Дизайн  •  07 июля 2024  •  5 мин чтения

Графический дизайнер: чем занимается, какие навыки нужны и как им стать

Расскажем, что делает графический дизайнер, чем отличается от других специалистов, какими навыками он должен обладать и какой путь нужно пройти, чтобы им стать. А ещё узнаем, сколько они зарабатывают.

Чем занимается графический дизайнер: доносит смыслы

Представьте: вы открыли несколько сайтов продавцов овощей, ещё не читали описание, но уже видите, что первый магазин продаёт экологически чистые овощи, второй — такие же вкусные, как с бабушкиной дачи, третий — только экзотические, а четвёртый — обычные овощи дёшево. Всё это вы поняли не из текста, а благодаря визуальным образам: цветам, шрифтам и иллюстрациям, например с морковками, грядками и дачными домиками или пальмами.

Именно графический дизайнер делает так, чтобы через визуальные образы человек считывал смыслы и понимал, какой это бренд: дорогой или доступный, экологичный или не очень, строгий или дружелюбный. И работает дизайнер с разными форматами:

  • лендингами,
  • упаковкой товаров;
  • визуалом для соцсетей;
  • мерчем — это футболки, сумки, толстовки, наклейки, аксессуары с символикой бренда;
  • каталогами, листовками, буклетами;
  • инфографикой и статьями;
  • картами, схемами, навигацией и так далее.
Смыслы — это не что-то абстрактное, они всегда связаны с фактурой. Поэтому в своей работе графический дизайнер изучает и структурирует большие объёмы данных, например анализирует технические планы помещений и местность, чтобы помочь посетителям сориентироваться в музее или на фестивале.
Или изучает исходный текст статьи, чтобы правильно расставить акценты и помочь автору донести суть.
Дизайн статьи для медиасайта, работа Екатерины Вилковой после 1,5 месяца обучения на курсе Практикума «Графический дизайнер»

Заказчики приходят за услугами графического дизайнера, чтобы он подобрал образы, которые наиболее точно передадут смыслы и посылы бренда. Брендом может быть не только бизнес, но и государственные органы, некоммерческие организации, физические лица, например: Министерство образования, приют для животных, ютуб-блогер. К примеру, для бизнеса — производителя чая дизайнер может разработать такую упаковку, по которой покупатели с первого взгляда поймут: этот чай — сибирский, собран в экологически чистом регионе и укрепляет здоровье.

Мы попросили студентов Яндекс Практикума рассказать, как они понимают профессию графического дизайнера:

«Я вижу графического дизайнера как человека, владеющего языком визуальной коммуникации, то есть он способен с помощью визуала передать мысль. И здесь прямо как в изучении языка: сначала ты учишься примитиву вроде «привет, как дела», а потом развиваешься, узнаёшь правила, конструкции, исключения, чтобы в финале ответить на вопрос жизни, вселенной и всего такого»

Мария Молчанова, студентка третьего потока курса «Графический дизайнер»

«Графический дизайнер — это тот, кто видит необычное в самом обычном».

Екатерина Ионова, студентка второго потока курса «Графический дизайнер»

«Графический дизайнер помогает людям воспринимать визуальную информацию и передавать сообщения с помощью визуальных образов. Он обладает огромной силой и ответственностью — может сделать интересной и заметной любую идею (ну и наоборот, в общем-то). А ещё — делает мир понятнее и красивее».

Анастасия Боровая, студентка второго потока курса «Графический дизайнер»

«Графический дизайнер — это как супермен в фильмах»

Агван Гаспарян, студент второго потока курса «Графический дизайнер»

«Графический дизайнер — это волшебник, который способен вдохнуть жизнь в простые линии, фигуры или надписи! И он делает мир интереснее».

Елена Пискарёва, студентка второго потока курса «Графический дизайнер»

Материал по теме:
Востребованные профессии в дизайне: какое направление выбрать?

Классификация дизайнеров

Чаще всего графического дизайнера называют просто дизайнером, а приставка «графический» сохранилась со времён первых специалистов: они работали в графических редакторах, например Photoshop и CorelDRAW. Но дизайнеров много, и все они решают разные задачи, например:

Графический дизайнер

Создаёт визуальные материалы, например сайты, буклеты, баннеры, так, чтобы донести через них смыслы и посылы брендов.

UX-дизайнер

Проектирует интерфейсы приложений, сайтов, сервисов, чтобы пользователю было удобно и понятно ими пользоваться.

Промышленный дизайнер

Придумывает, как будут выглядеть вещи вокруг нас: офисные кресла, кружки, столы, мобильные телефоны и всё остальное.

Дизайнер интерьеров

Проектирует жилые и нежилые помещения, опираясь на сценарии их использования. Например, придумывает, как будет выглядеть кофейня с учётом проходимости людей.

Плюсы и минусы профессии

Прежде чем принимать решение, стать графическим дизайнером, нужно учесть особенности профессии. Как и в любом деле есть свои плюсы и минусы.

Плюсы

✅ Востребованная профессия. На рынке постоянно появляются товары и услуги, которые нужно красиво показывать покупателям. Графический дизайнер подключается как на этапе создания продукта, так и при рекламном продвижении.

✅ Возможность работать удалённо. Главное, чтобы под рукой был хороший компьютер, графический планшет и интернет. Можно получать заказы на фрилансе или работать штатным дизайнером в компании.

✅ Простор для творчества. В графическом дизайне есть, где творчески развиваться — можно осваивать новые программы, инструменты, техники создания иллюстраций и даже сферы (промышленный дизайн, веб-дизайн, коммерческая иллюстрация, моушен-дизайн, шрифтовой дизайн).

✅ Карьерные перспективы. Пройдя путь от джуна до сеньора, графический дизайнер становится арт-директором или открывает свою дизайн-студию. Если получить дополнительное образование в области маркетинга, можно стать директором по брендингу.

Минусы

❌ Высокая конкуренция на рынке. Дизайнеров много, но хороших специалистов, которые предлагают креативные решения, а не только работают по техническому заданию, по-прежнему не хватает. Чтобы дизайнеру выделиться среди конкурентов, нужно иметь сильное портфолио.

❌ Субъективное восприятие. У всех людей разное чувство прекрасного. Часто между заказчиком и дизайнером происходит недопонимание, а оценка работы переходит на уровень «нравится / не нравится, нужно переделать, чего-то не хватает». В таких случаях дизайнер должен уметь защищать свои визуальные проекты и объяснять заказчику пользу от дизайна.

❌ Необходимость постоянно обучаться. Дизайнер следит за трендами в своей сфере, обновлениями программ, тем, что создают конкуренты. Сфера развивается стремительно — тренды появляются каждый год.

Графический дизайн — это во многом история про эмоции и способы взаимодействия с людьми. Дизайнер проектирует коммуникацию и должен хорошо чувствовать и компанию, и её целевую аудиторию. Поэтому эмпатичность — одно из важнейших качеств дизайнера.

Эмпатичность — это личное качество дизайнера, но его можно отнести к софтскилам.

Софтскилы — надпрофессиональные навыки, которые приходят с опытом. Их ещё называют мягкими навыками: умение планировать время, общаться, защищать свои решения перед коллегами и заказчиками.

Софтскилы, и особенно эмпатия, важны, но их одних недостаточно, чтобы создать дизайн. Поэтому дизайнеру ещё нужно развивать хардскилы.

Хардскилы — профессиональные или технические навыки, которые можно измерить, например умение работать в программах, выстраивать композицию. Их ещё называют твёрдыми навыками, и для каждой профессии они разные: для программиста — умение писать качественный код, для специалиста по рекламе — работа в рекламных кабинетах и снижение стоимости клика. Если упрощать, то это навык делать свою работу.

Чтобы лучше понять, что такое хард- и софтскилы, можно представить два полюса: на одном специалист только с хардскилами, а на другом — только со софтскилами. Первого назовём Иваном, а второго — Петром.

Только хардскилы

Иван делает крутой дизайн, его лендинги можно отправлять на конкурсы ещё на этапе идеи, а визитки настолько красивы и функциональны, что хоть в галерее выставляй. Но Иван не умеет общаться с людьми и управлять своим временем: после каждой правки он грустит три дня, а любое письмо в почте вызывает у него желание сменить работу. 

У него не получается общаться с заказчиками и коллегами, поэтому его гениальный дизайн никогда не согласовывают. И все его работы так и лежат в папочке на рабочем столе.

Только софтскилы

А это Пётр. Он прекрасно управляет своим временем, находит общий язык со всеми: от вахтёра в школе сына до генерального директора известного телеканала. Его идеи утверждают с первого раза, а заказчики выстраиваются в очередь и несут-несут-несут деньги.

Но вот только Пётр создаёт дизайн на уровне третьеклассника: визитки по шаблону из Word, лендинги на коленке и листовки как из 90-х. Он настолько выдающийся в общении, что заказчики довольны и этим, но назвать его дизайн хорошим всё равно нельзя.
Такие крайности мешают работе графического дизайнера, поэтому важно прокачивать и хард-, и софтскилы.
Хардскилы для обучения на графического дизайнера:
  • работа в программах Photoshop, Figma, Illustrator и других — о программах ещё поговорим отдельно;
  • работа с типографикой;
  • работа с цветом;
  • умение выстроить композицию;
  • навыки вёрстки;
  • работа с изображениями;
  • подготовка макетов к печати.
Можно заметить, что дизайнер — это не всегда тот, кто ходил в художку, а потом окончил профильный вуз, ему не обязательно уметь рисовать. Конечно, если навык есть — это будет плюсом, но обычно такие задачи решает отдельный специалист — иллюстратор.
Софтскилы дизайнера:
  • эмпатичность;
  • умение работать в команде;
  • аргументация своих решений — дизайнер должен уметь объяснить заказчику и коллегам, почему выбрал именно такие цвета, шрифт, образы;
  • критическое мышление;
  • насмотренность;
  • умение спокойно реагировать на правки;
  • менеджерские и управленческие навыки, например дизайнер может поставить задачу иллюстратору и проконтролировать её выполнение;
  • креативность, умение выходить за рамки.
Вот эти два списка навыков можно назвать тем, что нужно сдавать на графического дизайнера.
С чего начать карьеру в дизайне
Выбрать профессию мечты, разобраться в навыках и зарплатах дизайнеров поможет бесплатный гайд от Практикума.
Например, так в Figma выглядят макеты сторис для инстаграма*.
Ещё можно искать работы известных дизайнеров и студий, например на Pinterest, Bēhance, в каналах для дизайнеров: у Ильи Бирмана, Артемия Лебедева, студии «ДзенДизайн». Собирать понравившиеся работы в отдельную папочку или доску на Pinterest, анализировать их и отмечать, решает ли дизайн задачи брендов и какие эмоции вызывает.

Требования к графическому дизайнеру

Чтобы расти дальше, дизайнеру нужно осваивать новые навыки и развивать существующие. Навыки и рост в профессии завязаны на грейды — это категории специалистов, которые формируются в зависимости от количества, уровня навыков и опыта в графическом дизайне.
Всего существуют четыре грейда:
Грейд
Навыки
Опыт
Стажёр
Только осваивает профессию, может сделать простенький макет визуала для соцсетей в Photoshop.
Несколько месяцев
Джун
Разбирается в типографике, композиции и цвете, развивает насмотренность, делает несложные макеты.
До года
Мидл
Владеет несколькими инструментами.

Может сделать баннер, собрать лендинг и разработать упаковку, в целом умеет почти всё, но понемногу. Софтскилы развиты на высоком уровне.

2–3 года
Сеньор
Берёт на себя ответственность за команду и решение задач бизнеса, уверенно общается с заказчиками, почти всегда владеет большим количеством инструментов.

Понимает, как устроен бизнес и развиваются бренды, разбирается в менеджменте, маркетинге и коммуникационных стратегиях.

3–5 лет
Стажёр приходит в профессию с минимальными навыками и постепенно наращивает свою силу: глубже изучает программы, осваивает новые навыки, растит насмотренность, прокачивает софтскилы, например менеджмент, маркетинг. И так переходит сначала в джуны, потом в мидлы и затем в сеньоры. Такой путь можно сравнить со взрослением человека: вот ребёнок пока ещё читает по слогам, а вот он же через несколько лет защищает диссертацию.

Тут стоить отметить, что деление на грейды довольно условное, например джун может отстаивать свои решения, даже если у него не так много знаний. А один и тот же грейд в разных компаниях предполагает свой уровень скилов: джун в небольшой веб-студии и джун в Google — это не одно и то же.

С грейдами в реальной жизни всё не так просто, как в нашей табличке. Из неё может показаться, что грейд зависит только от знания программ: чем больше, тем выше грейд. Но эта схема работает до уровня мидла, а для сеньора же важнее умение брать на себя ответственность. Он не просто хорошо владеет программами, а отвечает перед заказчиком за результат: решает дизайн задачу бизнеса или нет.

Сколько зарабатывает графический дизайнер

По данным Хабр Карьеры, средняя зарплата графического дизайнера составляет 68 333 руб. Чем выше грейд специалиста — джуниор, мидл или синьор, — тем больше он зарабатывает. На HH.ru есть вакансии для специалистов без опыта с зарплатой от 25 000 руб. — как правило, это предложения компаний из регионов. Специалисты с опытом от 1 до 3 лет могут зарабатывать от 50 000 руб, а синьоры со стажем от 3 лет могут рассчитывать на доход в 150 000 руб. и выше.

Средняя зарплата графического дизайнера. Рассчитана на основании данных от 355 специалистов. Источник

* сервис предоставляется организацией, признанной экстремистской на территории РФ

Статью подготовили:

Артур Рябушенко
Яндекс Практикум
Руководитель курсов по коммуникационному дизайну
Яндекс Практикум
Редактор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться 

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Sep 27 2024 11:02:09 GMT+0300 (Moscow Standard Time)