Законы Мёрфи: что это такое и как они работают
Законы Мёрфи: что это такое и как они работают
Разбираемся на примерах маркетплейсов, как закон Мёрфи и следствия из него работают в бизнесе, приводим примеры и даём совет, как минимизировать его последствия.
Закон Мёрфи — это философский постулат, который на языке оригинала звучит так: «Anything that can go wrong will go wrong». В переводе: «Если что-то может пойти не так, оно пойдёт не так». Это вариант «закона подлости» или «закона падающего бутерброда».
Появился этот шуточный закон в 1940-е годы в Америке с лёгкой руки инженера Эдварда Мёрфи. Автор высказывания служил на авиабазе ВВС США. В ходе работы его команда поставила пропеллер таким образом, что он начал вращаться в неправильную сторону. В сердцах Мёрфи воскликнул: «Если существуют два способа сделать что-либо, причём один из них ведёт к катастрофе, то кто-нибудь изберёт именно этот способ». Фраза так понравилась команде и руководству, что её стали использовать сначала в узком кругу, а затем употребили и на пресс-конференции. Журналисты подхватили так называемый «Закон Мёрфи», и вот уже почти 80 лет им оправдывают человеческие ошибки и неудачи в любых сферах деятельности.
Чтобы не ошибиться в выборе профессии и не искать потом оправданий неудаче, можно сначала пройти профориентационный тест от Практикума и МГУ. Он занимает примерно полчаса и позволяет определить, к какой IT-профессии предрасположен человек. Пройти тест можно бесплатно, достаточно зарегистрироваться или войти в уже существующий профиль Практикума.
Законы Мёрфи быстро стали популярны, потому что их легко переложить на язык бизнеса или любой другой сферы деятельности, а также применить к повседневным задачам каждого человека. Заложенная в них доля пессимизма откликается с привычным большинству негативным мышлением и словно бы снимает с человека ответственность за его действия и их последствия — ведь таков закон.
Со временем закон Мёрфи дополнился следствиями — такими же шутливо-пессимистичными и столь же часто случающимися. Их сформулировал американский писатель Артур Блох в книге «Полное собрание законов Мёрфи». Вот основные:
● Всё намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
● Всякая работа требует больше времени, чем предполагается.
● Из всех потенциальных проблем случится именно та, ущерб и неприятности от которой будут больше.
● Если четыре причины возможных неприятностей заранее устранены, то обязательно появится пятая.
● Пущенные на самотёк события будут развиваться по наихудшему сценарию.
● Как только вы берётесь за какое-то дело, сразу появляется более срочная задача.
● Каждое решение может спровоцировать новые неприятности.
В целом закон Мёрфи можно отнести к любой деятельности, где есть что-то новое. Это могут быть некие новые действия или проекты, работа с гипотезами, освоение навыков, методов, техник, упражнений — всё, что человек или команда раньше не делали. Соответственно, следствий из закона Мёрфи значительно больше вышеперечисленных. Вот ещё несколько примеров:
● Самую сложную работу надо поручать самому ленивому сотруднику, потому что он найдёт самый лёгкий способ решения этой задачи.
● Соседняя очередь к кассе всегда движется быстрее той, в которой стоишь ты.
● Самое лёгкое упражнение всегда вызывает больше всего вопросов.
● Самый лучший курс валюты всегда будет на следующий день после того, как ты её купил.
● Лучший способ получить ответ на вопрос в интернете — самому дать неправильный ответ.
Жизненность законов Мёрфи привела к появлению множества мемов. Источники: pikabu и vestnik.icdc
Законы Мёрфи работают на убеждённости человека в негативном развитии событий. Разумеется, когда случаются исключения из правил, про закон обычно не вспоминают. Зато в противоположном случае человек себя утешает обязательностью и непреложностью закона — «это не я виноват, потому что не предусмотрел все возможные варианты развития событий, таков закон». Закон подлости или закон Мёрфи — не столь важно, главное, оправдать неудачу, а не открыто признать человеческий фактор. При этом можно сформулировать и оптимистичную версию закона Мерфи: куда мы направляем внимание, там и получаем результат, и если нет внимания, то не будет и нужного результата.
Как применить закон Мёрфи к работе в рамках маркетплейсов: большинство селлеров и менеджеров, которые хотят торговать на площадке, идут за отличным результатом и прибылью. Но часто события разворачиваются по-другому, и к этому стоит подготовиться. Так закон Мёрфи можно трактовать как напоминание о рисках и возможность заранее их снизить. Например, предварительно пройти обучение и разобраться в нюансах работы с конкретной площадкой.
Наиболее частая ошибка начинающих селлеров — выбор неподходящего товара для продажи. Здесь всё происходит в полном соответствии с законом Мёрфи. Даже если заранее проанализировать товар, проверить конкуренцию и наличие необходимого объёма у поставщиков, посмотреть статистику и посчитать юнит-экономику, идеальный со всех позиций товар может не продаваться. Причин может быть множество — например, конкурент вышел на рынок чуть раньше, сделал более привлекательную инфографику в карточке, товар отгрузили не на тот склад…
Другая ошибка и в то же время подтверждение правильности закона Мёрфи — не заниматься товаром и ждать положительных результатов. Например, селлер просто создаёт карточку и не занимается А/Б-тестами, рекламой и продвижением. Со временем такая карточка будет приносить всё меньше продаж и вскоре потеряет позиции.
Товар на маркетплейсе можно сравнить с цветком. Если взять два одинаковых растения и за одним ухаживать, поливать и удобрять, то оно будет расти, выпускать всё новые цветочки и радовать владельца. Если же второй, точно такой же цветок не поливать и никак за ним не ухаживать, то он завянет. Точно так же происходит с любым процессом на маркетплейсе и с любым делом в целом: если им не заниматься, положительного результата не будет.
Вот как можно минимизировать негативные последствия действия законов Мёрфи:
● Иметь запасные планы B, C и D. Например, для самозанятого копирайтера они могут формулироваться так: «Если заказчику X в этом месяце нужны только три статьи и я получу меньший доход, чем планировал, я возьму ещё пару задач у заказчика Y». Для начинающего селлера: «Если раздельные жёлтые купальники не будут продаваться, я попробую запустить в продажу слитные голубые купальники». Или «Если вдруг поставщик N не сможет дать необходимый объём товара, мы заменим его на имеющиеся у поставщика Q позиции».
● Быть готовым к тому, что всё может пойти не по плану. Заранее настроиться, что могут быть неожиданности, и воспринимать план скорее как ориентир, чем как непреложную реальность.
● Сфокусироваться не на возможных проблемах, а на собственных ресурсах. Важно понимать, что с любой непредвиденной ситуацией можно справиться. Рассмотрим на примере: селлер работает на Ozon. Маркетплейс внезапно отключил старые виды рекламы и ввёл новые. Никто пока не понимает, как они работают, показы и продажи падают. В этой ситуации можно бесконечно паниковать и говорить, что такого не было даже в запасных планах, это невозможно было предвидеть и т. д. А можно подойти к проблеме с точки зрения минимизации негативных последствий: запустить А/Б-тесты, попробовать разные гипотезы, увеличить бюджет, отключить и перенастроить рекламную кампанию — и так шаг за шагом решить проблему.
Совет эксперта
Читать также: