Анализ данных  •  06 июня 2022  •  5 мин чтения

Визуализация данных: применение в работе, основные принципы, способы и инструменты для использования

Разбираем, что такое визуализация данных, в каких случаях без нее не обойтись и как визуализировать данные самостоятельно, какие диаграммы можно использовать для этого.

Зачем визуализировать данные

Представим, что руководитель хочет определить лучшего сотрудника отдела с помощью информации о продажах. Он смотрит в таблицу Excel и понимает, что Алексей заключил сделок на 30 миллионов. Но если руководитель соберёт все данные, то увидит, что у Алексея всего одна крупная сделка и нет повторных клиентов. А Василий продал на 22 миллиона, но при этом клиенты возвращаются и вклад в прибыль компании хоть не самый большой, но регулярный. Редкий руководитель будет разбираться во всех цифрах. Тут ему поможет графическая визуализация данных — наглядная картинка, где он увидит продажи и количество клиентов, и сделает правильный вывод.

Визуализация данных — это графическое представление информации и аналитики: графики, диаграммы, карты, дашборды. Цифры в таблицах и документах не показывают наглядно взаимосвязи между процессами, периоды роста или спада, зависимости показателей. Визуальный формат представляет информацию и вырисовывает цельную картину происходящего. Когда за обилием цифр легко утратить смысл, стоит обратиться к визуализации больших данных. Этот инструмент приводит огромное количество информации в порядок, помогает быстрее понимать её, подчёркивает тренды. В бизнесе визуализация помогает на многих этапах — от кадровых решений до предоставления скидки конкретному покупателю.

Материал по теме:
Что такое дашборды, какие они бывают и как их строить

Основные принципы визуализации

Чтобы визуализация аналитических данных приносила пользу, а не превратилась в очередной инструмент, при составлении придерживайтесь следующих принципов:
Логика:
● Прежде чем формировать график или диаграмму, поставьте цель — что вы хотите показать.

● Сформулируйте конкретную задачу для отображения информации. Главная ошибка — делать картинку ради картинки.

● В зависимости от цели располагайте данные в логическом порядке: от большего к меньшему или наоборот.

График Google Charts показывает плотность драгоценных металлов от меньшего к большему
● Выбирайте подходящий тип визуализации данных, который упростит восприятие информации. Например, круговая диаграмма не подходит, если показателей слишком много или если общее количество не равно 100%.

● Единообразие графиков при отображении информации. При сравнении используйте графики одного типа. Пользователь запутается, если «до» представлено в виде линейной диаграммы, а «после» — в виде столбчатой.

● Подписывайте данные непосредственно на графике, так мозг воспринимает картину целиком и быстрее делает выводы по диаграммам.

Диаграмма Datawrapper показывает, как используется земля в Германии
Простота:
● Минимум элементов при визуализации — убирайте лишнюю информацию, логотипы, даты, визуальный шум. Чем проще график — тем быстрее отображаемая информация доходит до мозга.

● Лаконичный дизайн. 3D-эффекты отвлекают внимание читателя от информации и не решают задачу.

Такие круговые 3D-диаграммы считаются правилом плохого тона в среде аналитиков
Дизайн отвлекает на себя внимание и не несёт полезной информации
● Одна задача — один график. Не пытайтесь с помощью одного дашборда представить всю информацию о компании за год.
Цвет:
● Общепринятые цвета: «правильно» выделяется зелёным, а «неправильно» — красным. Будьте внимательны, если работаете с иностранными компаниями, в разных странах общепринятые цвета различаются.

● Придерживайтесь единой цветовой гаммы. Если один график в сером цвете, то другой, в ярких оттенках, перетянет на себя внимание и покажется более значимым.

Способы визуализации данных

Аналитики используют более 60 способов визуализации данных: различные виды диаграмм, графиков, дашборды и карты. Рассмотрим наиболее популярные техники и варианты визуализации данных и для каких целей они больше подходят.

Виды диаграмм

Круговая диаграмма (Pie chart)
Этот способ визуализации подходит для демонстрации частей целого. Но если показателей больше пяти, лучше не использовать — исчезает наглядность. Хорошо подходит, если нужно показать одну или две части от общего целого, например долю компании на рынке.
График показывает, какую долю в общем рынке занимает компания
У круговой диаграммы есть и другие формы визуализации данных, часто они помогают лучше решать задачу. Например, диаграмма-пончик хороша, потому что человек легче ориентируется в длине окружности, чем в площади, и сразу видит различия:

Многоуровневая диаграмма хорошо показывает иерархию и связи внутри категорий.

На графике мы видим соотношение числа посетителей разного пола в разные дни.
Гистограмма (Histograms)
Подходит для точного сравнения данных, также показывает зависимость разных данных. Особенно хорошо этот способ визуализации применять, если хотим показать частые колебания. В то же время, если изменения незначительны, используют линейный график. Например, если хотим показать курс валют, то разница в несколько центов будет незаметна.
Столбчатая диаграмма (Column Chart)
Похожа на предыдущий вид визуализации данных — гистограмму, но отличие в том, что в этой диаграмме есть расстояние между столбцами, их можно менять местами без потери смысла. Она больше подходит для точного сравнения категорийных данных, когда показателей больше, чем пять.
Линейная диаграмма (Line Chart)
В этом графике используются точки — «маркеры», которые отображают информацию, и кривая, которая показывает изменения. Спасает, когда, например, нет данных за все дни, но необходимо увидеть общую динамику.
Диаграмма области (Area Chart)
Разновидность линейной диаграммы. Такой метод визуализации отображает количественные данные, часто в связи с временным отрезком. Например, показывает расходы компании по месяцам: логистика, зарплата сотрудникам, налоги — и помогает увидеть, как меняется площадь зоны в каждой точке.
Японские свечи (Candlestick Chart)
Часто используют в трейдинге, свеча показывает, как менялась цена за период.
Дашборды (Dashboards)
Бизнес часто требуют анализа разной информации. Чтобы потом вывести всю аналитику на экран, используют дашборды — инструмент интерактивной визуализации данных. Главное отличие дашбордов в изменении информации в реальном времени. Это не статические графики, а динамический инструмент — он поддерживает фильтрацию, и если выбрать один элемент, то зависимые от него визуализации изменятся. Доступ к дашборду предоставляют нескольким членам команды, тогда они работают над ним вместе, каждый отвечает за свою часть.
Пример дашборда с сервиса Tableau

Инструменты и сервисы для визуализации

Инструменты для визуализации данных бывают разные: платные и бесплатные, для новичков и опытных программистов. Мы подобрали пять сервисов, которые помогут создать графики и дашборды даже тем, кто не знаком с кодом. Но в то же время это платформы и программы, которые предлагают удобные и функциональные средства для визуализации данных.
Сервис работает со всеми видами визуализации больших данных, включая дашборды. Доступен в двух версиях: Tableau Public и Tableau Desktop.
Tableau Public
Tableau Desktop
Визуализации находятся в общем доступе
Создаёт визуализации под паролем или полностью закрытые
Импортирует только Excel или текстовые файлы
Работает с XML, MS Excel, MySQL, SQL, Google BigQuery, Microsoft Azure
Бесплатно
От 15 до 70 долларов в зависимости от функционала

Плюсы: Мощный и многофункциональный даже на бесплатной версии.

Минусы: Несмотря на интуитивно понятный интерфейс Tableau, чтобы использовать все его возможности, нужно потратить немало времени и разобраться в инструментах программы.

Бесплатный инструмент аналитики и визуализации данных. Работает не только с сервисами Google, но и с другими источниками: Cloud SQL, YouTube Analytics, Яндекс.Метрика, Яндекс.Директ, PostgreSQL, Adwords API. Уступает Tableau в визуальных инструментах, но тем не менее решает задачи отображения данных.

Плюсы: Бесплатный. Удобно работать в связке с сервисами Google. Постоянно улучшается и обновляется.

Минусы: Если превысить лимит времени на коннекторы, они становятся платными.

С его помощью аналитики создают интерактивные графики, дашборды, карты. Всем проектам Plotly присваивается уникальный URL — их легко встраивать в блоги. Сервис очень удобен в использовании, пользователи быстро учатся создавать красивые графики и различные диаграммы.

Плюсы: Графики получаются очень детальными и подробными. В библиотеке хранится много уникальных диаграмм. Над проектом визуализации данных могут работать от 5 до 10 разработчиков в зависимости от оплаченного пакета. Если возникают проблемы, техподдержка проконсультирует по электронной почте или видеоконференции.

Минусы: Нет бесплатной версии.

Этот инструмент визуализации данных разрабатывался специально для творческих людей — писателей, журналистов, блогеров. Программа не требует понимания кода, при этом позволяет создавать сложные интерактивные диаграммы, карты и таблицы.
Бесплатная версия
Платная за 599 долларов в месяц
Создаёт и публикует неограниченное количество визуализаций
Полный спектр дизайнерских настроек
Экспортирует файлы только в формате PNG
Экспортирует в формате PNG, SVG и PDF
Визуализации содержат надпись Created with Datawrapper
Лицензия даёт доступ 10 пользователям
Нет надписи Created with Datawrapper
Плюсы: Бесплатная версия программы функциональна и работает с неограниченным количеством проектов, но экспортировать файлы можно только в формате PNG.

Минусы: Платная версия стоит 599 долларов в месяц.

Онлайн-сервис создаёт красивые визуализации данных, чтобы наглядно показать не только цифры, но и аналитику. Инструмент подключает анимацию и создаёт data storytelling.
Бесплатная версия
Платная версия
Работает как на компьютере, так и на смартфонах
Над проектом работают до трёх человек
Визуализации содержат эмблему Flourish
Публикации защищены паролем
Приватные публикации
Доступ к обучающим курсам
Работает с сервисами Google
Плюсы: Широкий спектр диаграмм, включая анимированные

Минусы: Бесплатная версия только для одного пользователя, делиться визуализациями можно только с нанесённой эмблемой.

Статью подготовили:

Максим Ожегов
Компания Rubbles
Chief Product Officer
Ксения Андреева
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Tue Sep 24 2024 19:34:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)