Жизненный цикл сотрудника в организации: что это такое и как им управлять
Жизненный цикл сотрудника в организации: что это такое и как им управлять
Жизненный цикл сотрудника — это модель управления персоналом, описывающая карьеру работника в компании. По сути, этот процесс длится всё время его работы — начиная с отклика на вакансию и заканчивая последним рабочим днём. Чем длиннее цикл развития сотрудников, тем ниже текучесть персонала в организации.
Управление жизненным циклом сотрудников позволяет компаниям создавать условия для их профессионального роста. Это, в свою очередь, позволяет повышать продуктивность работников, снижать затраты на подбор персонала. Кроме того, внимание компании к циклу развития персонала даёт возможность сформировать сильную корпоративную культуру, благодаря которой становится проще привлекать и удерживать таланты.
Контроль и удлинение цикла развития сотрудников — одни из основных задач HR-менеджера. Получить эту востребованную профессию можно на курсе Практикума, который длится пять месяцев и охватывает все HR-процессы компаний и их диагностику, а также развитие бренда работодателя. По итогам обучения студенты выполняют девять практических кейсов и получают помощь с подбором подходящих вакансий.
Разберём этапы, из которых состоит цикл развития сотрудников:
Чем легче проходит переход сотрудника от этапа к этапу, тем комфортнее ему находиться в организации и тем выше его продуктивность
Чтобы проанализировать эффективность процесса управления персоналом, его нужно измерить. В этом помогают различные показатели и метрики.
Это период с момента публикации вакансии в открытых источниках до выхода сотрудника на должность. С помощью этого показателя можно оценить качество подбора персонала. Чем быстрее закрываются вакансии, тем лучше проходит первый этап цикла развития сотрудников организации. Если окажется, что наём длится слишком долго, стоит пересмотреть требования к кандидатам, условия вакансии или автоматизировать часть процессов рекрутинга, чтобы их ускорить.
Включает расходы, связанные с поиском, например продвижение вакансий, оплату использования сайтов по поиску работу, зарплаты HR-менеджеров, рекрутеров и агентств по найму персонала. Также сюда входит бюджет на адаптацию персонала, например вводные тренинги, первичное обучение и затраты на велком-паки для новичков.
Анализ того, насколько персонал доволен работой в организации, позволит вовремя отслеживать проблемы, чтобы держать под контролем жизненный цикл сотрудников. Полезно отслеживать уровень удовлетворённости результатами своей работы, условиями труда, возможностями для карьерного развития и отношениями в коллективе. Определить, устраивает ли персонал работа в компании, позволит, например, индекс удовлетворённости сотрудников (Employee Satisfaction Index, ESI). В рамках расчёта показателя работников просят оценить по десятибалльной шкале три направления:
Бюджет, который пойдёт на профессиональное развитие сотрудников, важно закладывать заранее и обновлять ежегодно исходя из HR-стратегии. Это могут быть как внутренние тренинги, так и внешние онлайн- и офлайн-курсы. Размер инвестиций зависит от многих факторов, включая специфику компании, ситуацию на рынке и позицию сотрудников, обучение которых планируется. В целом, по данным опроса «Русской школы управления», бизнес готов тратить на обучение топ-менеджеров 50–100 тыс. рублей на человека, на обучение руководителей отделов — 30–100 тыс. рублей, а на обучение линейного персонала — 10–50 тыс. рублей.
Показатель демонстрирует долю работников, прошедших внутреннюю профессиональную оценку или сдавших тесты и экзамены в рамках внешних программ обучения. Метрика позволяет оценить уровень квалификации и компетенций сотрудников.
Показатель включает объём работы, выполненный сотрудником за определённый период. Исходя из специфики компании в целом и отдельных департаментов в частности производительность труда может измеряться в разных параметрах. Допустим, для таргетолога это может быть количество успешных рекламных кампаний и последующих заказов, а для менеджера по продажам — число заключённых сделок.
Этот показатель демонстрирует число сотрудников, получивших повышение за определённый период. Согласно отчёту SHRM, нормальным считается коэффициент в 6%. Чем он выше, тем успешнее растёт персонал и организация в целом, что говорит о том, что работники задерживаются в компании, тем самым увеличивая жизненный цикл.
Это доля персонала, ушедшая из организации за определённый период. В среднем нормальной текучестью кадров считается уход 3–7% работников в год. Высокий коэффициент может указывать на проблемы с удержанием персонала. В этом случае стоит проанализировать внутренние процессы, условия труда, уровень зарплат и корпоративную культуру, чтобы понять, что заставляет сотрудников покидать компанию.
Метрика демонстрирует привлекательность компании для работников и эффективность её программы мотивации и удержания кадров. Чем больше срок, тем длиннее жизненный цикл сотрудников в организации.
Управление циклом развития персонала — это стратегический подход, включающий в себя обучение и удержание сотрудников на протяжении их карьеры в компании. Грамотная организация цикла развития персонала позволяет повышать продуктивность, снижать текучесть кадров и расходы на наём сотрудников и развивать культуру внутри коллектива.
Для управления циклом развития сотрудников HR-менеджеры используют следующие инструменты:
Существует несколько методов управления жизненным циклом сотрудников, которые зависят от этапа их карьеры в компании.
Разберёмся, как внедрить в организации систему управления циклом развития работников. Это делается в несколько этапов:
Рассмотрим ошибки, которых стоит избегать при управлении жизненным циклом работников.
Читать также: