3D-моделирование: виды, принципы, инструменты
3D-моделирование: виды, принципы, инструменты
3D-моделирование — это процесс создания графических объектов и сцен в трёхмерном пространстве. Как правило, первый экскурс в 3D-мир большинство из нас совершили ещё в старших классах школы, когда к привычным осям Х (длина) и Y (ширина) на уроке стереометрии добавилась третья ось — Z (глубина). Результатом построения объекта по трём осям в пространстве стала объёмная фигура, или простейшая 3D-модель.
3D-моделирование позволяет дизайнеру уйти вглубь пространства и преодолеть плоскостность двухмерного мира.
Научиться создавать трёхмерную графику с нуля можно на онлайн-курсе «3D-дизайнер». За 9 месяцев студенты освоят моделирование 3D-объектов разной сложности, создание и анимацию персонажей и нюансы рендеринга. В портфолио удастся добавить восемь проектов — найти работу с таким багажом будет проще.
3D-моделирование широко используют в разных областях дизайна.
С помощью 3D-моделирования создателям фильма удалось избежать найма тысяч человек в массовку и не тратить время на создание масштабных декораций. Источник: kinopoisk
Коллаборация Apple и Nike в проекте виртуальной реальности направлена на исследование возможности слияния идентичностей брендов. Источник: behance
Рендер российской креативной студии Pinkman. Источник: behance
Рассмотрим подробнее два основных вида 3D-моделирования.
● Полигональное моделирование. Смысл в том, что для создания макета берётся плоский объект, например треугольник, и путём повторения воссоздаётся в пространстве. Получается объёмная фигура — полигон, самый простой элемент в 3D-моделировании, который имеет ребро, грань и вершину. Из комбинации множества таких полигонов дизайнер формирует макет.
Чем больше полигонов, тем естественнее и визуально приятнее выглядит 3D-модель. Но есть и минус: если модель состоит из огромного количества полигонов, итоговый файл много весит и понадобится больше времени на рендеринг
● Параметрическое моделирование. Подразумевает работу с изначально объёмными каркасами, которые задаются с помощью математической модели. Дизайнер берет куб или любые другие простые объёмные фигуры и собирает из них макет, с помощью специальных инструментов отсекая лишнее, сглаживая неровности и другими способами видоизменяя первоначальные фигуры. Например, если дизайнеру нужно собрать мишку, он берет несколько сфер разных размеров, составляет их друг с другом и назначает туловищем и головой. Затем с помощью специальных инструментов-деформеров он меняет форму и свойства объектов: сглаживает шею и плечи, прорисовывает анатомические особенности, добавляет уши, глаза и нос.
Если в процессе параметрического моделирования дизайнеру понадобится особенная форма, он может её создать. Допустим, нужна сфера с квадратной выемкой. Нужно сначала создать сферу, затем отдельно создать квадрат, а после поместить его в сферу и вырезать эту часть. То есть дизайнер может не только работать с помощью функций, инструментов и кнопок, но и с помощью их комбинаций создавать новые и видоизменять имеющиеся элементы.
Параметрическое моделирование можно сравнить с лепкой из пластилина, когда массе с помощью стека придаётся нужная форма. Источник: for3d
При работе с 3D дизайнеру нужно учитывать следующие принципы построения моделей:
Захватывающий 3D-ролик бренда Lancome, посвящённый китайскому Новому году, был создан с помощью Cinema 4D и Houdini. Источник: behance
● Blender. Бесплатный софт, получивший широкое распространение в среде 3D-дизайнеров. Его любят за высокую производительность и мощный набор инструментов, в том числе для анимации, низкий порог входа и развитое комьюнити.
● Autodesk Maya. Профессиональная программа, особенно популярная в области геймдева и киноиндустрии благодаря набору инструментов для анимации и симуляции. Они позволяют создавать реалистичных персонажей. Ещё один важный плюс — встроенный мощный рендеринг.
● ZBrush. Программа для 3D-моделирования с фокусом на скульптинге. Её часто используют в геймдеве для отрисовки игровых миров и персонажей: можно создавать в том числе высокодетализированные модели с большим количеством полигонов.
● Houdini. Отличный вариант софта для прорисовки визуальных эффектов, текстур и освещения благодаря множеству встроенных команд. Также есть множество инструментов для управления масштабными сценами и генерации необычных ландшафтов.
● SketchUp. Простой и универсальный инструмент для 3D-моделирования. Его часто используют при работе над ландшафтным дизайном, препродакшном и раскадровками.
Пример сложной работы со светом и текстурой на насыщенном красном фоне, выполненной с помощью Cinema 4D и SideFX Houdini. Источник: behance
Читать также: