Росстат подсчитал, что половина выпускников колледжей и почти треть выпускников вузов не работают по специальности.
Чтобы такого не случилось, нужна профориентация. Она помогает выявить предрасположенность к какой-либо профессии с учётом психологии человека, его навыков, знаний, талантов и предпочтений.
В понятие профориентации входят различные методики: научные, психологические, авторские. Каждая из них помогает определить карьерный вектор будущей или новой профессии.
В Карьерном Центре Практикума уже всё есть: поможем выбрать ту самую профессию, познакомим со специалистами и обучим на практике. А потом создадим портфолио, напишем резюме и подберём работодателей.
Например, человек не любит планировать, цифры на него наводят тоску, а общение с людьми вызывает панику. Если он выберет профессию экономиста, то, скорее всего, будет постоянно чувствовать дискомфорт, потому что придётся делать всё то, что ему не нравится.
Профориентация помогает выбрать карьерное направление, в котором есть смысл развиваться, отталкиваясь от личных особенностей. Суть профориентации — найти скрытые таланты и склонности, определить, чем именно человек хочет заниматься, и подобрать подходящие профессии.
1. Выпускникам школы.
Может случиться, что профессия, которая нравится ученику, устарела. Значит, вряд ли получится в ней построить карьеру и реализовать себя. Профориентация поможет подобрать специальности, которые будут востребованы ещё много лет.
2. Тем, кто хочет сменить работу или увеличить зарплату.
Например, если на работе нет перспективы карьерного роста, есть «потолок» по зарплате или постоянно приходится перерабатывать, то выходом может быть смена специальности и выбор другой деятельности.
3. Тем, кто переехал в другой город или регион.
После переезда, вынужденного или запланированного, найти работу по специальности трудно всем. Зарплата часто оказывается ниже ожидаемой. Например, за границей переводчику-лингвисту придётся конкурировать за клиентов с носителями языка. А мастер-стилист в небольшом провинциальном городе уже не сможет зарабатывать столько же, сколько в Москве.
Если возможности позволяют, то перед переездом нужно подумать о профориентации и пройти обучение. Можно отучиться и на новом месте, когда для этого будут ресурсы. Главное — помнить про инструмент, на который можно опереться в мире нестабильности.
4. Мамам, которые были в декрете дольше трёх лет.
За это время могли измениться не только технологии, но и процессы в компании. Чтобы разобраться в новой реальности, нужно пройти обучение и подтвердить квалификацию.
Профориентацию можно проходить в любом возрасте и сколько угодно раз. Например, первый раз — в 5–6 лет, чтобы выбрать школу, которая подходит ребёнку. Потом — в 12–13 лет, при распределении в физмат- или гуманитарный класс. В старших классах профориентация поможет определиться с вузом и специализацией.
Взрослым можно проходить профориентацию, когда перестала устраивать текущая работа либо есть причины, из-за которых работать по специальности не получается и хочется сменить сферу деятельности.
Для каждого возраста разработаны свои методики профориентации. Например, для дошкольников тесты проводят в форме игры, а со школьниками беседует психолог. В профориентацию для взрослых включены разные инструменты: тесты, дискуссии, стажировки, опросы, консультации.
Функция | Что это такое и как её используют |
---|---|
Диагностическая | Нужна, чтобы выявить способности, раскрыть таланты, определить сильные и слабые стороны человека.
Что делают: проводят тесты, исследования, консультации, опросы и на основании ответов составляют психологический портрет человека. |
Информационная | Нужна, чтобы дать людям информацию о профессии, объяснить её преимущества и недостатки, востребованность и перспективы.
Что делают: проводят дни открытых дверей в вузах и колледжах, ярмарки вакансий, лекции «Введение в профессию», информационные или практические мероприятия, например дают возможность провести день в рабочей обстановке со специалистом. Это помогает человеку узнать больше о профессии и понять, насколько она ему подходит. |
Организационная | Нужна, чтобы передать человеку знания, опыт и впечатления от работающих специалистов.
Что делают: проводят встречи со специалистами, экскурсии на предприятия, конкурсы профессионального мастерства и другие мероприятия, которые позволяют человеку заглянуть в профессию «изнутри» и примерить на себя роль специалиста. |
Профилактическая | Нужна, чтобы уменьшить количество ошибок при выборе профессии.
Что делают: проводят тесты, опросы, исследования, чтобы более точно установить предрасположенность человека к профессиональному направлению. |
Есть две основные методики профориентации — тест Климова и тест Голланда. Первый определяет наиболее подходящую профессиональную сферу, а второй — тип личности человека и вид деятельности, к которой он расположен.
Человек → человек. Профессии, в которых постоянно приходится общаться с людьми: врач, учитель, логопед, массажист, секретарь, продавец, политик.
Человек → искусство. Это творческие люди — актёры, писатели, музыканты, художники. В этих специальностях не обойтись без образного мышления, способностей к искусству, а ещё усидчивости, трудолюбия и дисциплины.
Человек → техника. Это инженеры, конструкторы, механики, строители, звукотехники, наладчики — люди с практическим мышлением.
Человек → знаковая система. Знаки — это цифры, коды, чертежи, искусственные языки, а люди, которые с ними работают, — программисты, лингвисты, архитекторы, брокеры. Для таких специальностей важны усидчивость, внимательность.
Человек → природа. Это профессии, связанные с живой и неживой природой — растениями, животными, землёй, космосом: ветеринар, астрофизик, геолог, технолог, выращивающий новые бактерии. Представителей этих профессий объединяет деятельная любовь к природе: заботиться о животных, ухаживать за ними, изучать ископаемые или выращивать растения.
Вопросы в тесте Климова составлены таким образом, чтобы классифицировать профессиональные интересы. В тесте 21 вопрос, прохождение займёт максимум 10 минут.
Реалистичный. Человек такого типа любит взаимодействовать с материальным миром: строить, конструировать, выращивать, ремонтировать, выстраивать технологические процессы. Это плотники, инженеры, шеф-повара.
Офисный. Любит цифры, документы и порядок. Работает в делопроизводстве, ведении документации и систематизации информации. Это может быть офис-менеджер, оператор справочной службы, архивист или бухгалтер.
Социальный. Любит взаимодействовать с людьми, общаться и помогать. Это учитель, тренер, врач, журналист или консультант.
Предпринимательский. Быстро принимает решения, не боится пробовать новое и умеет организовывать людей. Это продюсер, режиссёр, директор по развитию, издатель.
Артистический. Креативный, эмпатичный, с развитым воображением. Это дизайнер, художник, актёр, музыкант.
Интеллектуальный. У людей такого типа высокий интеллект и нестандартное мышление. Они любят проводить эксперименты, находить закономерности и решать сложные задачи. Это математики, аналитики, химики.
Тест Голланда простой — из 30 предложенных пар профессий нужно выбрать ту, которая больше нравится. Займёт максимум 7 минут времени.
В игре человек чувствует себя более свободным. Играть — не учиться, это приятно и весело. Поэтому в профориентации используют элементы геймификации — игры, опросники, дискуссии, интерактивные занятия. Они помогают более точно определить личные особенности человека: темперамент, таланты и склонности, способ мышления, инициативность.
В профориентации игры научно обоснованы. Кажется, что просто играешь, а оказывается, что прошёл психологический тест. Например, игра-дискуссия «Свобода — ответственность — справедливость» помогает выработать навык выхода из сложных ситуаций и развивает способность к самоанализу, а в игре «Человек — судьба — чёрт» участник моделирует свою жизненную и профессиональную перспективу.
Методика погружения в профессию позволяет избежать таких ошибок и попробовать себя в роли специалиста. Для этого человеку дают реальный проект, где он работает с куратором. Или проводят экскурсию на предприятие, дни открытых дверей, встречи с сотрудниками компаний — это помогает определиться с профессией.
Поэтому важно выбирать профессию, в которой совпадают «хочу», «могу» и «надо»: тогда это будет интересная работа, которая соответствует способностям и востребована на рынке труда.
2. Решить, какие специальности интересны. Можно написать список, по очереди пробовать каждую и вычёркивать неподходящие.
3. Выяснить, какие профессии сейчас востребованы. Например, профессии бухгалтера, корректора, нотариуса могут исчезнуть через 10–20 лет. Зато будут востребованы онлайн-терапевты, медиаполицейские, архитекторы данных и разработчики. Некоторые студенты Практикума уже воспользовались возможностью сменить профессию и не пожалели об этом.
Следить за этими данными можно в «Атласе новых профессий» школы Сколково.
При выборе специальности стоит ориентироваться и на принципы профориентации:
● профессия должна соответствовать интересам, способностям и склонностям человека и быть нужной обществу;
● в профессии можно развиваться — повышать квалификацию и уровень дохода;
● работа должна приносить не только удовлетворение, но и пользу.
Выбирать профессию нужно, ориентируясь только на свои склонности, качества и умения — другие люди не эксперты в вашей жизни, даже если это родители.
Кажется, человек про себя всё знает — что любит, умеет и хочет. Но всегда есть риск переоценить или недооценить свои способности. Или считать, что хобби может стать полноценной работой и приносить доход. Проходить тесты или получить консультацию нужно, чтобы убедиться в своей правоте — или в обратном. Лучше, если это произойдёт на начальном этапе, когда всё можно исправить.
2. Переносить отношение к человеку на его профессию.
Например, для подростка его папа-лётчик — пример для подражания. Он сильный, смелый и летает. И ребёнок тоже решает стать пилотом. А потом оказывается, что учиться в лётной академии и жить далеко от дома тяжело, а управлять самолётом — страшно.
3. Увлекаться только одной стороной профессии.
Например, человек любит животных — постоянно подкармливает брошенных собак и кошек, привозит корм в приюты. Он решает стать ветеринаром и встречается со всеми трудностями лечения животных. Ожидания не выдерживают столкновения с реальностью, и случается кризис или профессиональное выгорание.
4. Не узнавать больше о профессии.
Кажется, что археолог — это профессия, полная приключений, совсем как у Индианы Джонса. Но в реальности археолог — это исследователь: он может неделями проводить раскопки, а потом месяцами их описывать. Никаких приключений — сплошная рутина. Так может оказаться в любой другой профессии. Поэтому имеет смысл узнать как можно больше о работе, которую придётся выполнять, — посетить мастер-классы, пройти стажировку, сходить на встречи с сотрудниками компании.
Можно выбирать специальность «по наитию» — без профориентации, но есть риск ошибиться и потратить время и деньги на ненужное обучение и неинтересную работу. Возможности современной профориентации позволяют не только подобрать профессию, максимально соответствующую характеру и способностям, но и научиться находить баланс между своими желаниями и возможностями, мыслить критически, делать профессиональный выбор и принимать решения.
Читать также: