Как устроено обучение в Практикуме
Карьера • 19 июля 2024 • 5 мин чтения
Как устроено обучение в Практикуме
Сегодня в Практикуме учится одновременно около 30 000 студентов. Вместе с руководителем Лаборатории образовательных технологий Марией Ковалёвой разобрались, что такое доказательное образование, как помочь студентам дойти до конца курса и почему каждый второй выпускник рекомендует Практикум своим друзьям и знакомым.
В каталоге Практикума более 150 курсов по программированию, анализу данных, дизайну, менеджменту, маркетингу и английскому. На текущий день Практикум — это более 70 000 выпускников, то есть целый город, каждый житель которого освоил новый навык или получил востребованную профессию в IT.
В Практикуме более 150 курсов, которые помогут освоить IT- и Digital-профессии
Студентов в Практикуме больше, чем в среднестатистическом федеральном вузе. И чтобы каждый из них получил свой результат и дошёл до цели, важно постоянно улучшать качество курсов. Над этим постоянно трудится огромная команда методистов, авторов контента, разработчиков образовательной платформы, ML-специалистов и других сотрудников Практикума. А ещё этим занимается Лаборатория образовательных технологий — центр нашей научной экспертизы. Здесь проводят исследования и разработки в области образования, контролируют посильность материала и внедряют новые технологии в учебный процесс.
Команда Практикума знает, с какой уверенностью в знаниях уходят студенты разных направлений в конце обучения. Источник: Лаборатория образовательных технологий Практикума
В Лаборатории тщательно следят за «счастьем» студента. Большие данные помогают обновлять учебные программы, чтобы студенты доучивались до конца, сохраняли мотивацию и успешно справлялись с трудностями. Мы отслеживаем:
● Успеваемость — позволяет узнать, насколько конкретному студенту сложно учиться и удается ли ему осваивать материал. Метрику успеваемости мы рассматриваем в двух разрезах: как она есть, то есть как студент проходит задачки, с какой попытки, использует ли дополнительные подсказки и т.д. И вторая сторона — это метрика дельты, то есть разница между индивидуальной успеваемостью и когнитивной посильностью материала. У этой и следующей метрики есть свой автор — PhD наук об образовании, учёный международного уровня и консультант Практикума Дмитрий Аббакумов.
● Когнитивную посильность контента. Она должна колебаться в заранее заданных пределах. Суть в том, что контент не должен быть слишком лёгким, это скучно, и в то же время не должен быть слишком трудным, так как это непреодолимо. Оптимальный уровень когнитивной посильности мы называем уровнем сложности контента.
Оптимальный уровень когнитивной посильности мы называем уровнем сложности контента
● Метрику качества учебного опыта, Learning Experience index или LX-индекс. Это индекс учебного опыта, который показывает, насколько студенту нравится обучение и растет ли его уверенность в знаниях. Понятно ли ему, удобно ли, легко или сложно, интересно, полезно. Видит ли он в курсе практическую ценность и т.д.
● Доходимость — процент студентов, которые доходят до конца курса или конкретного учебного модуля.
● Долю реферальных студентов — этой метрикой мы считаем, насколько студенты готовы рекомендовать Практикум и сколько учащихся приходят к нам по совету друзей или знакомых.
Учебные программы в Практикуме пишет команда авторов, а не один конкретный специалист. Мы собираем людей с экспертизой из разных компаний, чтобы сделать содержание программ универсальным, подходящим широкому профилю работодателей и студентов. На этом подходе базируется наша технология проектирования образовательных продуктов.
Практически на всех длительных программах есть бесплатная вводная часть — удобный способ познакомиться с процессом обучения в Практикуме. Она позволяет понять, подходит ли курс конкретному студенту.
Обучение на курсе разделено на спринты; как и в будущей работе, у студентов есть свои проекты, мягкие и жёсткие дедлайны.
Курсы в Практикуме состоят из теоретической части, поданной текстом в интерактивном учебнике, и практики в тренажёре.
Мы осознанно выбрали текст как главный формат подачи образовательного материала, так как он более пластичный. По тексту легко ориентироваться: не нужно перематывать, чтобы найти нужную часть урока, можно делать закладки, использовать поиск, что-то копировать, саммаризировать, призывать в помощь GPT и так далее. Обновить текст тоже можно быстро: именно поэтому мы регулярно актуализируем программы курсов, чтобы студенты учились только самым востребованным навыкам.
В будущем мы планируем вводить больше видео в учебный контент как дополнение к текстовым материалам.
Обучение — непростой путь, и важно проходить его в компании единомышленников. В Практикуме никто не остаётся один на один с учёбой, домашками и сложностями. Каждый студент учится в составе когорты, в которую входят люди из разных городов. У группы есть свой чат в студенческом мессенджере Пачка, а это значит, что всегда есть с кем обсудить проект или к кому обратиться за помощью.
Много обратной связи — сильная черта Практикума, благодаря которой студенты быстро осваивают материал и начинают применять новые навыки. За прогрессом когорты следит команда сопровождения — эксперты, закреплённые за группой и отвечающие за её успеваемость. Они же заменяют привычного преподавателя на курсе.
Вот какие роли есть в нашем сопровождении:
● Наставник — эксперт в индустрии, ведёт воркшопы и вебинары, а также отвечает на содержательные вопросы.
● Куратор — помогает с организационными моментами, мотивирует и вдохновляет, собирает обратную связь и следит за успеваемостью когорты.
● Ревьюер — даёт обратную связь по проекту, подсказывает, как его можно доработать и улучшить. Ревьюерами становятся практикующие специалисты из Яндекса и других крупных компаний.
После обучения студенты вступают в выпускное сообщество Практикума — сейчас в нём более 35 000 человек — и продолжают помогать друг другу в профессии. И просто дружить
Наши студенты будут работать в технологичной среде. Чем больше процесс обучения будет приближен к рабочему, тем проще им потом будет адаптироваться. Поэтому ещё во время учёбы мы прививаем навык использования GPT-помощника. Ему можно поручить более рутинную задачу, чтобы осталось больше ресурсов на придумывание нестандартных решений.
Сейчас YandexGPT интегрирована прямо в учебную платформу Практикума и может объяснить любой сложный момент из теории другими словами или повторить пройденный урок. Если студент не понял часть урока, достаточно выделить необходимый фрагмент в тексте и включить сценарий, не отвлекаясь на поиск информации в дополнительных источниках.
YandexGPT встроена и в тренажёры: нейросеть помогает найти ошибки в коде и разъясняет, как их исправить.
Благодаря данным Лаборатории мы поняли, что один из сильнейших мотиваторов для студентов — понятный осязаемый прогресс. А ощущение, что знаний стало больше, напрямую связано с практикой: что-то может не получаться с первого раза, но когда вдруг пазл складывается, это повод для гордости.
То есть практика невероятно важна, потому что даёт студентам ощущение постоянного прироста в знаниях. А это в свою очередь влияет на метрику доходимости. Набрать первые кейсы по новой профессии и поработать с задачами от бизнеса помогает Мастерская Практикума. Это внутреннее агентство, куда приходят реальные заказчики — некоммерческие организации, корпорации, а иногда и сам Яндекс. Например, в рамках практики наши студенты написали новый навык для Алисы, и теперь она умеет рассказывать о программе поддержки для слабовидящих людей.
Когда портфолио готово, можно приступать и к поиску работы: в Практикуме на курсах предусмотрен карьерный трек. Команда экспертов Карьерного центра учит составлять резюме, презентовать себя, писать сопроводительные письма и проходить интервью
Опираясь на большие данные, мы улучшаем курсы, чтобы больше студентов проходили их до конца. Успеваемость, посильность, учебный опыт очень важны, но ещё одно слагаемое — это работа с мотивацией студента.
Невозможно всех мотивировать одинаково, например, посоветовать написать свою цель на стикере и повесить его на мониторе. Кого-то это будет мотивировать, а кого-то — раздражать. Благодаря исследованиям Лаборатории мы знаем, что в Практикуме 60% студентов — это те, кто мотивируется самим контентом и удобством его восприятия. Но мы умеем работать и с другими типами мотивации:
● Достижение успеха. Это именно те люди, которых мотивируют цели. Их можно описать фразой «вижу цель, не вижу препятствий». На учебной платформе мы даём им возможность поставить цель и отслеживать прогресс.
● Общение и поддержка. Это те студенты, которых мотивирует чувство плеча. Им важно делиться эмоциями и впечатлениями, чувствовать себя частью сообщества. Мы даём им студенческие чаты, где они могут обсудить с одногруппниками все возникающие сложности, вместе порадоваться, если что-то получается, или попытаться сообща справиться со сложной задачей.
● Познание и экспертность. Таким студентам достаточно дать систематизированный материал — их мотивирует скорее удобный способ подачи, восприятия, использования и хранения контента. Например, поиск по теории или нейросеть, которая саммаризирует предыдущие главы.
● Стабильность и ритм. Для студентов с таким стилем лучше всего работает ощущение чёткого плана. Например, это календарь с отмеченными вебинарами и прописанными дедлайнами, чёткое объяснение ролей и этапов на всём пути обучения.
Гибкость онлайн-обучения и технологии позволяют собрать учебный материал таким образом, чтобы он вдохновлял самых разных людей: мужчин и женщин, молодых родителей, жителей больших и небольших городов, продвинутых специалистов и тех, кто только знакомится с технологиями.
Если попросить наших выпускников коротко описать обучение в Практикуме, то скорее всего они скажут: «Это прямо учёба-учёба». В Практикуме учатся те, кто искренне хочет учиться, а результат напрямую зависит от того, как сильно ты стараешься. Мы создали образовательную среду, где взрослые люди за короткое время погружаются в новые профессии и навыки, устраиваются на работу, становятся более востребованными, меняют жизнь.
Мы гордимся каждым студентом, который смог доучиться до конца. И поддерживаем каждого, кто принимает решение взять паузу или выбрать другой путь.
Читать также: