Текучесть кадров: что это и как её снизить
Текучесть кадров: что это и как её снизить
Рассказываем о видах и причинах текучести кадров и методах её снижения. А также объясняем, как определить коэффициент текучести персонала и какой показатель считается нормой.
Текучесть кадров — это коэффициент, показывающий число сотрудников, ушедших из организации за определённый период. Как правило, его считают за год. Но период бывает и другим — например, за квартал или месяц. Это зависит от целей расчёта и специфики бизнеса. Показатель можно рассчитать как для конкретного отдела или должности, так и для компании в целом.
Текучесть персонала бывает нормальной и повышенной. Первая означает естественное предсказуемое обновление команды. Обычно в компании она известна, и план подбора формируется исходя из её значений. Повышенная текучесть может снизить эффективность работы, привести к потере опыта, увеличению затрат на рекрутинг и обучение новичков. Также она может повлечь за собой ухудшение климата в команде.
В качестве причин повышенной текучести кадров можно назвать следующие:
Разобраться, как управлять текучестью кадров, а также научиться привлекать, развивать и удерживать персонал в компании можно на курсе «HR-менеджер». Обучение длится 5 месяцев и включает теоретическую часть и большой практический блок. Тем, кто хочет сменить профессию и начать работать с людьми, курс позволит освоить специальность в сфере IT, для которой не нужно писать код. А опытным HR-менеджерам занятия помогут систематизировать знания и прокачать навыки.
В зависимости от причин ухода сотрудников текучесть кадров можно разделить на четыре вида.
1. Внутриорганизационная. Перемещение кадров внутри организации, например повышение либо перевод сотрудника на другую должность или в другое подразделение. Внутриорганизационная текучесть может как позитивно, так и негативно влиять на работу компании. С одной стороны, она позволяет персоналу развиваться и получать новые навыки, а с другой — может стать причиной снижения эффективности работы конкретных отделов.
2. Внешняя. Уход специалистов в другие организации. Внешняя текучесть может повлечь за собой неравномерную эффективность работы компании, потерю клиентов, рост расходов на рекрутинг и ухудшение атмосферы в коллективе. Однако при условии, что HR-отдел хорошо справляется с наймом новых кадров, она также может способствовать появлению в команде свежих идей и опыта.
3. Скрытая. Иначе её называют психологической текучестью персонала. В этом случае сотрудники формально числятся в штате, но фактически не выполняют свои обязанности или работают неэффективно. Скрытая текучесть кадров может возникнуть, например, из-за низкой зарплаты, личных проблем или эмоционального выгорания работников.
4. Сезонная. Этот тип связан с сезонной работой, которая бывает, например, в сельском хозяйстве или туризме. В этом случае кадры нанимаются на определённый срок и увольняются, когда необходимость в них отпадает. Если в компании есть сезонный персонал, его текучесть нужно рассчитывать отдельно, иначе нормальный сезонный показатель может некорректно повлиять на общий коэффициент по организации за год.
В одной компании могут встречаться как один, так и несколько видов текучести персонала
Провести анализ прихода персонала в компанию и ухода из неё поможет показатель текучести кадров. Он учитывает соотношение количества уволившихся работников и среднего числа сотрудников в штате организации за определённый период.
Формула расчёта коэффициента текучести персонала:
КТ — коэффициент текучести; ЧУ — число уволенных сотрудников; ЧС — количество человек в штате
К примеру, нужно провести анализ и определить, как обстоят дела с текучестью персонала в отделе разработки за год. Для этого нужно рассчитать, сколько кадров ушло из команды, и определить среднее число сотрудников отдела за это время. Допустим, ушло шесть разработчиков, а в команде обычно их около десяти. В этом случае расчёт коэффициента текучести будет таким:
КТ = 6 / 10 × 100% = 60%.
Точного показателя текучести кадров, принятого за норму для всех компаний, не существует. Он зависит от специфики организации и может быть совершенно разным от сферы к сфере. Но в целом считается нормой, если ежегодно меняется от 3% до 7% работников. Однако есть отдельные категории компаний и позиций, для которых показатель текучести персонала обычно выше, и это тоже считается нормой.
Нормальные показатели текучести кадров за год для различных категорий бизнеса
Если говорить о зависимости показателя текучести кадров от позиции, то чем она выше, тем коэффициент ниже: до 2% среди топ-менеджмента и до 30% — среди рядовых специалистов. В период адаптации сотрудников риск увольнения ещё выше — до 40% за год.
Прежде чем работать над снижением текучести персонала, нужно начать её измерять. Это значит фиксировать все увольнения как по компании в целом, так и в разрезе подразделений и должностей. Может оказаться, что при нормальном уровне кадров в одних отделах она нулевая, а в других — повышенная. Также важно проанализировать статистику причин увольнения сотрудников. К примеру, если персонал часто уходит из конкретного отдела из-за конфликтов с руководителем, важно проработать это отдельно.
Управлять текучестью кадров можно с помощью следующих методов:
Совет эксперта
Читать также: