Стратегия SMM-продвижения — это часть маркетинговой и коммуникационной стратегии компании. Маркетинг использует разные инструменты, чтобы помочь бизнесу достигать своих целей: SMM, таргетированная реклама, PR, event-маркетинг и другие. В случае с SMM (с англ. Social Media Marketing) каналом продвижения выступают социальные сети.
Если маркетинговую стратегию пишут, как правило, на 1–3–5 лет, то стратегию SMM-продвижения обычно разрабатывают на 3–12 месяцев. С одной стороны, потому что социальные сети очень динамичный канал, а с другой — микс инструментов маркетинга регулярно нужно пересматривать и корректировать, чтобы получать максимальные результаты для бизнеса.
SMM-стратегия — это своего рода пошаговая «инструкция» — как использовать социальные сети, ресурсы маркетинга и команду, чтобы добиться нужных показателей (KPI): повысить продажи или узнаваемость, привлечь новую аудиторию или увеличить лояльность той, что уже есть. Такой план разрабатывают, когда решают запустить коммуникацию в соцсетях или скорректировать текущую стратегию под новые вводные, цели и задачи.
Например, интернет-магазин цветов хочет, чтобы о нём узнало как можно больше людей, а посетители сайта чаще делали заказы. Тогда нужна SMM-стратегия, которая:
1 – Стратегический: что вы будете делать в ближайший квартал или год и как это приблизит вас к нужному для бизнеса результату.
2 – Тактический: как этот конкретный пост в рамках месячного контент-плана поможет повысить продажи, узнаваемость или лояльность.
3 – Организационный: чтобы «сверить часы» и понять, совпадают ли руководитель и команда в своём понимании целей и задач.
Созданием SMM-стратегии занимаются штатные или сторонние специалисты по SMM-продвижению — если компания обращается в агентство и поручает ему все коммуникации в соцсетях.
При этом важно, есть ли у компании маркетинговая стратегия: если да, то стратегия для соцсетей должна стать её продолжением. Стратегию не стоит путать с контент-планом, где прописывают все посты с графиком выхода на каждой площадке. В отличие от контент-плана, стратегия задаёт главный вектор и содержит лишь отдельные примеры по каждой коммуникации.
Пример готовой стратегии в виде презентации
Можно получить эти данные из внутренней аналитики или провести исследование самостоятельно. При этом важно разделить аудиторию на сегменты и понять, что интересно каждому из них. А ещё — выловить ценные инсайты, то есть неожиданные детали и модели поведения, которые не лежат на поверхности. Всё это нужно, чтобы понимать, как, для кого, на каких площадках и в каких форматах размещать контент и как общаться с аудиторией — не только в постах, но и в комментариях.
Например, вы выяснили, что главная аудитория вашего магазина цветов в соцсетях — это женщины города Н от 20 до 45 лет, которым нравятся красивые композиции и сочетания красок. Но покупки чаще совершают мужчины, которым важны цена, удобная доставка, а ещё — чтобы цветы стояли как можно дольше. Один из вариантов стратегии — придумать, как с помощью SMM побудить женщин чаще делиться постами, на которые обратят внимание их мужчины-подписчики.
Чтобы правильно сформулировать цели, вам пригодятся данные, которые вы получили на этапе исследования. Иначе будет сложно определить, в каком направлении идти. Возможно, на этом этапе планирования вы поймёте, что с вашей аудиторией и для ваших задач больше подходят не соцсети, а другие каналы маркетинга. Но гораздо лучше рассказать об этом заказчику сразу, чем потом, спустя месяцы работы и впустую потраченный бюджет.
Задачи SMM-стратегии — это то, как вы будете достигать целей на практике. Они также вытекают из целей бизнеса. Например: привлекать на мероприятия с помощью афиши в соцсетях, сформировать вокруг бренда лояльное сообщество или собрать онлайн-каталоги для товаров и продавать по ним. От этого будет зависеть, какие площадки и форматы вы выберете и как будете общаться с подписчиками в социальных сетях.
В случае с нашим интернет-магазином цветов задачи могут быть такие:
Для интернет-магазина цветов, опираясь на задачи, KPI можно выбрать такие:
Иногда KPI бывает сложно оцифровать — например, если нужно повысить узнаваемость бренда или лояльность аудитории. В этом случае на помощь приходят маркетинговые исследования и опросы среди подписчиков — перед разработкой и в конце срока SMM-стратегии.
Например, мы узнали, что многих подписчиц магазина цветов огорчает, что им дарят одни и те же букеты на все праздники. Чтобы это исправить, можно придумать серию постов с картинками-мемами, где объяснить, что и по каким поводам лучше дарить. К этому можно привязать конкурс репостов, чтобы дамы, с одной стороны, рассказали своим потенциальным дарителям о своих предпочтениях, с другой — увеличили охват соцсетей за счёт своих подписчиков.
Когда вы поймёте, какие темы и форматы подходят лучше всего, некоторые из них можно превратить в постоянные рубрики. Например, выкладывать фото и видео о каждом из сотрудников или делать обзоры новых поставок цветов. Рубрики могут быть еженедельными или реже. Так вы подогреете интерес аудитории и приучите её регулярно просматривать посты.
Пример контент-плана с темами и форматами постов
С точки зрения задач контент может быть:
Вот форматы контента, который используют в соцсетях:
Только после этого, в самом финале составления стратегии для социальных сетей, приступают к разработке медиаплана — с распределением затрат и с прогнозными показателями.
Пример медиаплана на 2 месяца
Иногда дополнительно оценивают ROI (англ. Return on Investment) — то есть отдачу от средств, вложенных в SMM-продвижение в рамках этой стратегии. Такое возможно, когда пользователи из соцсетей размещают заказы и конверсия сайта растёт.
Второй случай, когда меняют стратегию, — это изменение вводных от бизнеса или маркетинга. Например, у компании поменялось название или позиционирование, сменилось направление или появился новый продукт. В этом случае всю стратегию нужно переделывать с нуля.
SMM — это не про лайки и постинг котиков. Его главная цель — приносить бизнесу пользу: деньги, лояльность и репутацию. SMM-стратегия помогает сохранить этот фокус.