Программирование  •  19 мая  2023  •  5 мин чтения

Язык андроидов: почему почти все приложения для Android написаны на Kotlin

Почти все Android-разработчики используют язык Kotlin. На нём написаны многие приложения в Google Play, а сам Google объявил его официальным языком разработки для Android.

Где и для чего используется язык Kotlin

Kotlin — это язык программирования, который позволяет писать программы для разных платформ. Его разработала международная компания JetBrains, чтобы быстрее писать свой продукт — среду разработки IntelliJ IDEA. Но некоторые особенности сделали этот язык идеальным для мобильной разработки.

Приложения на Android. Главная сфера применения языка Kotlin — разработка приложений для устройств на Android. Это могут быть смартфоны, телевизоры, умные устройства или приборы для бизнеса и промышленности: кассовые аппараты, терминалы сбора данных и даже некоторые станки. В любом смартфоне на Android большинство приложений наверняка написаны именно на Kotlin. В том числе все основные приложения Google.

Кросс-платформенные приложения, которые нужно запускать на устройствах с разными операционными системами. Для этого используют специальный инструмент, Kotlin Multiplatform. Он позволяет написать одно приложение и для Android, и для iOS, и даже для Windows. Правда, у него есть недостатки — пока нет инструмента для простого создания пользовательского интерфейса и иногда приходится всё-таки адаптировать код под разные платформы. Но эти проблемы сейчас стараются решить, так что в скором времени Kotlin может стать полностью мультиплатформенным языком программирования.

Веб-приложения. С помощью дополнительных библиотек и фреймворков на Kotlin можно писать веб-приложения: причем как фронтенд, так и бэкенд. Для этого язык применяют реже, но этот вариант всё же доступен — если в проекте возникнет такая потребность.

В последнее время язык программирования Kotlin стали использовать в работе с большими данными и чтобы проводить физические и математические расчёты. Для этого тоже существуют специальные библиотеки, например KMath.

Особенности языка Kotlin

У языка Kotlin есть особенности, которые делают его привлекательным для разработчиков. Вот некоторые из них:

Полная совместимость с Java. Долгое время приложения для Android писали на языке Java. В 2010 году на базе этого языка решили разработать новый, для общих целей. В 2016-м появился Kotlin и быстро стал «языком для Android» благодаря официальному признанию Google и удобной интеграции со средой разработки Android Studio. Kotlin взял от своего предшественника очень много и до сих пор позволяет использовать внутри себя функции и библиотеки Java.

Краткий и ясный синтаксис. Kotlin создавали в том числе для того, чтобы код на нем было просто и понятно читать. Он легче воспринимается и состоит из меньшего числа знаков и строчек, поэтому гораздо более понятен стороннему наблюдателю. Также это делает его проще в изучении — как после Java, так и с нуля.

Так на Kotlin выглядит функция вычисления факториала числа. Это не самая простая операция, но в Kotlin для нее есть удобный оператор — в итоге код выглядит достаточно просто и минималистично

Защита от ошибок. В Kotlin есть несколько инструментов, которые предотвращают случайные ошибки при написании кода. Например, он требует сразу задавать тип переменной, что не позволит присвоить ей не то значение. Если же тип не указан, Kotlin сам может его определить — это называется выведение типа. Он не даст присвоить переменной значение null там, где это может привести к поломке программы. Это полезно для новичков и выручает опытных программистов там, где они могут случайно потерять бдительность.
Поддержка ООП и функционального программирования. Kotlin умеет работать как с объектами, так и с функциями — в зависимости от того, что требуется для проекта или конкретной задачи.

Отличия Kotlin от Java

Помимо упрощённого и облегчённого синтаксиса, в Kotlin есть несколько существенных нововведений по сравнению с Java:

Безопасная работа с null-значениями. Kotlin позволяет заранее определить переменные, значения которых могут быть равными null. Это позволит избежать ошибок NullPointerException, которые много лет беспокоили Java-программистов.

Поддержка функционального программирования. Java ориентирован в первую очередь на ООП, в то время как Kotlin содержит удобный инструмент и для ООП, и для функционального программирования. Это позволяет при необходимости писать более компактный и производительный код.

Использование расширений. Kotlin позволяет применять расширения встроенных классов и интерфейсов даже там, где нет доступа к их исходному коду. Это позволяет программировать на Kotlin более эффективно, не изменяя базовые классы.

Для сравнения посмотрим на простую функцию сложения: как она выглядела на Java и как выглядит на Kotlin.

public static int sum(int a, int b) {
return a + b;
}

fun sum(a: Int, b: Int) = a + b

А теперь более сложный пример — игра «камень, ножницы, бумага».

import java.util.Scanner;
import java.util.Random;

public class Main {
public static void main(String[] args) {
String[] options = {"камень", "ножницы", "бумага"};
String player = "";
String computer = "";
String result = "";

Scanner scanner = new Scanner(System.in);
Random random = new Random();

while (true) {
// Запрос у пользователя его выбора
System.out.println("Выберите ваш вариант: камень, ножницы или бумага?");
player = scanner.nextLine().toLowerCase();

// Проверяем, что пользователь выбрал корректный вариант
boolean validOption = false;
for (int i = 0; i < options.length; i++) {
if (player.equals(options[i])) {
validOption = true;
break;
}
}

if (!validOption) {
System.out.println("Некорректный ввод");
continue;
}

// Сгенерируем случайный выбор компьютера
computer = options[random.nextInt(options.length)];

// Определяем победителя
if (player.equals(computer)) {
result = "Ничья";
} else if (player.equals("камень") && computer.equals("ножницы")
|| player.equals("ножницы") && computer.equals("бумага")
|| player.equals("бумага") && computer.equals("камень")) {
result = "Победил игрок";
} else {
result = "Победил компьютер";
}

// Вывод результата игры
System.out.println("Игрок выбрал " + player + ", компьютер выбрал " + computer + ". " + result);

// Запрашиваем у пользователя, хочет ли он продолжить игру
System.out.println("Хотите продолжить игру? (да/нет)");
String answer = scanner.nextLine().toLowerCase();

// Если пользователь не хочет продолжать, выходим из игры
if (!answer.equals("да")) {
break;
}
}

scanner.close();
}
}

fun main() {
val options = arrayOf("камень", "ножницы", "бумага")
var player = ""
var computer = ""
var result = ""

while (true) {
// Запрос у пользователя его выбора
println("Выберите ваш вариант: камень, ножницы или бумага?")
player = readLine()?.toLowerCase() ?: ""

// Проверяем, что пользователь выбрал корректный вариант
if (player !in options) {
println("Некорректный ввод")
continue
}

// Сгенерируем случайный выбор компьютера
computer = options[(0..2).random()]

// Определяем победителя
result = when {
player == computer -> "Ничья"
player == "камень" && computer == "ножницы" -> "Победил игрок"
player == "ножницы" && computer == "бумага" -> "Победил игрок"
player == "бумага" && computer == "камень" -> "Победил игрок"
else -> "Победил компьютер"
}

// Вывод результата игры
println("Игрок выбрал $player, компьютер выбрал $computer. $result")

// Запрашиваем у пользователя, хочет ли он продолжить игру
println("Хотите продолжить игру? (да/нет)")
val answer = readLine()?.toLowerCase() ?: ""

// Если пользователь не хочет продолжать, выходим из игры
if (answer != "да") {
break
}
}
}

Это примеры достаточно простого кода, который можно научиться писать самостоятельно. Код для коммерческих приложений гораздо объёмнее и сложнее. Лучше учиться его писать с наставником — именно так проходит обучение на курсе «Android-разработчик». Студенты решают практические задачи под присмотром практикующих программистов.

Преимущества и недостатки языка Kotlin

Сейчас Kotlin считается стандартным языком программирования для Android — это официальная позиция Google. Однако он не совершенен — у него есть как преимущества, так и недостатки, о которых полезно знать.

Преимущества

● Простой, краткий и лаконичный код.
● Полная совместимость с Java.
● Встроенные инструменты для асинхронного программирования.
● Официальная поддержка Google.
● Простота освоения по сравнению со многими другими языками программирования.

Недостатки

● Низкая скорость компиляции — некоторые приложения на Kotlin «собираются» из кода медленнее, чем такие же приложения на Java.
● Нет полноценной возможности писать приложения для iOS, используя только Kotlin, — он всё-таки больше подходит для Android, несмотря на инструмент Multiplatform.

С чего начать обучение

Тем, кто хочет разрабатывать приложения на Kotlin, лучше придерживаться определённой дорожной карты. С её помощью можно последовательно освоить основы, чтобы потом легче было приступить к практике и реальным коммерческим проектам.

В дорожной карте четыре пункта:

1. Основы Kotlin. Изучить базовые переменные, условные выражения, циклы, типы данных, массивы и функции — всего основного синтаксиса языка.
2. Написание на Kotlin простых программ. Например, чтобы вывести на экран текст, простой калькулятор или примитивную игру.
3. Основы ООП. На примере Kotlin разобрать классы, объекты, наследование и другие принципы, необходимые для работы.
4. IDE. Это среда разработки, в которой программисты чаще всего пишут код. Полезно будет освоить хотя бы одну из них, например IntelliJ или Android Studio.

Изучение всех пунктов этой дорожной карты позволит начать писать на Kotlin простые базовые программы
В дальнейшем для работы нужно будет изучить множество других вещей: базы данных, принципы работы Android, популярные фреймворки и библиотеки для Kotlin, разработку интерфейсов и многое другое. Однако это уже выходит за рамки непосредственного изучения языка.

Совет эксперта

Сергей Сорокин
На данный момент Kotlin — самостоятельный JVM язык, возможностей которого достаточно для создания программ любой сложности. Но всем заинтересованным в Android-разработке нужно помнить, что существенная часть этой операционной системы, как и многие компоненты стандартных инструментов для разработки (SDK), написана на Java. Умение читать код на этом языке и понимание того, как работают его основные конструкции, очень помогут в изучении ключевых принципов ОС Android.

Статью подготовили:
Сергей Сорокин
Яндекс Практикум
Автор курса по мобильной разработке (Android)
Яндекс Практикум
Редактор
Анастасия Павлова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Aug 09 2024 12:25:16 GMT+0300 (Moscow Standard Time)