, средний рост выручки селлеров, использующих Moneyplace не менее шести месяцев, составляет 68,4%

Сервис работает с внешней и внутренней аналитикой. Данные для KazanExpress доступны с декабря 2021 года, для остальных маркетплейсов — за последние 365 дней. Частотность сбора данных — до одного раза в час, что гарантирует высокую точность аналитики.

Маркетплейсы: Ozon, Wildberries, AliExpress, СберМегаМаркет, Яндекс Маркет и KazanExpress.
Бесплатный доступ: 1 час, можно продлить до 24 часов, если подключить магазин на Wildberries или Ozon по API.
Плюсы: доступна динамика брендов и продавцов по отдельным площадкам, есть набор готовых пресетов, которые позволяют быстро получить нужную информацию, например нишу с минимумом продавцов или самые продаваемые товары в категории. Много справочной информации на YouTube и в телеграм-канале.
Минусы: минимальный тестовый период.
Стоимость: тариф «Стандарт» на месяц — 6499 ₽, «Корпоративный» — 7999 ₽.

В личном кабинете селлера качественная визуальная составляющая аналитики: много графиков и диаграмм

Совет эксперта

Альберт Ракипов
Новичкам я бы рекомендовал рассмотреть бесплатные сервисы. Любой из них поможет наработать опыт, понять принципы работы и сразу получить результаты в рамках минимального бюджета. Бесплатного тестового периода или подписки на месяц хватит, чтобы понять основы и осознать, удобен ли интерфейс сервиса, подходят ли его логика и дизайн.

Статью подготовили:

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Aug 09 2024 13:02:59 GMT+0300 (Moscow Standard Time)