Программирование • 22 августа 2023 • 5 мин чтения

Всё о чат-ботах: виды, преимущества, успешные примеры

Расскажем о возможностях чат-ботов, разберём уже запущенные и соберём чат-бота в конструкторе.

Что такое чат-бот

Чат-боты — это виртуальные помощники, часть которых выполняет примитивные действия (напоминания, бронирование, запись информации, автоответчик), а другая построена на основе искусственного интеллекта. Основоположником можно считать Алана Тьюринга и его идею создания интеллектуальных машин. Технологии искусственного интеллекта, с помощью которых работают чат-боты, расширяют зоны своего присутствия. Они встроены в программы «умного дома», мобильные приложения, онлайн-банки и маркетплейсы.

Чат-бота создают, чтобы выстроить диалог с пользователем. Он похож на конструктор из сообщений и кнопок, имитирующий разговор между реальными людьми. Чат-боты могут однострочно отвечать на простой запрос или конструировать сложную беседу с высоким уровнем персонализации.

Зачем нужен чат-бот

Чат-боты упрощают взаимодействие между клиентом и компанией и помогают экономить средства. Быстрый поиск ответа на вопрос, смена персональных данных, устранение мелких неполадок в приложении, оформление заявки на покупку продукта — с этим чат-бот готов справиться. При необходимости он перенаправляет запрос вместе с полученными данными на нужного специалиста.
Возможности чат-ботов

Виды чат-ботов

1. Чат-боты с кнопками

Опираются на заранее описанные правила поведения, обработку естественного языка на базовом уровне и ключевые слова. Они выполняют несложные команды, например принимают оплату или знакомят с интерфейсом продукта. Однако при выходе за определённые алгоритмы чат-бот уже не справляется сам и вызывает подкрепление в виде специалиста поддержки.

Кнопки упрощают коммуникацию пользователя с ботом

2. Виртуальные или цифровые помощники

Это более продвинутые боты, способные вести диалог с клиентом. Они используют передовые инструменты искусственного интеллекта, чтобы определить пользовательские цели. Их главное отличие от чат-ботов с кнопками — персонализация ответов и решений. Основы таких чат-ботов — машинное обучение, обработка языка и реальных пользовательских запросов.

С Алисой можно говорить практически на любые темы. Она подскажет, как попросить помощи на китайском, объяснит, чем фронтенд отличается от бэкенда, и сочинит сказку для ребёнка

Преимущества чат-ботов

Круглосуточный доступ для пользователя
Чат-бот способен работать 24/7 и решать вопросы в моменте, поэтому клиенту не нужно звонить в офис компании и ждать на линии.

Самообслуживание
Клиент работает с ботом без общения с реальным человеком — быстро, удобно, подходит для интровертов, упрощает процессы.

Экономия расходов
Бизнесу не нужно нанимать дополнительных сотрудников для общения с клиентами и обработки их запросов.

Сбор клиентских данных и отслеживание потребностей аудитории
Через чат-боты компания может изучать свою аудиторию, анализировать отзывы и поднимать продажи. Ранее клиенты с вопросами, проблемами или жалобами отправляли электронные письма или звонили в службу поддержки. Такой формат коммуникации сохраняется, но чат-боты позволяют оптимизировать количество входящих обращений и снизить нагрузку на персонал. Чат-боты допускают меньше ошибок при сборе данных и обрабатывают информацию быстрее, чем человек. Это позволяет сократить время контакта между первичным обращением клиента и получением услуги.

Эффективный инструмент продаж и вовлечения клиентов
Чат-боты дают клиенту точную информацию, упакованную под его потребности. Клиент чувствует, что его не перегружают информацией и не пытаются навязать много всего сразу. Он остаётся заинтересован в работе с компанией, получая в ответ бережное отношение к себе и рассылку с неагрессивной воронкой продаж.

Возможность подключения к чат-боту иностранных языков
Повышение лояльности к бренду и расширение своего присутствия на рынке через работу с клиентами за пределами страны.

Примеры чат-ботов крупных компаний

Разработка чат-ботов — способ повысить бизнес-показатели и выйти на новый уровень общения с клиентами. Собрали несколько заметных чат-ботов, которые успешно запущены и продолжают развиваться на рынке.

Алиса, Яндекс
Алиса — продукт Яндекса, имитирующий живой и эмоциональный диалог с пользователем и решающий возникшие вопросы и задачи. Он сочетает в себе чат-бота и голосового помощника. Алиса ставит музыку, планирует маршрут, ищет подходящие гадания на картах таро и может подбодрить, когда грустно. Распознаёт как голос, так и текст. Алису можно научить новым навыкам через Яндекс Диалоги.

Чат с Алисой «Давай придумаем». В основе — технологии YandexGPT

Олег, Тинькофф
В экосистеме «Тинькофф» ассистент Олег выполняет функции текстового и голосового помощника, в зависимости от ситуации (звонок, технический вопрос, финансовые операции). Он может включить в беседу шутку, строго ответить мошенникам или проявить заботу о клиенте.

Если Олег не может ответить на вопрос, он позовёт человека

SaluteSpeech Bot, Сбер
Бот в Telegram создан разработчиками Сбера и предназначен для расшифровки голосовых сообщений. Он — часть экосистемы Сбера по активации и запуску голосовых ассистентов для бизнеса.

С помощью этого бота можно за пару минут перевести в текст 30-минутное интервью

Dialog OS, Наносемантика
Компания внедрила программу для создания чат-ботов NLab. С её помощью бизнес может настраивать чат-ботов на диалог с клиентами, получать и обрабатывать информацию. Системой успешно пользуется МИРЭА — Российский технологический университет и ГК «Иннотех».

KitBot, NordClan
Чат-бот, созданный Nord Clan, упрощает работу в HR-направлении, подходит для структуризации коммуникационных процессов внутри команды. Бота можно подключить к мессенджерам компании, чтобы запускать опросы и отслеживать активность сотрудника.

ChatGPT, OpenAI
Чат-бот на основе искусственного интеллекта, который работает с естественным языком. Он создаёт истории, отвечает на вопросы, генерирует связанные по смыслу сообщения, занимается переводом. Бот доступен для обработки текста и картинок.

Создание простого чат‑бота с помощью конструктора

Создать собственного чат-бота можно двумя способами:

1. Написать с нуля. Создать нейронную сеть на базе практик NLP, разметить тестовые данные и обучить сеть на созданных выборках, оптимизировать и отладить выходные данные и использовать результат в последующих задачах.

2. Разработать его внутри специального конструктора с инструкциями и шаблонами. Туда можно добавлять текст и картинки, а также самостоятельно выстраивать цепочку сообщений при разработке чат-бота.

Выбрали несколько подходящих вариантов для старта.

Подборка доступных на рынке чат-бот-конструкторов

Boost.ai
Сервис с понятной инструкцией для новичков. Подходит для внедрения FAQ чат-бота в экосистему компании на разных платформах.

Преимущества:
● Бот ориентирован на работу с высоким трафиком запросов на сайте бизнеса;
● Шаблоны для API-документации.

Стоимость: по запросу, есть бесплатная демо-версия.

BroBot
Сервис для создания чат-ботов для интеграции их в социальные сети для последующей раскрутки бренда и привлечения подписчиков.

Преимущества:
● Автоответчик;
● Комментирование постов, лайки;
● Определение целевой аудитории и её разделение на сегменты;
● Поддержка капчи (проверка на действия робота) и прокси.
● Поддержка сервисов для обхода капчи: Антикапча, Рукапча, Антигейт.

Стоимость: один аккаунт на один месяц — бесплатно, безлимит на четыре месяца — 1499 ₽.

Botsify
Платформа для создания чат-ботов — экспертов технической поддержки. Совместная работа бота и живого специалиста сокращает время решения пользовательской проблемы.

Преимущества
● Шаблоны для сбора пользовательских данных через диалог в чате;
● Бесшовный переход от общения с ботом к беседе с менеджером;
● Более 190 языковых вариантов.

Стоимость: стартовый пакет — $40.

Robochat
Чат-боты, разработанные на этой платформе, ориентированы на продажи продукта и удержание клиента с помощью рассылок, выгодных предложений и персонализации контента по заявкам.

Преимущества:
● Аудитория разбивается на сегменты через теги;
● Реакция на подписку и отписку конкретного пользователя;
● Готовые шаблоны для воронок.

Стоимость: первые 7 дней бесплатно, безлимит на месяц — 1990 ₽.

Bot Kits
Сервис по разработке чат-ботов для мессенджеров, предлагает возможности для работы с CRM-системой бизнеса.

Преимущества:
● Расшифровка голосовых сообщений;
● Добавление оплаты через бота.

Стоимость: по запросу, конструктор без помощи команды — бесплатно.

Как собрать чат-бота в конструкторе: пошаговая инструкция

Чтобы оценить, насколько человеку без опыта в программировании сложно пользоваться конструктором, собрали бота для телеграма в сервисе Unisender. Здесь бот формируется из блоков, которые можно редактировать и соединять друг с другом. Можно ставить задержки на отправку сообщений. В течение 14 дней бот будет работать бесплатно, затем — за 1200 ₽ в месяц. Пользователь сможет увидеть краткое описание функций чат-бота, ознакомиться с каталогом компании (в данном случае — образовательные курсы) и при необходимости оставить свои контактные данные или оформить заявку на персональную консультацию.

Чат-бота можно создать за четыре шага:

1. Выбрать сценарий

Можно выбрать готовый шаблон или сделать это вручную, выбрав кнопку «новый сценарий»

2. Настроить сценарий

Собрать сценарий внутри бота помогают подсказки конструктора

3. «Оживить» бота внутри телеграм

Все боты в телеграме регистрируются через бота @BotFather. Он умеет создавать и настраивать ботов по команде пользователя. Чтобы создать чат-бота, нужно запустить команду /newbot. BotFather предложит выбрать название бота (отображается в адресной строке во время общения с пользователем) и имя пользователя (по нему бота можно будет найти в телеграме).

Если имя не занято, BotFather пришлёт имя пользователя и токен, который нужно скопировать и вставить в специальное поле в конструкторе, чтобы бот заработал

В конструкторе Unisender есть подробная инструкция по подключению чат-бота

4. Протестировать бота

Последний шаг перед запуском чат-бота клиентам — тестирование продукта

Совет эксперта

Николай Федосеев

ML и AI быстрыми темпами интегрируются в повседневную жизнь. Рекомендательные системы стриминговых сервисов и маркетплейсов, сервисы обработки фото и видео, скоринговые и антифрод-системы, чат-боты и голосовые помощники, языковые синхронные переводчики, ― всё это возможности и результат применения указанных технологий.

Для более детального и глубокого погружения с целью создания своих и кастомизации уже существующих моделей и решений можно использовать дорожную карту навыков и технологий.

Статью подготовили:
Яндекс Практикум
Education Mentor,
SDE в PlayCanvas
Анастасия Страшнова
Яндекс Практикум
Редактор
Полина Овчинникова
Яндекс Практикум
Иллюстратор

Дайджест блога: ежемесячная подборка лучших статей от редакции

Поделиться

Успейте начать учебу в Практикуме до конца ноября со скидкой 20%

Fri Oct 11 2024 12:40:54 GMT+0300 (Moscow Standard Time)