Что показывает точка безубыточности и по каким формулам её рассчитывать
Что показывает точка безубыточности и по каким формулам её рассчитывать
Рассказываем, почему прибыль иногда бывает мифической, что помогает бизнесу увидеть реальность и как можно рассчитать точку безубыточности.
Точкой безубыточности экономисты называют такую ситуацию, когда компания или бизнес-проект не зарабатывают деньги, но и не теряют их, то есть находятся в точке нулевой прибыли. При этом бизнес работает — например, ищет поставщиков, закупает и продаёт товары, выплачивает заработную плату сотрудникам и налоги государству. Но если посчитать бюджет, выяснится, что фактически компания ничего не зарабатывает: доходы равны расходам, прибыль отсутствует.
Бизнесу важно понимать, когда он находится в точке безубыточности. Например, часто начинающие селлеры на маркетплейсах ошибочно полагают, что дела идут успешно: есть продажи, поступает выручка, но фактически 500 тыс. рублей потратили, а заработали столько же. Выгоды такой бизнес не принесёт.
Точка безубыточности, или, как её ещё называют, порог рентабельности, — показатель, который позволяет понять, сколько единиц товара или услуг нужно продать, чтобы покрыть все переменные и постоянные расходы, выйти в ноль и при этом не уйти в минус.
Разобраться в экономике бизнеса, научиться рассчитывать точку безубыточности и находить точки роста можно на курсе «Юнит-экономика». Курс рассчитан на самостоятельное прохождение: у студентов нет дедлайнов и ограничений по времени, но есть чат с наставником и много практики. Начать учиться можно бесплатно.
Чтобы правильно рассчитать точку безубыточности, потребуются следующие основные параметры:
Точку безубыточности можно рассчитать в денежном или количественном выражении: например, сколько туров агентству путешествий «Ноги в руки» нужно продавать в месяц, чтобы получать прибыль. При таком подходе в фокусе оказывается объём продаж.
Чаще в единицах товара или единицах оказанных услуг точку безубыточности считают мелкие предприниматели или самозанятые с небольшим оборотом. Крупному бизнесу удобнее и проще сразу ориентироваться на деньги, поэтому показатель считается в цифровом значении.
Значение точки безубыточности рассчитывается по формулам. Их выбор зависит от того, какое выражение — натуральное или денежное — нужно получить в качестве результата.
В натуральном выражении точка безубыточности рассчитывается таким образом:
Представим, что некто Х. в качестве ИП продаёт самодельные лазательные комплексы для кошек на маркетплейсах. Постоянные расходы на изготовление одного комплекса составляют 2500 рублей — это себестоимость материалов и работы. Переменные расходы включают услуги ЖКХ и логистику — это ещё 1500 рублей на каждый комплекс. Выставляет Х. его на продажу за 5500 рублей. Точка безубыточности в этом случае равняется:
2500 : (5500 – 1500) = 0,625.
То есть если Х. продаёт больше одного комплекса в месяц, он будет получать прибыль.
В денежном выражении формула будет чуть сложнее:
Наш владелец туристического агентства «Ноги в руки» продал за месяц восемь туров общей стоимостью 480 тыс. рублей. Его постоянные расходы составляют 340 тыс. рублей, а переменные — 180 тыс. рублей. Точка безубыточности агентства равна 542 400 рублей.
Классическая ошибка начинающих селлеров на маркетплейсах — неправильные расчёты. Например, товарищ И. полагает, что если товар стоит 3000 рублей, а продаётся за 10 000 рублей, плюс условно 2000 рублей уходит на комиссию маркетплейса и прочие расходы, то ему необходимо продавать десять единиц товара в месяц, чтобы зарабатывать 50 тыс. рублей.
Но в действительности при таком раскладе он может не учесть расходы на рекламу, телефонию, штрафы и прочее, то есть оказаться в совсем иной точке безубыточности. В результате, чтобы зарабатывать желаемую сумму и не попадать в кассовый разрыв, селлеру придётся либо дороже продавать товар, либо сокращать расходы.
Такой график полезно строить для визуализации реального финансового положения бизнеса. Разберём по шагам, как это сделать:
Шаг 1. Вертикальной оси присваиваем значение «Деньги» и маркируем шаг, обозначая единицу — тысячи, миллионы и т. д. Указываем общие расходы и выручку.
Шаг 2. Горизонтальной оси присваиваем значение «Объём продаж», указываем их значение — в рублях или штуках.
Шаг 3. Соединяем полученные точки линиями. Точка безубыточности находится на пересечении прямых общих расходов и общей выручки: в этой точке затраты равны доходу.
Точка безубыточности — мощный инструмент для планирования и принятия бизнес-решений
Вертикаль — Доход, руб.
Горизонталь — Объём продаж
Совет эксперта
Читать также: