Менеджмент • 10 октября 2024 • 5 мин чтения

Что показывает точка безубыточности и по каким формулам её рассчитывать

Рассказываем, почему прибыль иногда бывает мифической, что помогает бизнесу увидеть реальность и как можно рассчитать точку безубыточности.

Что такое точка безубыточности

Точкой безубыточности экономисты называют такую ситуацию, когда компания или бизнес-проект не зарабатывают деньги, но и не теряют их, то есть находятся в точке нулевой прибыли. При этом бизнес работает — например, ищет поставщиков, закупает и продаёт товары, выплачивает заработную плату сотрудникам и налоги государству. Но если посчитать бюджет, выяснится, что фактически компания ничего не зарабатывает: доходы равны расходам, прибыль отсутствует.

Бизнесу важно понимать, когда он находится в точке безубыточности. Например, часто начинающие селлеры на маркетплейсах ошибочно полагают, что дела идут успешно: есть продажи, поступает выручка, но фактически 500 тыс. рублей потратили, а заработали столько же. Выгоды такой бизнес не принесёт.

Точка безубыточности, или, как её ещё называют, порог рентабельности, — показатель, который позволяет понять, сколько единиц товара или услуг нужно продать, чтобы покрыть все переменные и постоянные расходы, выйти в ноль и при этом не уйти в минус.

Альберт Ракипов, Top seller Ozon, Wildberries
Точка безубыточности — это важная динамическая метрика, которая показывает, когда бизнес начинает расти и зарабатывать. Она постоянно изменяет значение, поэтому необходимо регулярно её рассчитывать — хотя бы раз в месяц или минимум раз в квартал.

Разобраться в экономике бизнеса, научиться рассчитывать точку безубыточности и находить точки роста можно на курсе «Юнит-экономика». Курс рассчитан на самостоятельное прохождение: у студентов нет дедлайнов и ограничений по времени, но есть чат с наставником и много практики. Начать учиться можно бесплатно.

Параметры для расчёта точки безубыточности

Чтобы правильно рассчитать точку безубыточности, потребуются следующие основные параметры:

  • выручка — сумма полученных от реализации продуктов денег;
  • постоянные расходы — те затраты, на которые не влияет уровень продаж, например на зарплаты, налоги, аренду и т. д.;
  • переменные расходы — привязанные к объёмам продаж затраты, например на производство, закупку продукции и её доставку;
  • цена продажи — сумма денег, полученных за реализацию одной единицы товара.

Точку безубыточности можно рассчитать в денежном или количественном выражении: например, сколько туров агентству путешествий «Ноги в руки» нужно продавать в месяц, чтобы получать прибыль. При таком подходе в фокусе оказывается объём продаж.

Чаще в единицах товара или единицах оказанных услуг точку безубыточности считают мелкие предприниматели или самозанятые с небольшим оборотом. Крупному бизнесу удобнее и проще сразу ориентироваться на деньги, поэтому показатель считается в цифровом значении.

Формулы для расчёта точки безубыточности и примеры

Значение точки безубыточности рассчитывается по формулам. Их выбор зависит от того, какое выражение — натуральное или денежное — нужно получить в качестве результата.

В натуральном выражении точка безубыточности рассчитывается таким образом:

Представим, что некто Х. в качестве ИП продаёт самодельные лазательные комплексы для кошек на маркетплейсах. Постоянные расходы на изготовление одного комплекса составляют 2500 рублей — это себестоимость материалов и работы. Переменные расходы включают услуги ЖКХ и логистику — это ещё 1500 рублей на каждый комплекс. Выставляет Х. его на продажу за 5500 рублей. Точка безубыточности в этом случае равняется:

2500 : (5500 – 1500) = 0,625.

То есть если Х. продаёт больше одного комплекса в месяц, он будет получать прибыль.

В денежном выражении формула будет чуть сложнее:

Наш владелец туристического агентства «Ноги в руки» продал за месяц восемь туров общей стоимостью 480 тыс. рублей. Его постоянные расходы составляют 340 тыс. рублей, а переменные — 180 тыс. рублей. Точка безубыточности агентства равна 542 400 рублей.

Классическая ошибка начинающих селлеров на маркетплейсах — неправильные расчёты. Например, товарищ И. полагает, что если товар стоит 3000 рублей, а продаётся за 10 000 рублей, плюс условно 2000 рублей уходит на комиссию маркетплейса и прочие расходы, то ему необходимо продавать десять единиц товара в месяц, чтобы зарабатывать 50 тыс. рублей.

Но в действительности при таком раскладе он может не учесть расходы на рекламу, телефонию, штрафы и прочее, то есть оказаться в совсем иной точке безубыточности. В результате, чтобы зарабатывать желаемую сумму и не попадать в кассовый разрыв, селлеру придётся либо дороже продавать товар, либо сокращать расходы.

Альберт Ракипов

Если считать доходность без учёта точки безубыточности, можно легко ошибиться и уйти в минус. Например, селлеру на маркетплейсе товар на первый взгляд кажется прибыльным: покупаем осенние сапоги за 1000 рублей, продаём за 2000 рублей. Но если учесть расходы на логистику, сервисы, например CRM, рекламу, телефонию, содержание офиса или коворкинга и т. д., окажется, что продавать эти сапоги по такой цене невыгодно.

Из планируемой чистой прибыли в 100 тыс. рублей ещё 80 тыс. рублей уйдёт на расходы, а доход составит только 20 тыс. рублей. Это важный момент для селлеров, потому что многие не учитывают сопутствующие переменные расходы. Им кажется, что товар прибыльный, но они забывают учитывать другие расходы бизнеса.

Как построить график точки безубыточности

Такой график полезно строить для визуализации реального финансового положения бизнеса. Разберём по шагам, как это сделать:

Шаг 1. Вертикальной оси присваиваем значение «Деньги» и маркируем шаг, обозначая единицу — тысячи, миллионы и т. д. Указываем общие расходы и выручку.

Шаг 2. Горизонтальной оси присваиваем значение «Объём продаж», указываем их значение — в рублях или штуках.

Шаг 3. Соединяем полученные точки линиями. Точка безубыточности находится на пересечении прямых общих расходов и общей выручки: в этой точке затраты равны доходу.

Точка безубыточности — мощный инструмент для планирования и принятия бизнес-решений

Вертикаль — Доход, руб.

Горизонталь — Объём продаж

Совет эксперта

Альберт Ракипов

Юнит-экономика и вычисление точки безубыточности — это разные отчёты. Важно понимать и уметь считать доходы и расходы как в рамках юнит-экономики, конкретно по направлениям, услугам и товарам, так и в целом по проекту.

Любой бизнес-проект хочет расти и развиваться. Для того чтобы стремиться к пункту Б и достигать поставленных амбициозных планов, нужно учитывать текущий пункт А. Точка безубыточности — это как раз та точка, от которой можно посчитать рост проекта или его снижение, в том числе выход в минус. Поэтому очень важно определить эту стартовую точку в бизнес-проекте и регулярно её отслеживать.

Статью подготовили:
Альберт Ракипов
Ozon, Wildberries
Top seller
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Mon Oct 14 2024 14:07:13 GMT+0300 (Moscow Standard Time)