Технологии современного менеджмента
Технологии современного менеджмента
Рассказываем, чем отличаются мягкие и жёсткие модели управления проектами, что такое Scrumban и на какие тренды стоит ориентироваться.
Технологии современного менеджмента — это совокупность методов, инструментов и процессов, которые помогают менеджерам планировать, организовывать и контролировать деятельность команды, а также мотивировать её для достижения бизнес-целей.
Технологии управления сегодня принято разделять на две большие группы.
● Жёсткие технологии имеют более строгую структуру и условно нерушимую последовательность этапов. Исторически именно они были первыми. В первую очередь это планирование и выстраивание работы по методу Waterfall, который подразумевает каскадный способ разработки.
● Мягкие технологии — все технологии из семейства Agile. Их главные свойства — динамичность и способность быстро адаптироваться к изменениям, то есть успевать за требованиями быстро меняющегося мира и быть конкурентоспособными. Также гибкость помогает наращивать скорость разработки, повышать совместность и ставить в приоритет интересы бизнеса.
По сравнению с Waterfall Agile — более человекоцентричная технология, люди и взаимодействие в целом здесь важнее процесса. Такой подход позволяет сотрудникам ощущать собственную ценность.
Многие компании используют комбинированный метод управления. Но в настоящее время наблюдается тренд на развитие мягких методов и постепенный отход на второй план жёстких методов. Вероятно, в дальнейшем расклад не изменится: мягкие методы в связи с потребностью в быстром реагировании на изменения будут распространяться всё больше.
Руководитель команды разработки должен знать разные методы управления и применять их в зависимости от цели и сроков проекта, а ещё — уметь делегировать задачи, улучшать процессы и мотивировать сотрудников. Этим и другим навыкам учим на курсе «Управление командой разработки»: в фокусе реальный опыт авторов программы и рабочие ситуации.
Каскадный метод разработки ПО, когда каждый последующий этап начинают только после завершения предыдущего. Все этапы имеют определённые жёсткие сроки, загрузка команды чётко прописана, бюджет понятен — система работы полностью прозрачна, управляема и предсказуема.
Например, сначала идут аналитика, проектирование, разработка, тестирование, интеграция и потом уже поддержка.
Но у метода Waterfall есть существенный минус: при задержке одного этапа сроки по всем последующим также сдвигаются. Команда теряет гибкость и способность быстро адаптироваться к изменениям. Поправить что-то на ходу или добавить новую задачу сложно: либо вообще ничего не меняется в проекте до тех пор, пока не сделано всё запланированное, либо изменения приводят к хаосу, и следующая часть проекта становится малоуправляемой.
В такой парадигме сложно вести параллельно много проектов и трудно сделать что-то сверх запланированного — например, начать задачу, затем отдать её следующей команде или заказчику на ревью, а пока сделать что-то другое.
Scrum — гибкая технология, которая базируется на определённых и чётко разбитых по времени ритуалах. Фреймворк подразумевает работу короткими циклами, или спринтами, например в одну-две недели. Каждый спринт начинается с планирования и завершается анализом результата. Scrum помогает командам придерживаться бизнес-цели и эффективно выполнять работу.
Важные ритуалы работы по Scrum — регулярные встречи команды на дейли, демо и ретроспективах. Такая ритмичность обеспечивает команде разработки определённость и в то же время гибкость. Метод Scrum оптимален для небольших команд примерно до десяти человек.
Основная идея этой методологии заключается в визуализации имеющихся задач. Обязательный атрибут работы по Kanban — Kanban-доска, где зафиксированы все процессы, задачи и их этапы. Соответственно, у каждого участника команды есть чёткое понимание, что мы сейчас делаем и что уже сделано. Строго определённого процесса нет, но при этом руководитель понимает и может предсказать загрузку сотрудников и план будущих работ.
Это соединение методов Scrum и Kanban. Такой гибридный формат объединяет всё лучшее: с одной стороны, появляются спринты, а с другой — в этих спринтах есть визуализация задач.
Условно говоря, команда работает по Scrum и у неё ещё есть Kanban-доска.
Scrumban — это технология, которая помогает дробить задачи на более мелкие, визуализировать их и при этом успешно укладываться в обозначенные сроки проекта.
Это технология, которая подразумевает работу с очень сжатыми сроками и короткими циклами. Обычно её используют в небольших командах и на очень динамичных проектах. Суть кроется в работе очень мелкими итерациями. Условно говоря, мы не ждём релиза всего проекта через 3 месяца, а берём узкий фокус или маленькую фичу и за пару дней их реализуем.
Сам термин «экстремальное программирование» не связан с обязательным стрессом для команды, а подразумевает исключительно определённый способ взаимодействия команды и сжатые сроки итераций.
Такое дробление не стоит использовать как постоянный режим работы команды. Полезнее подключать экстремальное программирование только в исключительных случаях. Например, когда команда не успевает в срок сделать релиз и приходится на последнем этапе работы — за три дня до окончания проекта — подключать экстремальное программирование.
Когда руководитель выбирает ту или иную технологию управления проектом и командой, важно смотреть на несколько моментов. В первую очередь в фокус должны попадать задачи: под разные задачи стоит подбирать разные технологии управления. Здесь нужно понимать, оптимально ли мы их решаем. Для этого можно ввести, например, KPI проекта или провести анализ затрат и выгод. Это поможет понять, закрывает ли этот способ управления потребности команды, приносит ли он пользу. Например, выиграли ли мы в сроках, применив новую технологию управления, удалось ли сэкономить ресурсы, чтобы перенаправить их на новый проект, и т. д.
Также руководителю важно общаться с командой, собирать обратную связь и уточнять, стала ли проще и прозрачнее работа по новой методологии. Несколько лет назад многие IT-компании переходили с чистого Waterfall на Agile. Часто бывало, что часть сотрудников сопротивлялась. Преодолеть сопротивление помогали среди прочего опросы команды.
● Тренд на условно мягкое лидерство. Часто его ещё называют «женским» лидерством. Помимо фокуса на создании бизнес-ценностей, оно подразумевает ориентацию на сотрудников и их рост и развитие, в том числе в контексте использования технологий менеджмента.
● Тренд на искусственный интеллект. ИИ проникает повсеместно, и сфера управления командами не исключение. Часть процессов, которые сегодня выполняет руководитель команды, могут быть делегированы искусственному интеллекту — например, написание и рассылка заметок по итогам встречи после встреч команды. В крупных компаниях технологии ИИ помогают руководителю анализировать загрузку команды или подсказывают, кто из сотрудников давно не ходил в отпуск.
AI-технологии используются не только в качестве инструмента для анализа, но и для улучшения существующих в команде процессов. В частности, они помогают формировать и поддерживать в актуальном состоянии базы данных. Технологии проникают в управление, и технологичность управления становится набирающим обороты трендом.
● Тренд на командность. Описанные в статье технологии в большей степени предназначены именно для работы в команде. Постепенно компании отходят от метода Waterfall, когда можно работать одному, последовательно передавая задачи всё дальше и дальше. В настоящее время команды чаще нацелены на коллективную работу. Ещё какое-то время будет сохраняться фокус на команде.
Совет эксперта
Читать также: