Чтобы лучше объяснить, что такое маркетинг, нужно учитывать его цели и задачи. Причём как для бизнеса, так и для потребителя.
Маркетинг изучает потребности целевой аудитории (ЦА) и предложения конкурентов, ищет возможности для производства необходимых товаров и информирует о них покупателей. Цель бизнеса в условиях конкуренции — увеличить привлекательность своего продукта, в том числе посредством грамотного соотношения цены и качества в глазах потребителя.
Разберём, какие задачи нужно выполнить маркетингу для достижения каждой цели:
1. Чтобы создать идеальный продукт — обеспечить предложение:
✅ Выяснить, какие у пользователей есть запросы и какой товар им нужен. Например: люди хотят передвигаться по городу быстро и по своей траектории, поэтому компания выпускает электросамокаты.
✅ Создать продукт, который имеет рациональные и эмоциональные преимущества перед товарами конкурентов. Пример рационального преимущества — штормовые спички, которые горят в непогоду: потребитель готов платить больше за дополнительную пользу.
Эмоциональное преимущество — если продукт предлагает индивидуальность и возможность примерить образ, который создает товар. Например, обладание редким парфюмом позволяет почувствовать причастность к бренду.
✅ Назначить цену, которая соотносится с ценностью продукта. Она может быть выше среднерыночной, но только если потребитель видит в покупке особую выгоду. Например, люксовые автомобили часто покупают потому, что это элитарный товар, который даёт ощущение избранности.
2. Чтобы проинформировать ЦА и обеспечить спрос:
✅ Определить точки контакта. Чтобы понять, в какой момент ЦА максимально заинтересована в товаре, необходимо изучить её привычки, мышление и психологию. Дальше остаётся только появиться в поле зрения покупателя в нужном месте в нужное время. Например, запустить рекламу прохладительных напитков в жаркий летний период.
✅ Выбрать соответствующие каналы коммуникаций: ТВ-рекламу, оформление витрин, поисковую и баннерную рекламу в интернете. Постоянно появляются новые виды рекламы, которые также можно использовать.
✅ Сформировать и донести информацию. Маркетинговые коммуникации переключают потребителя с рутины на товар. Поэтому сообщения должны быть максимально лаконичными и нести только самую важную идею о товаре. Какую именно — вопрос к маркетологу.
3. Чтобы помочь удовлетворить потребность пользователя:
✅ Если потребитель узнал о товаре и хочет его купить, важно обеспечить удобную и быструю покупку: иначе в поле зрения покупателя попадет другая реклама, и он может потерять интерес к уже выбранному товару.
1. Анализ рынка ― оценка возможностей и угроз. Нужно ответить на вопрос, выгодно ли инвестировать в этот бизнес и нет ли более интересных альтернатив. При оценке сильных и слабых сторон компании необходимо определить:
● Есть ли ресурсы для создания востребованного продукта?
● Что компания может сделать лучше других?
● Каких навыков или ресурсов не хватает?
2. Постановка целей и выбор стратегии развития компании. Задача — понять: что нужно компании и как этого достичь. Для планирования маркетингового комплекса необходимо определить продукт, его преимущества, цену и структуру рекламной кампании.
3. Реализация маркетингового комплекса. Иначе — организация необходимых процессов. Задача — успеть всё точно в срок, без потери качества.
4. Контроль и корректировка действий. На этом этапе маркетологу нужно:
● выстроить систему показателей, позволяющую оценить успешность реализуемых решений;
● собрать и отследить динамику;
● подвести итоги.
Результаты показывают правильность выбранной стратегии и иногда требуют принять срочные меры. Например, отказаться от неэффективного канала коммуникаций и быстро перераспределить ресурсы.
Основная стратегия любой компании — корпоративная. Она охватывает глобальные бизнес-решения, определяет общее направление роста компании, развитие её производства и сбыта. Корпоративная стратегия может быть формализована или только обозначена как основная идея основателя бизнеса. Чем сложнее структура компании, тем сложнее синхронизировать процессы, и формализация в этом помогает.
Все стратегии компании — исследований, разработок, производства, продаж, кадров, маркетинга — следуют целям стратегии корпоративной. Эти цели декомпозируются отделами на конкретные маркетинговые задачи.
Маркетинговая стратегия должна отвечать на вопрос: какой вклад вносит маркетинг в достижение общих целей компании?
Маркетинг востребован, если приносит прибыль. Вот семь признаков того, что маркетинг работает как надо:
1. Стратегия маркетинга помогает достигать целей компании. Например, если у бренда одежды появляется линейка для подростков, маркетинг начинает работать с популярными у подростков соцсетями, используя подходящие коммуникации и визуал.
2. Маркетинговые инвестиции окупаются. Необходимо учитывать соотношение «затраты — прибыль».
3. Маркетологи «держат руку на пульсе событий». Например, учитывая тренды, компания выходит на маркетплейс вместо того, чтобы открывать свой интернет-магазин.
4. Учитывается предыдущий опыт компании. Эта информация помогает принимать более точные решения и не тратить ресурсы на заведомо неэффективные процессы. Например, не отключать рекламу ночью, если опыт показывает, что в это время товар хорошо продаётся.
5. Возможные изменения внешней среды учитываются на этапе планирования. Эффективный маркетинг заранее предусматривает разные сценарии развития событий. Например, разрабатываются два сценария рекламных роликов для футбольных бутсов: один запустят, если команда спонсора победит, другой — если проиграет.
6. Маркетинг адаптируется к изменениям внешней среды на этапе реализации. Форс-мажоры не должны стопорить деятельность компании. Маркетинг направляет, но не ограничивает оперативные решения исполнителей.
7. Маркетинговые процессы постоянно улучшаются: маркетологи собирают необходимую информацию о трендах рынка и обратную связь от партнёров и потребителей. Так компания совершенствуется, растёт и развивается.
Место маркетинга в бизнесе определяет собственник и топ-менеджеры. Очень важна конкурентная среда: монополистам, например национальной железной дороге, маркетинг нужен меньше, чем компаниям, которые работают в условиях высокой конкуренции. К таким бизнесам относятся, например, бренды одежды.
На иерархию маркетинговых функций влияет сфера деятельности компании. Например:
● Бренд-менеджмент особенно важен для товаров массового потребления;
● Управление ассортиментом и сбытом очень важно для розничных продуктов;
● Контент-маркетинг и построение отношений с потребителями должны быть в приоритете у производителей промышленных товаров.
● Интернет-маркетинг востребован для продвижения розничных товаров и услуг с помощью средств интернет-рекламы.
Читать также: