Менеджмент • 22 января 2024 • 5 мин чтения

Как нанимают топ-менеджеров: технология Executive search

Будущее бизнеса зависит от решений топ-менеджеров. Технология Executive search помогает тщательно отбирать людей на ответственные позиции. Рассказываем, как она работает.

Что такое технология Executive search

Менеджеры высшего звена, как правило, редко сами ищут работу. Гораздо чаще — рассматривают входящие предложения и выбирают среди них лучшие. Компаниям приходится применять специальные технологии, чтобы привлечь или переманить профессионалов. Одна из таких технологий — Executive search. Её суть в том, чтобы собрать информацию о топ-кандидатах и замотивировать подходящего специалиста перейти в новую компанию.

Елена Соколова, карьерный консультант в менеджменте и IT

Пустующее место топ-менеджера — большая проблема, такой человек принимает ключевые для бизнеса решения. Компании выгодно нанять кандидата, который будет работать долго и эффективно, вольётся в коллектив, сохранит команду и увеличит прибыль. Рисков много — и чтобы их минимизировать, компания обращается к технологии Executive search.

Услуги Executive search чаще всего предоставляют аутсорс-агентства, потому что для подбора топ-кандидата нужен HR-консультант в конкретной сфере — например, в маркетинге или фармацевтике.

Освоить эту и другие технологии поиска кандидатов можно на курсе «HR-менеджер». Под руководством наставников студенты учатся выстраивать HR-процессы и коммуникацию внутри компании, нанимать сотрудников и адаптировать новичков, проводить опросы, собирать и анализировать HR-метрики.

Чем Executive search отличается от хедхантинга

Хедхантинг (от англ. headhunting — охота за головами) — «переманивание» специалиста из одной компании в другую. Хантинг, как прямой поиск или поиск по рекомендациям, может быть инструментом технологии Executive search. Но это дорогостоящая услуга. В среднем, чтобы привлечь кандидата, придётся потратить от 10 до 25% его годового оклада.

Елена Соколова

Хантинг — психологическая игра. Её суть — выявить потребности кандидата, например, чего ему не хватает на текущем месте работы. И с учётом этой информации переманить его в компанию. Часто это игра «в долгую»: нужно познакомиться с топ-менеджером, прислать подарки, несколько раз встретиться с ним на конференциях или деловых обедах — и в удобный момент намекнуть об интересном проекте. Именно намекнуть, хантинг — конфиденциальный процесс. Сотрудник агентства, который общается с кандидатом, может не представляться рекрутером. В исключительных случаях специалист может даже устроиться в компанию потенциального кандидата, чтобы получше его узнать и сблизиться.

Способы поиска топ-кандидатов

Этапы поиска

Когда компания обращается к агентству с запросом на поиск топ-кандидата, порядок действий зависит от специфики отрасли и методов работы рекрутеров. Вот обязательные этапы технологии Executive search:

1. Изучить отрасль, компании и запрос заказчика и при необходимости — скорректировать запрос. В бизнесе могут смешиваться роли, и иногда заказчик ищет не того кандидата, который на самом деле нужен. Например, хочет нанять CEO, но фактически требуется директор по маркетингу. На этом этапе важно объяснить клиенту, как устроен рынок труда в его сфере. После анализа — обсудить детали с заказчиком.

2. Подобрать кандидатов. На этом этапе рекрутер изучает кандидатов, собирает информацию и рекомендации по ним. Результатом будет лонг- или шорт-лист специалистов, которые подходят на должность специалистов. Этот список рекрутер будет обсуждать с заказчиком.

3. Встретиться с кандидатом и предоставить оффер. Рекрутер организует встречи кандидатов с заказчиком, проводит переговоры и предоставляет оффер кандидату.

4. Сопровождать сотрудника в новой компании. Часто агентство отвечает за то, чтобы человек проработал определенный срок, поэтому поддерживает его на разных этапах.

Агентство не только находит кандидата, но и сопровождает его на новом месте работы, помогает влиться в коллектив

Елена Соколова

Всю коммуникацию с кандидатом ведёт представитель агентства. При этом иногда специалисту не говорят, что хотят видеть его на конкретной должности, чтобы он не начал выдвигать свои условия. Это просто знакомство, обсуждение с небольшими вставками невзначай: «Знаешь, есть интересный проект». Рекрутеры оценивают реакцию кандидата, выявляют его запросы. Постепенно подчёркивают бонусы компании. А когда становится ясно, что человек заинтересован, устраивают встречу с работодателем.

