2025
Исследование Яндекс Практикума и hh.ru

Уровень конкуренции в IT среди новичков и влияние дополнительного IT-образования на привлекательность кандидата

Логотип HeadHunter
В этой статье — методология и результаты исследования конкуренции в IT-сфере и привлекательности выпускника Яндекс Практикума для работодателей в России. Мы провели его вместе с hh.ru, чтобы выяснить, действительно ли среди джунов в IT существует жёсткая конкуренция и как себя чувствуют выпускники Практикума, выйдя на рынок труда.

Как проводили исследование

  1. Аналитики hh.ru собрали статистику по всем резюме, размещённым на сервисе в исследуемые периоды. Для оценки привлекательности кандидатов взяли период с 1 января по 31 декабря 2024 года, для оценки конкуренции на рынке труда — с 1 июля по 31 декабря 2024 года.
  2. Всего было проанализировано более 29 тыс. резюме джуниор-специалистов и более 30 тыс. вакансий. Таким образом, статистика приводилась на основании практически всех элементов генеральной совокупности — мы смотрели не на случайную выборку резюме, а на все подходящие под критерии анализа.
  3. Когда анализировали привлекательность выпускника, в выборку попадали две группы соискателей, которые мы сравнивали между собой. У первой группы не было указано никаких пройденных курсов, однако могло быть любое высшее или среднее профессиональное образование. У второй группы соискателей в резюме было указано образование от Яндекс Практикума в дополнение к основному.

    Приглашением на интервью считалось отправленное работодателем приглашение на следующий этап отбора (собеседование) после прочтения резюме или отклика на резюме. Рассматривали два случая: когда соискатель отправляет резюме на конкретную вакансию и когда работодатель видит подходящее резюме и сам приглашает соискателя принять участие в отборе на вакансию.
  4. Когда анализировали конкуренцию на рынке труда, то рассматривали только активные резюме и вакансии.

    Активные вакансии — те, которые прошли модерацию, не были удалены и не были заархивированы. Хотя бы в один из дней за анализируемый период вакансия соответствовала всем этим требованиям.

    Активные резюме — те, которые прошли модерацию, не были удалены, были видимы для работодателей в любой из опций, были созданы или обновлены не ранее 60 дней от даты, входящей в анализируемый период. Хотя бы в один из дней за анализируемый период резюме соответствовало всем этим требованиям.
  5. Грейд определяли по информации из вакансии, а не из резюме. Одно резюме в компаниях разного уровня может претендовать на смежные грейды, поэтому за основу взяли именно характеристики вакансий.
  6. Анализировали лишь те группы по профессиям и регионам, в которых есть как минимум 30 наблюдений — вакансий или резюме.
  7. Мы рассмотрели 25 профессий в IT-сфере, а 8 наиболее актуальных для выпускников Практикума направлений проанализировали отдельно.

    В базу анализа вакансий по всей профессиональной области в IT‑сфере попали следующие профессии:
    • 1. Аналитик
    • 2. Арт‑директор, креативный директор
    • 3. Гейм‑дизайнер
    • 4. Дизайнер, художник
    • 5. Директор по информационным технологиям (CIO)
    • 6. Менеджер продукта
    • 7. Программист, разработчик
    • 8. Руководитель группы разработки
    • 9. Руководитель проектов
    • 10. Сетевой инженер
    • 11. Системный администратор
    • 12. Системный инженер
    • 13. Специалист по информационной безопасности
    • 14. Специалист технической поддержки
    • 15. Тестировщик
    • 16. Технический директор (CTO)
    • 17. Технический писатель
    • 18. Системный аналитик
    • 19. Бизнес‑аналитик
    • 20. Методолог
    • 21. BI‑аналитик, аналитик данных
    • 22. Руководитель отдела аналитики
    • 23. DevOps‑инженер
    • 24. Продуктовый аналитик
    • 25. Дата‑сайентист

    В базу детального анализа вакансий в IT‑сфере попали следующие профессии:
    • аналитик: аналитик данных, data analyst, дата‑аналитик;
    • дата‑сайентист: Data Scientist, дата‑сайентист;
    • тестировщик: тестировщик, инженер по тестированию, QA, QA‑инженер, QA engineer;
    • программист/разработчик: python‑разработчик, python developer, backend developer, frontend developer, frontend‑разработчик, фронтенд‑разработчик, fullstack developer, fullstack‑разработчик, фуллстек‑разработчик;
    • менеджер продукта: product manager, продакт‑менеджер, менеджер продукта;
    • дизайнер/художник: графический дизайнер, graphic designer, UI/UX дизайнер, UI/UX designer, дизайнер интерфейсов, interface designer;
    • руководитель проектов: project manager, проджект‑менеджер, менеджер проектов;
    • маркетолог: интернет‑маркетолог, маркетолог.

Кратко: преимущества учёбы в Практикуме для джуниор-специалистов

Исследование показывает, что в профессиях с высокой конкуренцией эффект от дополнительного обучения в Практикуме наибольший, как в уровне зарплаты, так и в количестве приглашений на собеседования. Влияние варьируется в зависимости от профессии и региона.

Так, например, специалистам уровня джуниор курсы Практикума в резюме помогают увеличить количество приглашений на собеседования и получить более высокий стартовый уровень зарплаты.

До +38,62%
В среднем выпускники Практикума получают больше приглашений на собеседования, чем соискатели без законченных курсов
До +9,77%
В среднем, выше зарплата у выпускников Практикума, чем у соискателей, которые не заканчивали никаких курсов
Самое большое преимущество в приглашениях на собеседования получают:

Дизайнеры

+40,6%

Маркетологи

+33,7%

Менеджеры проектов

0
100%
+27%
Самое большое преимущество в уровне зарплаты получают:
Data Science
+12,3%
Дизайнеры
+5,6%
Тестировщики
+5,2%

Самый большой положительный эффект обучение в Практикуме оказывает на уровень зарплаты и количество приглашений на собеседования для соискателей уровня джуниор в Казани, Волгограде, Челябинске и Ростове-на-Дону.

Поделиться

Смотрите ещё

Mon Jun 16 2025 17:40:50 GMT+0300 (Moscow Standard Time)