2025
Исследование Яндекс Практикума и hh.ru

Уровень конкуренции в IT среди новичков и влияние дополнительного IT-образования на привлекательность кандидата

Логотип HeadHunter
В этой статье — методология и результаты исследования конкуренции в IT-сфере и привлекательности выпускника Яндекс Практикума для работодателей в России. Мы провели его вместе с hh.ru, чтобы выяснить, действительно ли среди джунов в IT существует жёсткая конкуренция и как себя чувствуют выпускники Практикума, выйдя на рынок труда.

Как проводили исследование

  1. Аналитики hh.ru собрали статистику по всем резюме, размещённым на сервисе в исследуемые периоды. Для оценки привлекательности кандидатов взяли период с 1 января по 31 декабря 2024 года, для оценки конкуренции на рынке труда — с 1 июля по 31 декабря 2024 года.
  2. Всего было проанализировано более 29 тыс. резюме джуниор-специалистов и более 30 тыс. вакансий. Таким образом, статистика приводилась на основании практически всех элементов генеральной совокупности — мы смотрели не на случайную выборку резюме, а на все подходящие под критерии анализа.
  3. Когда анализировали привлекательность выпускника, в выборку попадали две группы соискателей, которые мы сравнивали между собой. У первой группы не было указано никаких пройденных курсов, однако могло быть любое высшее или среднее профессиональное образование. У второй группы соискателей в резюме было указано образование от Яндекс Практикума в дополнение к основному.

    Приглашением на интервью считалось отправленное работодателем приглашение на следующий этап отбора (собеседование) после прочтения резюме или отклика на резюме. Рассматривали два случая: когда соискатель отправляет резюме на конкретную вакансию и когда работодатель видит подходящее резюме и сам приглашает соискателя принять участие в отборе на вакансию.
  4. Когда анализировали конкуренцию на рынке труда, то рассматривали только активные резюме и вакансии.

    Активные вакансии — те, которые прошли модерацию, не были удалены и не были заархивированы. Хотя бы в один из дней за анализируемый период вакансия соответствовала всем этим требованиям.

    Активные резюме — те, которые прошли модерацию, не были удалены, были видимы для работодателей в любой из опций, были созданы или обновлены не ранее 60 дней от даты, входящей в анализируемый период. Хотя бы в один из дней за анализируемый период резюме соответствовало всем этим требованиям.
  5. Грейд определяли по информации из вакансии, а не из резюме. Одно резюме в компаниях разного уровня может претендовать на смежные грейды, поэтому за основу взяли именно характеристики вакансий.
  6. Анализировали лишь те группы по профессиям и регионам, в которых есть как минимум 30 наблюдений — вакансий или резюме.
  7. В базу анализа вакансий в IT-сфере попали следующие профессии:
    • аналитик: аналитик данных, data analyst, дата-аналитик;
    • дата-сайентист: Data Scientist, дата-сайентист;
    • тестировщик: тестировщик, инженер по тестированию, QA, QA-инженер, QA engineer;
    • программист/разработчик: python-разработчик, python developer, backend developer, frontend developer, frontend-разработчик, фронтенд-разработчик, fullstack developer, fullstack-разработчик, фуллстек-разработчик;
    • менеджер продукта: product manager, продакт-менеджер, менеджер продукта;
    • дизайнер/художник: графический дизайнер, graphic designer, UI/UX дизайнер, UI/UX designer, дизайнер интерфейсов, interface designer;
    • руководитель проектов: project manager, проджект-менеджер, менеджер проектов;
    • маркетолог: интернет-маркетолог, маркетолог.

Вывод 1: в большинстве IT-профессий конкуренция среди джунов умеренная или высокая, но не экстремальная

7,1
Соотношение резюме джуниор-специалистов к вакансиям для всей IT‑сферы составляет 7,1 резюме на одну вакансию. Это соответствует здоровому уровню конкуренции.
    По данным от hh.ru значение индекса расшифровывается так: если количество резюме на одну вакансию:
  • меньше или равно 1,9 — острый дефицит соискателей;
  • от 2,0 до 3,9 — дефицит соискателей;
  • от 4,0 до 7,9 — умеренный уровень конкуренции, здоровое соотношение;
  • от 8,0 до 11,9 — высокий уровень конкуренции за рабочие места;
  • от 12 — крайне высокий уровень конкуренции за рабочие места.
    Наиболее конкурентные позиции среди джуниор-специалистов:
  • специалист по Data Science — 16,6 резюме на одну вакансию;
  • дизайнер — 14,6 резюме на одну вакансию;
  • тестировщик — 14,1 резюме на одну вакансию;
  • разработчик — 13,5 резюме на одну вакансию.
    Наименее конкурентные позиции среди джуниор-специалистов:
  • маркетолог — 4,3 резюме на одну вакансию;
  • менеджер продуктов — 5,3 резюме на одну вакансию;
  • менеджер проектов — 6,4 резюме на одну вакансию.

Вывод 2: наличие дополнительного профессионального образования помимо основного помогает джунам получать больше приглашений на собеседования

До +38,62%
Количество приглашений на собеседования у джуниор-выпускников, которые окончили курсы Практикума в дополнение к основному образованию, в среднем до +38,62% выше, чем у соискателей, которые не заканчивали никаких курсов.
изображение диаграммы изображение диаграммы

Количество приглашений на собеседования для соискателя уровня джуниор, который закончил Практикум, по сравнению с соискателем, который не заканчивал никаких курсов, для разных цифровых специальностей.

    Посмотрим на примере Яндекс Практикума. В конкурентных профессиях — специалисты по Data Science и дизайнеры — наблюдается высокий эффект от прохождения курсов после получения основного образования:
  • для дизайнеров конкуренция составляет 14,6 резюме на одну вакансию, а рост количества приглашений — 40,6%;
  • для специалистов по Data Science конкуренция составляет 16,6 резюме на одну вакансию, а рост количества приглашений — 23,8%.
Из этого можно сделать ещё один вывод: прохождение курсов в дополнение к имеющемуся среднему или высшему образованию создаёт конкурентное преимущество в тех областях, где соискатели сталкиваются с высокой конкуренцией на начальном уровне.

Вывод 3: прохождение курсов после получения основного образования помогает джунам получать предложения с более высокими зарплатами

До +9,8%
Например, предложения о зарплате у соискателя уровня джуниор, который закончил Практикум, в среднем до +9,8% выше по сравнению с соискателем, который не заканчивал никаких курсов.
изображение диаграммы изображение диаграммы

Зарплата соискателя уровня джуниор, который закончил Практикум после получения основного образования, по сравнению с соискателем, который не заканчивал никаких курсов, для разных цифровых специальностей.

    Наибольшие значения медианной зарплаты у специалиста уровня джуниор по всей России:
  • специалист по Data Science — 90 000 ₽ в месяц;
  • аналитик — 83 750 ₽ в месяц;
  • менеджер продуктов — 80 087 ₽ в месяц.
    Наименьшие значения медианной зарплаты у специалиста уровня джуниор по всей России:
  • дизайнер — 55 400 ₽ в месяц;
  • маркетолог — 59 880 ₽ в месяц;
  • разработчик — 68 150 ₽ в месяц.
Для профессий с высоким базовым уровнем зарплаты на уровне джуниор дополнительное обучение в Практикуме даёт серьёзное зарплатное преимущество.
    Джуниор-специалист по Data Science:
  • Медианная зарплата в России: 90 000 ₽ в месяц.
  • Зарплатное преимущество выпускника Практикума достигает +12,3%.
    Джуниор-тестировщик:
  • Медианная зарплата в России: 69 930 ₽ в месяц.
  • Зарплатное преимущество выпускника Практикума достигает +5,21%.
    Джуниор-разработчик:
  • Медианная зарплата в России: 68 150 ₽ в месяц.
  • Зарплатное преимущество выпускника Практикума достигает +2,77%.
    Джуниор-маркетолог:
  • Медианная зарплата в России: 59 880 ₽ в месяц.
  • Зарплатное преимущество выпускника Практикума достигает +1,24%.
Это может объясняться тем, что в высокооплачиваемых специальностях работодатели готовы платить больше за структурированные знания и навыки, которые даёт практико-ориентированное образование.

Вывод 4: получение дополнительного образования после основного даёт джунам значительное преимущество в разных регионах

В Москве и Санкт-Петербурге самые высокие зарплаты по ролям. Москва стабильно предлагает самые высокие зарплаты, часто на 20–50% выше среднего по стране. Обучение в Яндекс Практикуме после получения основного образования даёт кандидатам преимущество в зарплате и количестве приглашений на собеседования в этих и других регионах страны.

изображение диаграммы

Положительное влияние от обучения в Практикуме на уровень зарплаты и количество приглашений на собеседования для соискателей уровня джуниор, по сравнению с соискателем, который не заканчивал никаких курсов, в разных регионах.

Кратко: преимущества учёбы в Практикуме для джуниор-специалистов

Исследование показывает, что в профессиях с высокой конкуренцией эффект от дополнительного обучения в Практикуме наибольший, как в уровне зарплаты, так и в количестве приглашений на собеседования. Влияние варьируется в зависимости от профессии и региона.

Так, например, специалистам уровня джуниор курсы Практикума в резюме помогают увеличить количество приглашений на собеседования и получить более высокий стартовый уровень зарплаты.

До +38,62%
В среднем выпускники Практикума получают больше приглашений на собеседования, чем соискатели без законченных курсов
До +9,77%
В среднем, выше зарплата у выпускников Практикума, чем у соискателей, которые не заканчивали никаких курсов
Самое большое преимущество в приглашениях на собеседования получают:

Дизайнеры

+40,6%

Маркетологи

+33,7%

Менеджеры проектов

0
100%
+27%
Самое большое преимущество в уровне зарплаты получают:
Data Science
+12,3%
Дизайнеры
+5,6%
Тестировщики
+5,2%

Самый большой положительный эффект обучение в Практикуме оказывает на уровень зарплаты и количество приглашений на собеседования для соискателей уровня джуниор в Казани, Волгограде, Челябинске и Ростове-на-Дону.

Поделиться

Смотрите ещё

Fri Apr 25 2025 09:28:34 GMT+0300 (Moscow Standard Time)