Где искать топ-кандидатов

Менеджеры высшего звена редко публикуют свои резюме на сайтах по поиску работы. Такой персонал подбирают с помощью других каналов, это могут быть:

Конференции, бизнес-завтраки. Специалисты C-level — первые лица компании, топ-менеджеры — часто посещают такие мероприятия для нетворкинга или выступают там в качестве экспертов.

Соцсети. Информация из аккаунта специалиста в соцсетях поможет составить первое впечатление о нём. Есть деловые соцсети, которые используют для поиска работы, — например, LinkedIn. В России он доступен с VPN.

Реферальный поиск. Некоторые топ-кандидаты не любят быть на виду и выступать на конференциях. Таких специалистов можно искать по рекомендациям — спрашивать у коллег, клиентов, подрядчиков или партнёров.

Благотворительные мероприятия. Многие топ-менеджеры посещают подобные встречи и помогают благотворительным фондам.

Подкасты, блоги. Часто специалисты высшего звена дают комментарии и интервью блогерам и СМИ, пишут экспертные статьи или снимают ролики на Youtube.

Как общаться с потенциальными кандидатами: 5 лайфхаков

Найти кандидата на должность руководителя непросто, а замотивировать его перейти в компанию и вовсе задачка со звёздочкой. К общению с таким специалистом нужно подготовиться, например:

Заранее узнать о кандидате как можно больше. Часто менеджеры высшего звена — публичные люди, и информация об их карьере, достижениях и даже личной жизни есть в сети.

Подготовить конкретные вопросы. Этот пункт вытекает из предыдущего. Не стоит задавать вопросы общего характера. Лучше сконцентрироваться на темах, которые помогут понять потребности и мотивацию кандидата.

Ценить время кандидата. Чем выше должность специалиста, тем меньше у него времени на дополнительное общение. В разговоре с топ-кандидатом важно соблюдать чёткий тайминг.

Сформировать персонализированный оффер. Заранее выяснить у работодателя, что он готов предложить кандидату, какие могут быть варианты бенефитов — чтобы комбинировать их под запросы конкретного специалиста.

Передавать точную информацию. Если с кандидатом общаются разные люди — а так чаще всего и происходит в Executive search, — все они должны знать полную информацию о нём. Это необходимо, чтобы рекрутеры экономили время специалиста и не задавали ему одни и те же вопросы.

Чем мотивировать менеджеров высшего звена

Прежде чем предлагать кандидату работу, нужно выяснить, что его мотивирует. Во время поиска по технологии Executive search рекрутеры изучают информацию о специалисте и в разговорах с ним задают наводящие вопросы. Существует два уровня мотивации: материальная и нематериальная. Вот несколько примеров каждой.

Материальная мотивация

Зарплата: оклад, бонусы, премии

Оплата питания и переезда — при необходимости

Полис добровольного медицинского страхования

Оплата сеансов психолога, абонемента в спортзал или, например, уроков иностранного языка

Автомобиль с личным водителем

Нематериальная мотивация

Возможность самореализации

Признание, возможность быть спикером компании

Обучение — некоторые компании инвестируют в MBA

Участие в интересных проектах

Адекватная команда и руководство

Масштабные задачи

Свобода в принятии решений

Елена Соколова

Мотивация ― вопрос индивидуальный. На разных жизненных этапах приоритеты меняются. Поэтому рассчитывать на то, что каждого кандидата можно привлечь высоким уровнем дохода, не стоит. Чаще всего речь идёт о комплексе условий, которые включают в себя возможность участвовать в принятии решений на высшем уровне, свободу действий, близость ценностям проекта и не только.

Совет эксперта

Елена Соколова

У специалиста может быть богатый опыт и уникальная экспертиза, но он прежде всего человек со своими интересами и приоритетами. У него также есть опасения, о чём рекрутеры часто забывают. Поэтому стоит предложить ему решение его проблем и тем самым сэкономить его время и усилия.
Статью подготовили:
Эксперт
Яндекс Практикум
Ex-продакт-менеджер, карьерный консультант в менеджменте и IT, автор телеграм-канала «Первый в поиске»
Надежда Низамова
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Jul 31 2024 23:32:29 GMT+0300 (Moscow Standard Time)