Что такое прототипирование и как оно работает
Что такое прототипирование и как оно работает
Разбираемся, зачем нужен макет будущего сайта или приложения, стоит ли рисовать схему продукта на салфетке и какой вид прототипа подходит для коридорного тестирования.
Прототипирование в контексте дизайна интерфейсов — это визуализация модели будущего продукта. Прототип помогает перейти от идеи к сайту или мобильному приложению с наименьшими затратами ресурсов: времени, сил, денег.
Прототип помогает найти лакуны и недоработанные места в пользовательском сценарии, быстро протестировать идею, скорректировать флоу и увидеть, как будет выглядеть финальная версия продукта, ещё до начала разработки.
Суть прототипирования можно описать поговоркой: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». Источник: behance
Прототип помогает решить следующие задачи:
● Проверить пользовательские сценарии. Все ли из запланированных сценариев добавлены и доведены до финала, нет ли лакун и ошибок при прохождении пути пользователя, присутствует ли весь согласованный с заказчиком набор опций, может ли пользователь совершить целевое действие.
● Протестировать продукт и собрать обратную связь. Это быстрая проверка идей путём коридорного тестирования макета с ещё не идеально отрисованными элементами. Так можно обнаружить недостающую ветку в сценарии или несоответствие интерфейса потребностям пользователей. Условно говоря, при заказе клининга на дом человек хочет иметь возможность указать временной интервал работ, а можно выбрать только день.
● Учесть системные ограничения. По блок-схеме дизайнеры и разработчики могут сразу заметить, какое решение в предлагаемых заказчиком условиях реализовать не удастся — например, сложную анимацию на главной странице или возможность сразу подтянуть к карте местоположение пользователя.
● Улучшить коммуникацию в команде. Дизайнеру будет проще договориться с заказчиком и разработчиками, если он будет объяснять свои идеи с помощью прототипа.
● Визуализировать идею. Представить целостный образ будущего продукта через детализированный интерактивный прототип с кликабельными кнопками и формами.
Начинающие дизайнеры часто уделяют недостаточно внимания проработке прототипа, стремясь сразу перейти к созданию визуала. Такая ошибка вносит в проект долю хаоса и приводит к затягиванию работ: приходится заново согласовывать с заказчиком решения и переделывать уже переданные в разработку ветки сценариев, что приводит в том числе к потере времени и к увеличению сметы проекта.
Набить руку в проектировании макетов и не набить шишек поможет курс «Дизайнер интерфейсов». Студенты смогут положить в портфолио пять разноплановых проектов и поработать с практикующими дизайнерами из Яндекса, Т-Банка и других крупных компаний. Опыт в сфере IT или умение рисовать не нужны — достаточно компьютера с доступом в интернет.
Прототипы принято классифицировать по уровню детализации:
● Низкодетализированные, или low fidelity, — буквально наброски будущего продукта, зачастую понятные исключительно самому дизайнеру. Та самая схема на салфетке, которую рисуют при первой встрече заказчика и дизайнера, часто на ходу, в кафе во время ланча и т. д.
● Среднедетализированные, или middle fidelity, — схема из серых прямоугольников, за которыми угадываются будущие элементы: блоки текста, кнопки, иллюстрации, баннеры, иконки и т. д. По такому прототипу можно быстро пробежаться и уловить флоу и логику продукта: где и какие элементы располагаются и как будет развиваться пользовательский сценарий.
● Высокодетализированные, или high fidelity, — подробно прорисованный кликабельный макет, в котором проработаны все переходы и возможные сценарии, можно прокликать кнопки, заполнить формы и совершить целевое действие. Такой прототип максимально близок к образу будущего продукта.
Уровень точности прототипа во многом зависит от ситуации, в которой его используют. Так, низкодетализированный прототип поможет обрисовать идею или функцию в целом, но будет практически бесполезен при коридорном тестировании — в этом случае понадобится высокодетализированный вариант, иначе время будет потрачено напрасно, а толковой обратной связи не будет.
Сегодня в UX-дизайне низкодетализированные прототипы используются редко — например, в ситуациях, когда на первой встрече нужно быстро прикинуть логику продукта. Гораздо чаще дизайнеры плотно работают с высокодетализированными прототипами. Такой подробный прототип позволит провести коридорное тестирование и собрать обратную связь от респондентов. В идеале всё, что кликается, в прототипе должно быть кликабельно: кнопки, фильтры, чекбоксы, инпуты и другие элементы, которые будут встречаться по мере прохождения пользовательского сценария до момента выполнения целевого действия. Они должны реагировать на действия пользователя.
Разберём подробнее последовательность шагов при работе над прототипом продукта.
Этап 1. Исследование. Прежде чем приступать к разработке прототипа, дизайнеру необходимо провести исследование. Нужно собрать воедино всю разрозненную информацию о продукте, требованиях и возможностях заказчика, задачах и целях продукта. Также предстоит провести анализ конкурентов, выявить аналогичные удачные и не очень решения на рынке.
Этап 2. Проектирование. На основе собранной информации дизайнер создаёт каркас будущего продукта, или блок-схему с первостепенными и дополнительными элементами. Дизайнер разрабатывает сценарий для всех возможных путей пользователя и продумывает все шаги на пути к целевому действию. Затем специалист детализирует прототип, создавая кликабельный и визуально цельный образ продукта.
Этап 3. Тестирование и сбор обратной связи. Время коридорного тестирования и опросов потенциальных пользователей. На этом этапе проверяется логика продукта, отсутствие лакун и незавершённых сценариев.
Этап 4. Доработка прототипа. Руководствуясь полученной обратной связью, дизайнер вносит правки в прототип, дорабатывает сценарии и отдельные элементы. В результате получается интерактивный прототип, максимально подобный будущему продукту.
В случае редизайна работа над прототипом будет включать ещё один шаг — UX-аудит существующего продукта. Он проводится одновременно с исследованием продукта и анализом конкурентов.
Инструменты прототипирования как пространства для создания дизайна весьма разнообразны — начиная от листа бумаги и заканчивая специализированными программами. Перечислим основные из них.
● Figma. Самый популярный среди дизайнеров инструмент прототипирования. По сути, Figma сегодня стала стандартом работы в дизайн-индустрии. У инструмента внушительный список плюсов: возможность командной работы, огромное количество гайдов, регулярные апдейты, наличие библиотек, дружелюбное профессиональное комьюнити, в целом удобство работы и низкий порог входа.
Figma позволяет собирать дашборды, разрабатывать прототипы, создавать иконки, векторную графику и анимацию и многое другое. Источник: Figma
● FigJam. Интерактивная онлайн-доска от разработчиков Figma подходит для брейнштормов, разработки логики пользовательских сценариев, дорожных карт и низкодетализированных блок-схем.
В FigJam есть виджеты, которые позволяют интегрировать инструмент в Jira, Asana и Notion. Источник: Figma
● Sketch. Позволяет создавать простые каркасы, интерактивные прототипы, векторные иллюстрации и иконки, поддерживает интеграцию с InVision и Jira. Но этот инструмент работает только на macOS.
У программы есть 30-дневная бесплатная версия, затем придётся купить подписку. Стоимость стандартной составляет 10–12 долл. США ежемесячно. Источник: Sketch
● Framer. Полноценный no-code конструктор сайтов, также подходит для прототипирования. Содержит сотни шаблонов, библиотеку шрифтов и анимации, обучающие гайды. Интерфейс и часть функций схожи с Figma, а библиотека страниц и блоков напоминает конструктор Tilda.
Ещё одна интересная фишка инструмента — локализация на базе ИИ. Источник: Framer
● Adobe XD. Возможности прототипирования на уровне Sketch и Figma в привычном интерфейсе среды Adobe с опциями управления голосом и автоматического анимирования. Поддерживается интеграция с Illustrator, Photoshop и After Effects.
● InVision. Как и в Figma, доступна одновременная онлайн-работа всей команды, есть более 200 готовых шаблонов и возможность интеграции с популярными инструментами: Jira, Slack, Confluence.
Инструмент позволяет генерировать идеи всей командой в режиме реального времени. Источник: invisionapp
● Miro. Онлайн-доска для командной работы от российских разработчиков. Используют в основном для подготовительной работы, создания блок-схем, карты путей пользователя и тому подобных вещей. Miro поддерживает интеграцию более чем со 130 инструментами, среди которых Jira, Asana, Zoom и Slack.
Совет эксперта
Читать также: