Уровень знаний целевой аудитории о бренде — это и есть узнаваемость, показатель того, насколько хорошо люди знакомы с компанией или продуктом, то есть с брендом. Высокая узнаваемость — один из важнейших критериев работы бренд-менеджера и успешности компании на рынке с точки зрения маркетинга, а также показатель того, что бренд известен большому количеству людей из целевой аудитории (ЦА).
Важно отличать узнаваемость массовых и нишевых брендов. У первых аудитория изначально больше: 80% узнаваемости для массового бренда даёт аудиторию в десятки миллионов клиентов, а для нишевого — в лучшем случае в десятки тысяч.
Научиться создавать бренды и узнать, как повысить узнаваемость бренда с помощью цифровых инструментов, поможет курс «Бренд-менеджер». Студенты отрабатывают навыки на практике и работают над реальным проектом, который можно добавить в портфолио. Эксперты курса — практикующие специалисты с опытом работы в Яндексе, Сбербанке, Carlsberg, Coca-Cola, Mars и Газпромбанке.
Собирать данные об узнаваемости бренда нужно для того, чтобы иметь представление о месте компании на рынке. Анализ результатов таких исследований влияет на:
● Формирование спроса. Узнаваемость — первый этап воронки продаж: если потенциальные покупатели уже что-то знают или слышали о бренде, у них с большей вероятностью сформируется намерение купить продукт. Они втягиваются в воронку, затем возвращаются, совершают повторные покупки ― попадают в лояльную клиентскую базу.
● Увеличение доли рынка бренда. Доля рынка — показатель успешности маркетинговой стратегии, которой придерживается компания для того, чтобы продвинуть бренд на рынке. Чтобы корректно рассчитать долю рынка, необходимо исходить из ценовой категории и сегмента. Например, долю рынка бренда Balenciaga нужно считать в премиум-сегменте, а не в категории «одежда и аксессуары».
● Формирование доверия потребителей. При виде большого количества разных товаров потребитель выбирает знакомые варианты. Это те бренды, которые он пробовал и они ему понравились, или о которых он много слышал. Эти товары знакомы покупателю по вкусу, цвету и внешнему виду, поэтому у него формируется доверие к самой компании, её продуктам, их качеству и свойствам. Доверие переходит в желание совершить покупку, причём часто это происходит автоматически.
● Скорость принятия решения потенциальным покупателем. Высокая узнаваемость помогает уменьшить проведённое в магазине время и снизить уровень стресса из-за необходимости делать выбор.
● Отличие от конкурентов. Например, ювелирный бренд «Линии любви» использует в фирменном стиле красный цвет, который ассоциируется с романтикой, а свадебная и праздничная атрибутика воспринимается как «фишка» бренда и работает на повышение узнаваемости. У покупателя создаётся ассоциативный ряд: «Линии любви» — для романтиков. Подобные визуальные и вербальные атрибуты помогают бренду отличаться от конкурентов.
● Лояльность покупателей. Без повышения узнаваемости невозможно удержать клиентов в лояльной базе. Амбассадоры — это инфлюенсеры, которые готовы покупать и рекомендовать продукты бренда. Они тестируют новые товары и услуги для повышения внимания к бренду широкого круга потребителей.
Чёрно-красный цвет упаковки газированных напитков помогает вспомнить вкус кока-колы и принять решение о покупке. Источник: yandex
Узнаваемость брендов газированных напитков на основе исследования агентства SPIKA по Самарской области, март 2023 года. Источник: spika.pro
При ограниченном бюджете используют следующие инструменты, чтобы измерить узнаваемость бренда:
● Исследование методом Brand Lift. Его часто используют агентства, когда запускают рекламные кампании клиентов. Суть исследования в том, что ЦА бренда делится на две половины: одной показывают рекламу, а другой — нет. И сравнивают разницу в уровне узнаваемости бренда. Как правило, среди тех, кто видел рекламу, узнаваемость резко повышается, отсюда и название метода.
● Опросы и анкетирование покупателей в соцсетях и на специальных площадках;
● Проверка частотности поисковых запросов, например с помощью Google Trends или Яндекс.Wordstat. По бренду Sokolov видим 101 884 запросов, а по ExJe — только 548; очевидно, что у массового бренда узнаваемость значительно выше, чем у нишевого;
● Анализ количества и тональности упоминаний в СМИ и социальных сетях;
● Отслеживание и работа с отзывами, в том числе на сайтах вроде IRecommend.ru, Фламп, Отзовик;
● Анализ рекламных показателей: показов, охватов и откликов. Здесь измеряют количество показов, CTR (англ. click-through rate) ― показатель кликабельности, и CR (англ. Conversion Rate) — коэффициент конверсии, количество людей, совершивших целевое действие. Проверить метрики можно в личном кабинете продавца на маркетплейсах, в рекламных кабинетах или при помощи специальных счётчиков, например Google Analytics;
● Отслеживание показателей посещаемости и вовлечённости посетителей ресурсов компании — сайтов, аккаунтов в соцсетях, лендингов, телеграм-каналов — позволяет высчитать количество людей, которые находятся в информационном поле бренда. Для измерения используют Яндекс.Метрики и Google Analytics.
Статистика поисковых запросов по регионам позволяет понять, где бренд присутствует меньше всего.
Источник: wordstat.yandex
Повысить уровень знаний потребителей и добиться продвижения узнаваемости бренда можно следующими способами:
✅ Запустить рекламную кампанию с использованием широкоохватных каналов: ТВ, радио, наружной рекламы, СМИ. Задача кампании — представить бренд и передать его послание как можно большему количеству людей. Результат будет зависеть от частоты показа.
✅ Использовать инфлюенс-маркетинг (англ. influence marketing — маркетинг влияния). То есть рекламировать продукт через лидеров мнений и блогеров с аудиторией, которая совпадает с ЦА компании или продукта. Инфлюенсеры ассоциируются с успехом, поэтому их рекомендации особенно важны. Например, благодаря совпадению ЦА бренда Sokolov и аудитории певицы Лолиты рекламные ролики с её участием посмотрели более 30 миллионов женщин — потенциальных покупательниц.
✅ Применить бренд-активацию, то есть создать точки соприкосновения со своей потенциальной аудиторией. Это могут быть фестивали, встречи, праздники и другие тематические мероприятия. Например, бренд энергетических напитков Red Bull спонсирует спортивные фестивали и сам проводит экстремальные соревнования. В том числе Red Bull Rampage и Red Bull Formation — крупнейшие события в мире фрирайда на горных велосипедах. Ещё один пример бренд-активации — дейтинг-приложение «Sunlight Знакомства», которое запустил ювелирный бренд Sunlight. Приложение также помогает увеличивать продажи за счёт баллов, которые можно заработать при его использовании.
Red Bull поддерживает экстремальные и спортивные соревнования, поэтому у пользователя появляется ассоциация «где экстрим — там Red Bull». Источник: redbull
Заработанные в приложении знакомства баллы можно потратить на покупку украшений в Sunlight. Источник: vc
✅ Создать коллаборацию. Объединиться с известным брендом из другой категории для привлечения или обмена аудиторией и повышения лояльности пользователей. Например, летом 2022 года онлайн-сервис доставки продуктов «Самокат» объединился с проектом «Упсала-Цирк». Покупателю предлагали заказать продукты, а затем посмотреть видео с артистами и попытаться самостоятельно повторить их трюки с использованием товаров из ассортимента магазина, например откусить зефир в полёте или заставить шоколадный батончик парить в воздухе. Чтобы стимулировать продажи, покупателям дополнительно давали «цирковые» промокоды на скидку в «Самокате».
Креативная коллаборация «Самоката» и «Упсала-Цирка»: даже после завершения акции лендинг доступен и продолжает привлекать новых клиентов и сервису доставки, и цирку. Источник: upsala.samokat
✅ Организовать челлендж или любую другую не очень масштабную активность, где люди соприкасаются с брендом и так становятся ближе к нему. Например, спортивный магазин «Кант» регулярно проводит беговые челленджи: пользователям нужно пробежать определенную дистанцию или «нарисовать» при помощи специальных приложений вроде Strava слова и аксессуары, связанные с бегом, а затем выложить тренировку в соцсеть с хэштегом. Участники получают подарки и баллы, которые можно потратить на покупки в магазинах сети, а бренд — взрывной контент в соцсетях и лояльную аудиторию.
✅ Увеличить присутствие в СМИ. Это могут быть как инициированные брендом промоматериалы, так и сторонние публикации: новости, репортажи с мероприятий, событий. Пиар — инструмент, который также влияет на узнаваемость бренда.
✅ Поучаствовать в спонсорской или благотворительной деятельности. Такие мероприятия помогают повысить не только узнаваемость, но и ценность бренда в глазах аудитории. Например, банк ВТБ проводит сезонную акцию «Соберём портфель вместе»: собранные через клиентов банка средства идут на покупку канцелярских товаров к 1 сентября для детей-сирот. Акция помогает банку рассказать о себе и сформировать положительный образ.
✅ Проработать поисковую оптимизацию. Сделать это можно с помощью SEO- ключей. Первые позиции в выдаче — важный фактор запоминания, закрепления и последующего узнавания бренда. Пользователь воспринимает такие бренды как знакомые большому количеству людей и заслуживающие доверия.
✅ Сформулировать ценности бренда так, чтобы они соответствовали ценностям ЦА. Например, бренд ExJe производит «экстремальные» украшения, которые особенно ценятся любителями активного образа жизни: серьги в виде гор, подвески с альпинистским снаряжением. Тематические украшения позволяют сразу распознать близкого по духу человека и почувствовать себя на одной волне с ним, даже если встреча происходит в официальной обстановке.
Украшения ExJe передают атмосферу путешествий, свободы, свежего воздуха — всего того, что любят их создатели и покупатели. Источник: vk
Читать также: