Менеджмент • 08 октября 2024 • 5 мин чтения

Текучесть кадров: что это и как её снизить

Рассказываем о видах и причинах текучести кадров и методах её снижения. А также объясняем, как определить коэффициент текучести персонала и какой показатель считается нормой.

Что такое текучесть кадров

Текучесть кадров — это коэффициент, показывающий число сотрудников, ушедших из организации за определённый период. Как правило, его считают за год. Но период бывает и другим — например, за квартал или месяц. Это зависит от целей расчёта и специфики бизнеса. Показатель можно рассчитать как для конкретного отдела или должности, так и для компании в целом.

Текучесть персонала бывает нормальной и повышенной. Первая означает естественное предсказуемое обновление команды. Обычно в компании она известна, и план подбора формируется исходя из её значений. Повышенная текучесть может снизить эффективность работы, привести к потере опыта, увеличению затрат на рекрутинг и обучение новичков. Также она может повлечь за собой ухудшение климата в команде.

В качестве причин повышенной текучести кадров можно назвать следующие:

  • Зарплата ниже рынка. Если сотрудник считает, что его работа оплачивается недостаточно высоко, он может рассматривать другие предложения.
  • Отсутствие перспектив карьерного роста. Персонал, который не видит возможностей для развития, может потерять интерес к работе и начать искать новые варианты.
  • Некомфортные условия работы. Например, неудобное рабочее место, слабое освещение или шум могут привести к тому, что специалисты начнут искать более комфортные условия.
  • Конфликты с коллегами или руководством. Негатив в команде, например жёсткая конкуренция или токсичность начальника, может стать причиной ухода сотрудника, что повлияет на коэффициент текучести кадров.
  • Личные обстоятельства. Изменение семейных обстоятельств или состояния здоровья сотрудника, его переезд в другой город или страну могут повлиять на его решение об увольнении.
  • Поиск новых возможностей. Сотрудник может уволиться, чтобы попробовать себя в новой сфере деятельности или получить новые навыки. Иными словами, если компания не даёт персоналу развиваться, показатель текучести кадров может быть выше нормы.
  • Адаптация. Некоторые работники могут уволиться во время испытательного срока, если поймут, что им не нравятся условия работы, количество и суть задач или они не вписались в команду.

 Разобраться, как управлять текучестью кадров, а также научиться привлекать, развивать и удерживать персонал в компании можно на курсе «HR-менеджер». Обучение длится 5 месяцев и включает теоретическую часть и большой практический блок. Тем, кто хочет сменить профессию и начать работать с людьми, курс позволит освоить специальность в сфере IT, для которой не нужно писать код. А опытным HR-менеджерам занятия помогут систематизировать знания и прокачать навыки.

Виды текучести

В зависимости от причин ухода сотрудников текучесть кадров можно разделить на четыре вида.

1. Внутриорганизационная. Перемещение кадров внутри организации, например повышение либо перевод сотрудника на другую должность или в другое подразделение. Внутриорганизационная текучесть может как позитивно, так и негативно влиять на работу компании. С одной стороны, она позволяет персоналу развиваться и получать новые навыки, а с другой — может стать причиной снижения эффективности работы конкретных отделов.
2. Внешняя. Уход специалистов в другие организации. Внешняя текучесть может повлечь за собой неравномерную эффективность работы компании, потерю клиентов, рост расходов на рекрутинг и ухудшение атмосферы в коллективе. Однако при условии, что HR-отдел хорошо справляется с наймом новых кадров, она также может способствовать появлению в команде свежих идей и опыта.
3. Скрытая. Иначе её называют психологической текучестью персонала. В этом случае сотрудники формально числятся в штате, но фактически не выполняют свои обязанности или работают неэффективно. Скрытая текучесть кадров может возникнуть, например, из-за низкой зарплаты, личных проблем или эмоционального выгорания работников.
4. Сезонная. Этот тип связан с сезонной работой, которая бывает, например, в сельском хозяйстве или туризме. В этом случае кадры нанимаются на определённый срок и увольняются, когда необходимость в них отпадает. Если в компании есть сезонный персонал, его текучесть нужно рассчитывать отдельно, иначе нормальный сезонный показатель может некорректно повлиять на общий коэффициент по организации за год.

В одной компании могут встречаться как один, так и несколько видов текучести персонала

Формула расчёта текучести кадров

Провести анализ прихода персонала в компанию и ухода из неё поможет показатель текучести кадров. Он учитывает соотношение количества уволившихся работников и среднего числа сотрудников в штате организации за определённый период.

Формула расчёта коэффициента текучести персонала:

КТ — коэффициент текучести; ЧУ — число уволенных сотрудников; ЧС — количество человек в штате

К примеру, нужно провести анализ и определить, как обстоят дела с текучестью персонала в отделе разработки за год. Для этого нужно рассчитать, сколько кадров ушло из команды, и определить среднее число сотрудников отдела за это время. Допустим, ушло шесть разработчиков, а в команде обычно их около десяти. В этом случае расчёт коэффициента текучести будет таким:

КТ = 6 / 10 × 100% = 60%.

Норма текучести кадров

Точного показателя текучести кадров, принятого за норму для всех компаний, не существует. Он зависит от специфики организации и может быть совершенно разным от сферы к сфере. Но в целом считается нормой, если ежегодно меняется от 3% до 7% работников. Однако есть отдельные категории компаний и позиций, для которых показатель текучести персонала обычно выше, и это тоже считается нормой.

Нормальные показатели текучести кадров за год для различных категорий бизнеса

Если говорить о зависимости показателя текучести кадров от позиции, то чем она выше, тем коэффициент ниже: до 2% среди топ-менеджмента и до 30% — среди рядовых специалистов. В период адаптации сотрудников риск увольнения ещё выше — до 40% за год.

Методы снижения текучести кадров

Прежде чем работать над снижением текучести персонала, нужно начать её измерять. Это значит фиксировать все увольнения как по компании в целом, так и в разрезе подразделений и должностей. Может оказаться, что при нормальном уровне кадров в одних отделах она нулевая, а в других — повышенная. Также важно проанализировать статистику причин увольнения сотрудников. К примеру, если персонал часто уходит из конкретного отдела из-за конфликтов с руководителем, важно проработать это отдельно.

Управлять текучестью кадров можно с помощью следующих методов: 

  • Выходное интервью. Его могут проводить HR-менеджер или рекрутер, который нанимал сотрудника. Задача — выяснить реальные причины увольнения. Здесь важно быть доброжелательным, задавать открытые вопросы и сохранять конфиденциальность.
  • Анализ уровня заработной платы. Если зарплата соответствует рыночному уровню, а персоналу понятна формула её расчёта и возможность премирования, сотрудники будут меньше заинтересованы в увольнении. Если же разрыв достигает 20–30%, стоит обсудить с руководством возможность повышения зарплаты или подумать, какую ценность или бонусы, кроме роста дохода, можно предложить сотрудникам — например, скидки на продукцию компании или ДМС.
  • Карьерное продвижение. Из компаний с понятными карьерными треками, возможностями развития и расширения задач сотрудники уходят реже. Поэтому программы обучения и повышения квалификации помогут снизить показатель текучести кадров.
  • Улучшение условий. Важно обращать внимание на условия работы персонала. Даже такие простые вещи, как удобное рабочее место, достаточная освещённость и вентиляция, комната для обеда и отдыха, могут снизить коэффициент текучести кадров.
  • Корпоративная культура. Формирование позитивной атмосферы в организации, основанной на уважении, доверии и сотрудничестве, делает работу в ней более привлекательной для персонала.
  • Адаптация новичков. Грамотный онбординг и помощь новичкам в первые дни работы положительно влияют на уровень текучести кадров. Если новые сотрудники чувствуют поддержку, понимают, что делать и к кому обратиться за советом, у них будет меньше желания уйти с нового места работы.
  • Работа с руководителями. Важно проводить регулярные встречи с начальниками отделов и подразделений, чтобы держать их в курсе уровня текучести кадров, возможных проблем и позиций, находящихся в зоне риска. Можно провести с ними мозговой штурм, чтобы придумать решения, которые помогут держать показатель в рамках нормы.
  • Коммуникация. Регулярное общение с сотрудниками, сбор обратной связи и решение возникающих проблем позволяют снизить текучесть кадров. Это могут быть небольшие пульс-опросы по конкретной теме или более масштабные исследования, например по вовлечённости персонала. При этом важно убедиться, что сотрудники доверяют этим опросам. Для этого важно рассказывать им о результатах исследований и предпринимать реальные действия по решению обнаруженных проблем.

Совет эксперта

Елена Иванова
Текучесть кадров показывает «температуру» в команде. Регулярное наблюдение, профилактика, своевременное выявление причин и «лечение», а также укрепление сильных сторон и постоянное улучшение условий труда помогают создать стабильно эффективную команду и привлекательный бренд работодателя. При этом важно постоянно следить за текучестью персонала, а не начинать работу, когда она уже стала повышенной и в компании появился дефицит кадров. Даже если показатель в норме, его анализ поможет HR-команде выявить сильные стороны работодателя. Это позволит развивать преимущества компании и опираться на них в случае ухудшения ситуации.
Статью подготовили:
Елена Иванова
Яндекс Практикум
Наставник курсов «Управление командой» и «Навыки аргументации», тренер, коуч, фасилитатор
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Sat Oct 12 2024 19:22:45 GMT+0300 (Moscow Standard Time)