Гарантия трудоустройства: как всё работает в реальности

Анна Смирнова
руководитель Карьерного центра Яндекс Практикума

Если вы ищете онлайн-школу для обучения IT-профессии, то, скорее всего, встречали предложение «Вернём вам деньги, если вы не найдёте работу». Разберёмся, как это работает на практике, какие плюсы и минусы есть у такой механики и почему мы в Практикуме от неё отказались.

Как работает гарантия трудоустройства?

Везде по-разному, но есть общие принципы. Чтобы вернуть деньги, если вы не нашли работу после курса, нужно соблюсти ряд условий.

Как правило, требуется быть активным. Например, посещать все карьерные консультации и принимать участие в дополнительных проектах (хакатонах, практиках и стажировках), откликаться на все партнёрские вакансии и искать варианты самостоятельно. То есть даже с гарантией трудоустройства вы обязуетесь прикладывать усилия.

У студента могут быть полноценные KPI. К примеру, нужно отправлять минимум 10 откликов в день, отчитываться о них, пройти 20 собеседований за «гарантийный период» — обычно около полугода. Если чего-то недоберётся, то ответственность ложится на выпускника.

И ключевое условие — не получить ни одного приглашения на работу. Стоит учитывать, что обычно считается любое приглашение — важнее его наличие, а не его содержание.

Представим ситуацию. Катя отучилась на графического дизайнера и начала искать работу. В онлайн-школе ей предложили партнёрскую вакансию по специальности в компании, которая занимается железобетонными блоками. Это не совсем то, что ищет Катя, такая работа не отвечает её базовому набору требований. Но оффер есть — значит, условия договора выполнены, а деньги вернуть не получится.

Тот самый единственный оффер может оказаться неподходящим. Например, зарплата ниже той, на которую вы рассчитывали. Нужно переезжать в другой город, работать в неблизкой вам сфере или с задачами, которые не совсем соответствуют тому, на что вы учились.

Конечно, могут быть и успешные кейсы. С такой основательной подготовкой, участием в дополнительных активностях и количеством откликов шансы получить хороший оффер довольно высокие. Да и среди партнёрских вакансий может найтись то самое место.

Но важно понимать, что онлайн-школа не может гарантировать трудоустройство в конкретную компанию или роль, которая будет соответствовать абсолютно всем вашим критериям.

Вот другой пример. Саша хотел попасть в Яндекс и отказывался рассмотреть другие варианты, которые предлагали в программе трудоустройства. Он усердно работал и попытался пройти отбор на разные вакансии. Спустя семь месяцев Саша получил ещё один отказ. Программа карьерной поддержки с партнёрскими предложениями и консультациями экспертов закончилась, работы нет, но и деньги ему не вернут — ведь он не пробовал свои силы в других компаниях, что было указано в договоре.

Гарантия трудоустройства не гарантирует классную работу. Но онлайн-школа может поддержать в достижении вашей цели. Пользуйтесь возможностями, будьте активными, набирайтесь опыта — и так шансы найти работу, которая будет приносить вам удовольствие, станут выше.

Почему в Практикуме отказались от гарантии трудоустройства?

Гарантия трудоустройства — привлекательное предложение, в котором есть свои плюсы. Но цель Практикума — не устроить всех на работу любой ценой, а помочь студенту найти максимально подходящий ему путь. А ещё дать инструменты, которые будут помогать ему и дальше, когда курс и карьерная поддержка закончатся, а выпускник продолжит строить свою карьеру самостоятельно. Для этого в трудоустройстве важны осознанность, доказательность и свобода выбора — и вот почему:

  1. У каждого своя карьерная стратегия

    Мы бережно отбираем стажировки и вакансии от партнёров, но это не гарантирует, что в нашей подборке найдётся идеальная работа для каждого выпускника. Сейчас статистика такая: половина студентов выбирает офферы от наших партнёров, а половина предпочитает другие компании. И если выпускник захочет работать в другой компании — это его выбор, и мы его поддержим.

  2. Сервис дает знания и поддержку. Решения принимает студент

    В Практикуме есть Карьерный центр, где мы помогаем почувствовать себя комфортно на новом, неизвестном рынке труда и учим искать работу: составлять резюме и портфолио, писать сопроводительные письма, проходить собеседования и анализировать свои отклики.

    Но мы не можем сами пройти за студента интервью, сделать тестовое и принять оффер. Это то, что находится не в нашей зоне ответственности. Как и финальное решение — соглашаться на предложение компании или нет. Например, если жизненные обстоятельства изменились и студент решил временно не менять работу — это тоже его выбор.

  3. Для карьерных результатов важнее качество образования

    Наше исследование показало, что студентам важно не столько знать, что они смогут вернуть деньги при нетрудоустройстве, сколько получить актуальные знания, закрепить их на практике и сделать это в комфортном темпе. Поэтому мы сфокусировались на качестве образования: выпускник получает навыки, которые нужны работодателям, и инструменты, которые помогут презентовать себя и найти работу — вне зависимости от того, есть гарантия или нет. И такой подход приносит результаты: 73% выпускников, которые обратились в Карьерный центр Практикума, находят работу в течение полугода.

Попробуйте себя в новой профессии

Переходите в каталог Яндекс Практикума и выбирайте курс. У каждого есть бесплатная вводная часть — она поможет понять, подходит ли вам специальность и формат обучения.

Начать учиться бесплатно
Поделиться

Смотрите ещё

Wed Apr 23 2025 16:55:22 GMT+0300 (Moscow Standard Time)