Можно ли попасть в Яндекс после онлайн-курса?

Анна Смирнова
руководитель Карьерного центра Яндекс Практикума
На рынке IT огромное количество работодателей: IT- и диджитал‑специалисты нужны и в бигтехе, и в ритейле, и даже в соседней булочной. Нередко новички, которые только сменили профессию, сразу ставят себе амбициозную цель — попасть в крупную компанию. Часто — в Яндекс. Вместе с экспертом разобрались, реально ли устроиться туда после онлайн-курсов.

Отличаются ли требования к джунам в разных компаниях?

Процесс отбора и требования к кандидатам зависят от задач, бизнес-целей, продуктовой стратегии и культуры компании. Представим, что небольшой стартап, FMCG-гигант вроде «Магнита» и бигтех‑компания, тот же Яндекс, нанимают начинающих разработчиков. Реальная ситуация на рынке такова: это будут абсолютно разные джуны.

В стартап новичок может попасть за развитые софты — ведь они там часто важнее хардскилов. Чтобы оказаться в ритейле, начинающему разработчику совершенно необязательно знать алгоритмы и структуры данных на уровне олимпиадного программирования. А в третьем случае от джуна будут ждать знаний выпускника топового технического вуза. В итоге стажёрская вакансия в бигтехе становится равной по навыкам и квалификации вакансии джуниор-специалиста в той же FMCG-компании.

Усложнённый подход к найму в бигтехе — следствие культуры, которая формировалась годами и десятилетиями. А ещё техноцентризма (в лучшем смысле слова) и акцента на качество тех продуктов, которые компании выпускают на рынок. В результате — отбор многоступенчатый, конкуренция высокая, как и порог входа. Конечно, это касается не только стажёрских и джуновых вакансий: на синьорные грейды в эти компании попасть также трудно.

Хорошая новость: Яндекс, «Авито» и другие гиганты — скорее исключение из правил, их не больше 1% на рынке. Это значит, что процесс отбора в сфере IT в среднем проще и быстрее, чем конкретно в этих компаниях.

Получается, дорога в бигтех для меня закрыта?

Не совсем. Всё это актуально в первую очередь для технических специальностей: разработки и аналитики данных.

Истории успеха случаются, но чаще выпускникам просто не хватает опыта, чтобы пройти все этапы отбора. Однако это становится классным стартом, чтобы проанализировать свои точки роста, подтянуть навыки и попробовать силы в другом месте.

Так, например, произошло у Алёны, выпускницы курса Data Science. Она успешно выполнила тестовое задание для стажировки в одном из подразделений Яндекса, а вот на собеседовании запереживала и не ответила на большинство вопросов. Ей отказали, но вместе с карьерным менеджером Алёна наметила стратегию развития навыков и поиска работы. Подтянула математику, порешала задачки на kaggle и поучаствовала в техническом мок-интервью — и через 2 месяца вышла на работу в аналитическую компанию.

Бывает и по-другому: после основательной подготовки удаётся получить место на стажировке, а вот оффер после неё — нет. Ведь на стажёрской позиции тоже непросто: приходится быстро учиться, адаптироваться к новым процессам и высокой нагрузке. Так произошло у фронтенд-разработчика Кости. Он не опустил руки — с таким боевым опытом в Яндексе он за месяц нашёл работу на джуниорской позиции в небезызвестном банке.

Мы советуем выпускникам технических специальностей попробовать свои силы в небольших компаниях или средних и крупных компаниях, где:

  • IT — это важная, но не основная команда,
  • продукты, которые выпускает компания, не обязательно айтишные,
  • компания в принципе не выпускает продукты, но оказывает услуги в сфере IT или анализа данных.

Отбор на стажёрские и джуниор-роли там не требует чересчур глубоких знаний, которые дают в вузах на технических специальностях.

А как обстоят дела с диджитал‑профессиями?

Выпускникам диджитал-специальностей вполне реально попробовать свои силы в Яндексе сразу после окончания курсов. Здесь мы имеем в виду менеджеров продуктов и проектов, IT HR и IT‑рекрутеров, диджитал-маркетологов и SMM-специалистов.

Среди выпускников Практикума есть такие примеры. Так, выпускница курса «IT-рекрутер» Настя искала работу 3 месяца, 1,5 из которых длился отбор в Яндекс. За это время она успела сделать тестовое и пройти 5 собеседований — с HR’ом и несколькими командами, в одной из которых она работает по сей день.

Ещё больше шансов попасть в бигтех у новичков в диджитале, когда есть релевантный опыт работы не в IT. Например, если вы уже были менеджером проектов, а теперь отучились на курсе, чтобы управлять ими именно в IT.

Так как подходить к выбору первой компании?

На самом деле не так важно, где вы стартуете свою карьеру по новой специальности — в  Яндексе, крупном банке или в любой другой компании. Важно понимать, что вы хотите от неё в долгосрочной перспективе. А ещё — чтобы работа вас вдохновляла, от задач горели глаза, а команда строилась вокруг взаимоподдержки и общих целей, а не конфликтов и борьбы за зоны ответственности. Поэтому компания, которую вы выберете, — это лишь первый шаг на вашем пути.

Первый опыт — формирующий, это правда. Но при этом — это всего лишь опыт, всего лишь компания и всего лишь работа. И то и другое можно поменять в зависимости от ваших карьерных целей.

Мне близок подход к карьере как к продукту. Видение и стратегия меняются в зависимости от потребностей клиента (вас) в конкретный момент и от ситуации на рынке. Это живой организм, а не что-то статичное и незыблемое.

Дерзайте, пробуйте, не бойтесь отказов и выбирайте то, что отвечает вашим персональным карьерным целям, — это самое главное.

Попробуйте себя в новой профессии

Переходите в каталог Яндекс Практикума и выбирайте курс. У каждого есть бесплатная вводная часть — она поможет понять, подходит ли вам специальность и формат обучения.

Начать учиться бесплатно
Поделиться

Смотрите ещё

Mon May 05 2025 16:52:56 GMT+0300 (Moscow Standard Time)