Что такое воронка подбора и как ей пользоваться
Что такое воронка подбора и как ей пользоваться
Рассказываем, зачем нужна воронка подбора персонала, какие этапы в неё входят, как рассчитать её конверсию и оценить эффективность рекрутинга с её помощью.
Воронка подбора персонала — это поэтапный процесс поиска и найма сотрудников. Он начинается с первого контакта с соискателем, например со сбора откликов на вакансию или активного поиска со стороны рекрутера, и заканчивается прохождением кандидатом испытательного срока. Воронка показывает, сколько соискателей было в начале поиска и как они отсеивались в процессе этапов найма. Во многом она похожа на воронку продаж, только вместо покупателей аудитория воронки рекрутинга — соискатели, а вместо заключения сделки — приём на работу.
Воронка подбора персонала помогает улучшить работу по найму сотрудников по разным направлениям.
Таким образом, воронка подбора даёт возможность понять, как проходит процесс найма сотрудников, и улучшить его, опираясь на данные. Если в малом бизнесе, где персонал нанимают редко, без неё можно обойтись, то в среднем и крупном бизнесе она необходима. Кроме того, воронка рекрутинга обязательна в условиях дефицита персонала, потому что позволяет понять причину слабой укомплектованности или низкого притока новых работников.
Разобраться, как использовать воронку подбора персонала, поможет курс «IT-рекрутер». На занятиях можно изучить рынок IT-кандидатов, научиться общаться с ними на одном языке, составлять стратегию поиска, использовать разные инструменты сорсинга и работать с возражениями.
Вне зависимости от размера и сферы деятельности компании воронки подбора персонала можно разделить на два основных вида:
1. Фактическая воронка. Она опирается на имеющиеся данные по текущим вакансиям. В ней учитывается статистика каждого этапа подбора: сколько кандидатов было привлечено на конкретную позицию, сколько пришли на собеседование, выполнили тестовое задание и получили офер.
2. Плановая воронка. Она строится на базе данных фактической воронки. Допустим, статистика показывает, что из 30 привлечённых кандидатов на позицию разработчика подошёл только один специалист, который и получил работу. На основе этих данных строится прогноз, согласно которому для найма двух разработчиков нужно привлечь 60 соискателей, а для найма трёх — 90 соискателей.
В крупных компаниях, куда регулярно нанимают большое количество специалистов определённых категорий, можно разделить эти воронки на дополнительные виды по специальностям. К примеру, в IT-компании, которая разрабатывает и продаёт программы, могут быть отдельные воронки рекрутинга для разработчиков и менеджеров по продажам. Однако в небольших и средних компаниях, как правило, достаточно реальной и плановой воронок подбора персонала. Если организация нанимает, скажем, одного-двух бухгалтеров в год, строить для этой позиции отдельную воронку нет смысла.
В зависимости от специфики компании этапы воронки подбора персонала могут различаться. Однако можно выделить основные этапы, которые есть в большинстве организаций.
Для воронки подбора персонала можно рассчитать конверсию, то есть определить её эффективность. Она считается по следующей формуле:
Возьмём для примера процесс найма продакт-менеджера. В штат приняли одного специалиста, а для того чтобы его найти, рекрутер привлёк 42 соискателя. Расчёт конверсии воронки будет таким:
1 / 42 × 100% = 2,4%.
Также можно вычислить конверсию конкретных этапов воронки подбора отдельно или в сравнении с привлечёнными соискателями. Для этого используется следующая формула:
Допустим, нужно выяснить эффективность привлечения кандидатов на позицию продакт-менеджера. Если из 42 привлечённых соискателей резюме прислали 38, то конверсия считается так:
38 / 42 × 100% = 90%.
Воронка подбора персонала показывает «узкие места» каждого этапа — проще говоря, с её помощью можно увидеть, на каком шаге найма сотрудников возникают проблемы. По сути, низкая конверсия любого этапа говорит о том, что стоит провести его анализ.
Разберём оценку каждого этапа воронки подбора персонала.
Таким образом, если есть проблемы с внутренней частью воронки — собеседованиями, оценочными и проверочными процедурами, стоит провести анализ HR-процессов в компании. Возможно, они слишком затянуты или критерии подбора персонала недостаточно чёткие. А если проблема с внешними этапами — привлечением и сбором резюме, стоит оценить процесс отбора и HR-бренд компании. Возможно, есть смысл поработать с каналами поиска кандидатов и позиционированием работодателя на рынке.
В целом чем быстрее происходит поиск и наём сотрудников, тем лучше. К примеру, для производственного персонала оптимальный вариант — 1–2 дня от собеседования до офера. В IT-сфере воронка рекрутинга может занимать несколько недель, потому что кандидатам нужно пройти техническое собеседование или выполнить тестовое задание. Но если процесс затянется, то соискатель уже найдёт другую работу. Исключение — поиск топ-менеджмента, для которого воронка подбора персонала может достигать нескольких месяцев. Такие кандидаты часто готовы подождать ради хорошей должности.
Совет эксперта
Читать также: