Маркетинг • 07 августа 2023 • 5 мин чтения

Что такое бренд‑менеджмент, или Как управлять бизнес-показателями через смыслы и образы

Когда человек постоянно пользуется продукцией одной компании и рекомендует её друзьям, он ― амбассадор бренда. Вырастить таких лояльных потребителей — работа бренд-менеджера.

Что такое бренд‑менеджмент

Бренд — это устойчивый образ компании или продукта (товара или услуги) в сознании потребителя, который включает в себя ассоциации, мнения, впечатления и стереотипы. Менеджмент — это система целевых действий по управлению, например, предприятием. То есть бренд-менеджмент — это управление образом бренда в сознании целевого потребителя.

Задача бренд-менеджмента ― создать и управлять образом продукта или компании, где каждый элемент, от логотипа до поста в соцсетях, транслирует потребителю продуманный, аналитически обоснованный посыл. И бренд становится не просто товарным знаком на упаковке, а комплексным ощущением того, как потребитель себя чувствует при взаимодействии с ним.

Зачем нужен бренд‑менеджмент

Он помогает компании решить ряд задач:

● Достигать бизнес-показателей

Бренд-менеджмент нужен для того, чтобы, управляя образом продукта, контролировать спрос и так достигать бизнес-целей

Прежде чем оказаться в кошельке у потребителя, нужно оказаться у него в голове. Человек не купит продукт, который не замечает на полке магазина или не воспринимает как подходящий для него. Создать продукт, который привлечёт внимание и пробудит желание купить, — цель бренд-менеджмента.

Следующая цель — маркетинговая. С помощью разных каналов продвижения необходимо рассказать потребителю о продукте, чтобы он его приобрёл. Это помогает достигать целей компании, например желаемого размера прибыли или выхода на новые рынки.

Развивать бизнес

В 2022 году известный маркетинговый стратег Том Роач опубликовал исследование влияния бренд-менеджмента на развитие компании.
Согласно исследованию, менеджмент рискует выйти на плато ― достичь определенных стабильных показателей продаж и не развиваться дальше, если будет заниматься только перформанс-маркетингом без управления брендом. Если целевая аудитория не увеличивается, а лояльных потребителей мало, продажи перестают расти.

Компания может существовать без бренд-менеджмента, но будет ограничена в развитии

● Отстроиться от конкурентов

Сейчас практически не осталось низкоконкурентных рынков или отраслей, где можно выделиться уникальными характеристиками самого товара. Необходимо создавать образную ценностную структуру, связанную с продуктом. Она должна показывать человеку, что этот продукт подходит ему не только функционально, но и соответствует его образу жизни. Например, интернет-магазин букетов 2STEBLYA выделился на фоне конкурентов нестандартным подходом к стандартному товару. Провокационные коммуникации и экстравагантные названия — неотъемлемая часть концепции бренда, поэтому в текстах и картинках часто встречаются намеренные опечатки, сленг и мемы.

Образ бренда-провокатора прослеживается во всех коммуникациях компании: начиная с описания магазина и букетов, заканчивая постами в телеграм-канале
По сути, бренд-менеджмент нужен любой компании, работающей в условиях рыночной конкуренции. Иногда функцию бренд-менеджера выполняет маркетолог или директор по развитию. В небольших компаниях и стартапах брендингом может заниматься собственник бизнеса.

Так, на курс «Бренд-менеджмент» приходят люди, уже работающие с брендингом: маркетологи, предприниматели, которые сами продвигают свой товар, менеджеры по коммуникациям, продакт-менеджеры. Курс помогает им структурировать знания и сделать продвижение бренда более осознанным.

Из чего состоит управление брендом

Система бренд-менеджмента основана на трёх китах управления брендом: знании, потреблении, лояльности. Это значит, что необходимо выстроить путь потребителя таким образом, чтобы из человека, незнакомого с продуктом, он стал амбассадором бренда. Это делается в три шага:

1. Повлиять на знание. Задачи бренд-менеджмента для фитнес-клуба в жилом районе — показать, что это именно фитнес-клуб, а не спа-салон или студия йоги. Донести, что там ещё есть бассейн и групповые занятия, и показать, что клуб подходит аудитории по цене. Если образ создан грамотно, человек, который живёт рядом, в ответ на вопрос «Где ближайший фитнес-клуб?» скажет его название.

2. Обеспечить потребление. На этом этапе потребителям, которые уже осведомлены о бренде, предлагают купить продукт. Частая ошибка — пропустить первый этап и сразу перейти к продаже. В этом случае человек не знает, что именно этот фитнес-клуб связан с его потребностями и попадает под критерии выбора спортзала. В итоге аудитория не спешит покупать абонементы, и менеджеры клуба вынуждены предлагать их со скидками.

3. Создать лояльность. Это обеспечение устойчивого потребления и приверженности бренду. На этом этапе у бренда появляются амбассадоры, готовые рассказывать о нём знакомым. К примеру, такие лояльные клиенты готовы подождать, пока в любимом фитнес-клубе идёт ремонт, и не пойдут искать другие места для занятий спортом. И будут уговаривать друзей купить абонемент именно сюда.

Принципы бренд‑менеджмента

Существует несколько важных аспектов управления брендом — это основы бренд-менеджмента.

Система образов должна быть чёткой, компактной и взаимосвязанной, чтобы человеку было легко запомнить бренд или конкретный продукт. Например, концепция образа премиального домашнего текстиля Home Story состоит в том, что можно изменить жизнь к лучшему, начав с повседневных вещей. И задача бренд-менеджера — создать такую упаковку и продвижение, чтобы потенциальные и существующие покупатели узнали о Home Story, поверили ему и совершали покупки в нужных компании каналах продаж.

Бренд предлагает покупателям создать ощущение дома из глянцевого журнала через качественный текстиль

Образы не должны быть противоречивыми. В разных каналах и на разные целевые аудитории может транслироваться специфический посыл, но у всех потребителей в итоге должно складываться одинаковое представление о компании. Систему образов важно транслировать через все коммуникации бренда: сайт, соцсети, упаковка, корпоративный ролик или буклет, рекламные и PR-материалы. Иначе какая-то часть потребителей не воспримет идею бренда, что может привести к потере потенциальных клиентов.

Хороший пример грамотной трансляции единого образа в разных каналах — бренд беговой одежды Gri. Его идея — одежда, созданная бегунами для бегунов, которую носят с улыбкой. Концепция прослеживается в каждой точке касания с потребителем.

Модели для каталога товаров на сайте GRI сняты с улыбкой
А в фирменном стикерпаке бренда для Телеграма — типичные фразы бегунов

Бренд-менеджер определяет, какую ценность нужно создать для потребителя, а уже потом формирует продукт и его упаковку. Если на пачке написано «сахар для выпечки», а внутри обычный сахарный песок, это не более чем работа с упаковкой — то, что называют «маркетинговыми уловками». Однако если сделать упаковку более функциональной, она придаст продукту дополнительную ценность. Например, сделать прочную коробку, которую можно открыть и надёжно закрыть несколько раз. Или добавить на неё отметки, по которым можно определить, сколько граммов использовано. Так сахар станет не только продуктом, но и «сервисом», удобным для покупателя.

Эффективное управление брендом

В основе грамотного управления брендом лежит цикл, состоящий из пяти этапов:

1. Аналитика
Необходимо определить, каких результатов хочет достичь руководство компании. Задача бренд-менеджмента — оценить рынок, понять его ёмкость, сегменты и тенденции. Это поможет определить риски и возможности для развития. Следом нужно провести оценку конкурентов и возможные точки отстройки от них (чего они не дают потребителю).

Самые важные инсайты можно получить при погружении в мир потребителя. Здесь инструментами бренд-менеджмента будут в том числе количественные опросы и глубинные интервью. Причём важны не только социально-демографические характеристики аудитории, но и образ жизни, система ценностей, привычки и традиции, эмоциональный портрет.
Результатом аналитического этапа будет понимание того, какой продукт необходимо выпустить на рынок и как его позиционировать.

2. Создание бренда
Начинается с формирования платформы бренда. Необходимо определить его характер, миссию, систему ценностей и план на долгосрочную перспективу.
После этого разрабатывается ассортимент и упаковка товара.

3. Стратегия развития бренда
На этом этапе бренд-менеджер понимает, как будет развиваться продукт дальше, и определяет его архитектуру, если он представлен несколькими линейками. К примеру, позиционируются ли товары под единым брендом или будут представлены на рынке как суббренды.

4. Стратегия продвижения бренда
Бренд-менеджер формирует коммуникационную стратегию — систему ключевых сообщений для потребителя и каналы их распространения. На этом этапе продумываются рекламные, PR- и HR-инструменты, которые будут использованы в продвижении.

5. Оценка эффективности
Она проводится после выпуска бренда на рынок, чтобы понять, удалось ли достичь KPI (ключевых показателей эффективности), поставленных на первом этапе цикла.

Управление брендом циклично: после оценки его эффективности необходимо опять возвращаться к аналитике, чтобы понять, почему не удалось достичь поставленных целей или как можно улучшить показатели

Это базовая модель бренд-менеджмента, единая для любого бизнеса. Однако в разных компаниях могут быть свои стратегии бренд-менеджмента в зависимости от типа бизнеса.

У разных брендов свои особенности, которые влияют на стратегию формирования системы образов:

Управление личным брендом
Личность блогера, основателя йога-студии, — один из главных критериев выбора потребителей, а оказание услуги напрямую связано с его личным опытом и характером.

Управление ритейл-брендом
Это брендинг компаний, имеющих точки продаж или оказания услуг: клиники, ресторана, магазина. Акцент в образе будет на специфику территории: уют, атмосферу, сопровождающий сервис, удобное расположение.

Управление потребительским брендом
Обычно он ориентирован на конкретную целевую аудиторию и позиционирует товар или услугу под её нужды. К примеру, профессиональный шампунь из масс-маркета интересен тем, кто хочет получить максимальный эффект, купив товар в обычном магазине.

Управление корпоративным брендом
Речь о компании, заводе, фабрике или дилере. Целевая аудитория бренда включает в себя клиентов, сотрудников, деловых партнёров, инвесторов, госструктуры. Для каждого сегмента свои специфические послания, но общий образ бренда должны быть единым.

Управление HR-брендом
Когда успех компании зависит от быстрого найма, привлечения редких талантов или удержания команды, полезно продвигать образ работодателя, выстроенный вокруг управления людьми. Такой вариант часто выбирают IT-компании.

Управление диджитал-брендом
Этот вариант подходит для интернет-магазинов и включает онлайн-технологии бренд-менеджмента. Важно, чтобы на пути к бренду потребитель чувствовал, что его понимают и о нём заботятся, например создавая удобный интерфейс сайта.

Если взять за основу процесс управления брендом и учесть тип бизнеса, получится создать продукт, который будет интересен потребителям.

Можно сказать, что бренд-менеджмент стоит на стыке множества специальностей и использует аналитические, креативные, коммуникационные и управленческие инструменты. Дополнительно бренд-менеджеру важны знания в области стратегического маркетинга, интернет-продвижения, BTL и ATL. Как маркетолог-управленец, он должен уметь выстраивать работу команды, взаимодействовать с другими специалистами и подрядчиками.

Совет эксперта

Алевтина Золотарева
Главное умение, которое нужно выработать менеджеру бренда, — смотреть «выше травы». Не закапываться в конкретных инструментах, а видеть симптомы, причины ситуации, управлять ресурсами, получать нужные результаты, оценивать эффекты. Он начинается с целеполагания и оценивается по конкретным показателям: капиталу бренда, здоровью бренда, себестоимости продукта, его маржинальности, наценке, оборачиваемости. Хороший бренд-менеджер — тот, кто понимает, как приходить к необходимым бизнес-результатам. Для этого он строит стратегию продвижения бренда, находит точки, где что-то пошло не так, корректирует действия. Тогда бренд-менеджмент станет действенным инструментом на службе бизнеса.
Статью подготовили:
Алевтина Золотарева
Бюро позиционирования SPIKA
Совладелица, бренд-стратег
Женя Соловьёва
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Wed Jul 31 2024 23:59:56 GMT+0300 (Moscow Standard Time)